(54) КОЛОДКА УПОРНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2282067C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2722222C1 |
Колодка упорного подшипника скольжения | 1987 |
|
SU1470996A1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1972 |
|
SU338698A1 |
Сегментная колодка упорного подшипника | 1986 |
|
SU1339323A1 |
Способ повышения нагрузочной способности гидродинамического двухстороннего упорного подшипника скольжения | 1957 |
|
SU116189A1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2722107C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2000 |
|
RU2193123C2 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2020 |
|
RU2757833C1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2578938C2 |
1
Изобретение относится к упорным подшипникам и может быть испольэова- но в турбомашинах, работающих при больших удельных нагрузках.
Известна колодка упорного подшипника, имеющая плоскую рабочую поверхность. Подшипник с такими колодками используется для уравновешивания осевых усилий, возникающих в роторах турбомашин. Показателем нормальной работы этих подшипников является уровень температуры рабочей поверх- ности упорных колодок 1.
Недостатком этих конструкций является снижение несущей способности и Надежности работы из-за ухудшения гидродинамических свойств колодки, обусловленных выдавливанием из-под колодки значительного количества смазки через зазоры между упорным диском и рабочей поверхностью в периферийной и внутренней зонах колодки. Кроме того, к недостаткам указанных колодок следует отнести снйг жение несушей способности подшипника вследствие температурного прогиба рабочей поверхности из-за большого перепада температуры между рабо4ей и тыльной сторонами колодки.
Цель изобретения - повышение несущей способности и надежности упорного подшипника за счет улучшения.. гидродинамических свойств колодки.
Указанная цель достигается тем, что в колодке упорного подшипника скольжения,, содержащей рабочую по-, верхность и входную, выходную и боковые кромки, вдоль боковых кро10мок выполнены пояски с высотой, увеличивающейря от выходной кромки к входной, при этом суммарная площадь рабочей поверхности поясков составляет 30-35% рабочей поверхнос15ти колодки, а угол между плоскостью поясков и рабочей поверхностью в межпоясковой зоне составляет 0,002-0,0025 рад.
На фиг.1 изображена колодка,вид
20 в плане; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1.
На чертежах обозначены : а- ширина колодки ; b - ширина поясков; h - максимальная высота поясков ;
25 d угол между плоскостью поясков и рабочей поверхностью в межпоясковой зоне.
Колодка упорного подшипника на рабочей поверхности содержит пояски
30 1 и 2 одинаковой ширины Ь вдоль
боковых кромок 3 и 4. Высота этих поясков линейно увеличивается от нуля на Выходной кромке 5 до h на входной кромке б.
При рращении упорного диска c Saзкa, увлекаемая силами вязкого трения, поступает под колодку,Г создавая гидродинамическое давление, которое уравновешивает внешнюю осевую силу. Вследствие- наличия поясков 1 и 2 зазор между дисками и колодкой в межпоясковой зоне 7 .. вход1 ой кромки б увеличен, что способствует возрастанию количества смазки, пост упающей прд колодку. Эти же пояски 1 и 2 ограничивают растекание смазки из-под колодки через заэоры между упорным диском и поясками 1 и 2 колодки/.
Увеличение количества смазки, пос тупающей через входной зазор между
колодкой и упорным диском, при ОДНО
временном ограничении периферийных утечек из-под колодки приводит к улучшениюгидродинамических свойств колодки, что увеличивает минимальныйзазор между, колодкой и упорным диском в наиболее горячей зоне колодки Jвыходная часть ). Рост расхода , как. и увеличение минимального г зазора, при фиксированной нагрузке ведет к сни;кению температуры рабочей поверхности упорной колодки, повыша тем самым несущую способность и надежность подшипника.
Наиболее оптимальными, с точки зрения повышения несущей способности и надежности/ являются следующие соотношения геометрических размеров: суммарная площадь рабочей поверхности поясков составляет 30i-35% рабочей поверхности колодки, а уголЫмежду плоскостью поясков и рабочей поверхностью в межпоясковой зоне колодки равен 0,002-0,0025 рад.
Величина b выбрана из условия обепечения износостойкости холодки при
медленном вращении упорного диска (останов, пуск, валоповорот и составляет 15-18% от ширины а колодки.
Суммарная площадь рабочей поверхности поясков, составляющая 30-35% общей площади рабочей поверхности колодки, обеспечивает необходимую износостойкость ее без заметного снижения несущей способности. Наличие углубленной межпоясковой зоны 5 на рабочей стороне колодки также уменьшает чувствительность ее к температурным прогибам.
Предлагаемые колодки с поясками позволяют примерно в 2 раза повысить несущую способность подшипника по сравнению с применяемыми конструкци1ями.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1981-12-30—Публикация
1980-02-01—Подача