Фрикционная муфта Советский патент 1981 года по МПК F16D13/52 

Описание патента на изобретение SU894242A1

(5А) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

1

Изобретение относится к машино строению,в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, сжимаемые поршнем 1J.

Недостатком муфты является большой расход рабочей жидкости.

Наиболее близкой к предлагаемой является фрикционная муфта, содержащая корпус с опорным и фрикционными дисками и гидроцилиндром управления с подпружиненным по оси.поршнем со сливным отверстием, расположенным против фрикционных дисков .

Недостатком данной муфты является большое .усилие включения.

Цель изобретения - уменьшение усилий включения.

Поставленная цель достигается тем,что во фрикцонном диске, обращенном к поршню, выполнены отверстия, а на контактирующей с ним поверхности поршня выполнен паз, сообщающийся с атмосферой, при этом минимальное расстояние по дуге окружности между сливным отверстием и пазом больше ширины отверстия во фрикционном диске.

На фиг. 1 изображена фрикционная муфта, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.

to

Муфта содержит корпус 1 с подпружиненнь1М относительно него отжимными пружинами 2 поршнем 3 гидроцилиндра управления, имеющим сливное отверс15тие k, перекрываемое фрикционными дисками 5, 6 и 7- Во фрикционном диске 5 по окружности на радиусе расположения сливного отверстия выполнены отверстия 8, а на соседней с диском

20 5 фрикционной поверхности 9 выполнен паз 10, сообщающийся с атмосферой .Фрикционные диски расположены между поршнем 3 и опорным диском 11 Расстояние между пазом 10 и сливным отверстием по дуге окружности радиуса R больше ширины h отверстия. Муфта работает следующим образом. При включении муфты (фиг. 1) жид кость под давлением подается в гидравлический .силовой цилиндр, образованный корпусом 1 и поршнем 3- Под действием давления жидкости поршень 3 начинает двигаться, сжимая отжимные ,пружины 2 и пакет дисков 5, 6 и 7. Под действием сил трения скорос дисков синхронизируется.Сливное отверстие Ц, предназначенное для слива жидкости при выключении муфты, имеет небольшое проходное сечение, поэтому слив через него во время включения муфты не оказывает суще ственного влияния на процесс включения. Если после синхронизации фрикционный диск 5 установится таким образом, что отверстие 8 совпадает со сливным отверстием t, то в этом случае жидкость не будет вытекать из гидравлического силового цилиндра, так как паз 10, сообщающийся с атмос ферой, смещен относительно сливного отверстия на расстояние большее шири ны отверстия 8. При выключении муфты (фиг.1) в случае перехода с одной передачи на другую магистраль подвода жидкости выключаемой фрикционной муфты, соеди няется с атмЬсферой. В силовом гидравлическом цилиндре выключаемой фрикционной муфты остается давление, обусловленное центробежным давлением жидкости. Обычно сила, действующая на поршень от центробежного давления жидкости, больше силы отжимных пружин 2, и поршень остается непожвижным, сжимая фрикционные диски 5, 6 и 7. Одновременно давление в гидравлическом силовом цилиндре включаемой фрикцион ной муфты быстро нарастает и, наконец, момент трения в ней (приведенны к валу выключаемой фрикционной муфты становится больше момента трения выключаемой фрикционной муфты. Вслед ствие этого в выключаемой муфте диск 5 начинает проскальзывать относитель но поршня «.При этом отверстия 8 поочередно движутся мимо сливного отверстия k, заполняясь при этом жидкостью. Двигаясь дальше, отверсти 8 соединяются с пазом 10, который выходит в атмосферу. Жидкость из отверстия 8 попадает в паз 10 и затем В атмосферу. Так поочередно каждое отверстие 8 переносит жидкость от сливного отверстия к пазу 10, соединенному с атмосферой. При этом радиус, на котором находится уровень свободной поверхности жидкости в гидравлическом силовом цилиндре, увеличивается, а сила центробежного давления жидкости на поршень падает. В некоторый момент сила центробежного давления станет меньше силы отжимных пружин и поршень начнет двигаться, освобождая при этом фрикционные диски. Процесс выключения муфты закончится, когда поршень 3 прижмется к корпусу 1. Некоторое отличие представляет случай выключения муфты при переходе с передачи на нейтраль. В этом случае, если после соединения магистрали подвода с атмосферой обороты двигателя и обороты колес автомобиля, приведенные к одному валу, совпадают, то муфта остается включенной и вращается со скоростью трансмиссии. Если обороты не совпадают (например, водитель резко уменьшил подачу топлива или затор.мозил), то вследствие динамического момента, возникающего в муфте из-за разных угловых ускорений ведомой и ведущей частей, произойдет проскальзывание фрикционных дисков 5 и 7 относительно дисков 6 и поршня 3. После проскальзывания процесс слива будет происходить аналогично уже описанному процессу выключения муфты при переходе с одной передачи на другую. Предлагаемая конструкция фрикционной муфты позволяет устранить .недостатки, присущие фрикционным муфтам с шариковыми клапанами или муфтам с постоянно открытыми сливными отверстиями.Эта муфта имеет также преимущество перед муфтой с перекрываемыми сливными отверстиями, так как поз.воляет уменьшить затраты нажимного усилия на сжатие отжимных пружин. Формула изобретения Фрикционная муфта, содержащая корпус с опорным и фрикционными .дисками и гидроцилиндром управления с подпружиненным .по оси поршнем со сливным отверстием, расположенным против фрикционных дисков, отличаю.щ а я с я тем, что, с целью уменьшения усилия включения, во фрикционном диске, обращенном к поршню, ,9ыполне5

ны отверстия, а на поверхности порш ня выполнен паз, сообщающийся с атмосферой, при этом минимальное расстояние по дуге окружности между сливным отверстием и пазом больше ширины отверстия во фрикционном дис

Кб.

8942426

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

.Гапоян Д.Т. Фрикционы автоматических коробов передач. М., Машино5 строение, 1966, с. 107, рис. 50в,

2. Патент США N 3 70388, кл. 192-87.15, 1969 (прототип).

Похожие патенты SU894242A1

название год авторы номер документа
Фрикционная муфта 1980
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Середняков Юрий Семенович
  • Иванив Игорь Васильевич
  • Панченко Владимир Иванович
SU964297A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU602401A1
Фрикционная муфта 1976
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Бялоцкий Владислав Францевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
  • Баранов Владислав Васильевич
  • Панченко Владимир Иванович
SU616471A1
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 1971
  • Л. Сироткин, А. В. Зотов, А. С. Лосьмаков, А. Ф.
  • В. Я. Корейво
SU289695A1
Гидравлическая фрикционная муфта 1981
  • Красневский Леонид Григорьевич
SU1032243A1
Гидравлическая система управления переключением вращающихся фрикционных муфт 1984
  • Степанов Альвин Константинович
  • Степанов Владимир Александрович
  • Беляев Александр Александрович
  • Сычев Сергей Федорович
  • Шитман Борис Моисеевич
  • Барон Феликс Григорьевич
  • Козлов Виктор Васильевич
SU1147632A1
Фрикционная муфта сцепления 1986
  • Стецко Андрей Петрович
  • Логиновский Михаил Ефимович
  • Скуртул Анатолий Иванович
SU1428866A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1549806A1
Двойная фрикционная муфта с гидравлическим управлением 1983
  • Семенов Владимир Митрофанович
  • Диятян Нерсес Арутюнович
  • Лифшиц Георгий Исаакович
SU1184982A1
Система управления гидромеханической трансмиссией 1988
  • Яуфман Александр Федорович
  • Бубб Александр Николаевич
SU1562166A1

Иллюстрации к изобретению SU 894 242 A1

Реферат патента 1981 года Фрикционная муфта

Формула изобретения SU 894 242 A1

S

iO

SU 894 242 A1

Авторы

Выборнов Эдуард Петрович

Середняков Юрий Семенович

Иванив Игорь Васильевич

Панченко Владимир Иванович

Даты

1981-12-30Публикация

1979-08-30Подача