Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Известна муфта включения, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные поверхности, шарнирно-рычажный механизм включения {13.
Недостатком данной муфты является отсутствие устройства автоматического включения.
Наиболее близкой к изобретению по технической сути и достигаемому результату является муфта включения, содержащая ведущую и ведомую полуму фты, контактирующие при включении через фрикционный элемент, связанный с механизмом управления, выполненным в виде подвижного по оси цилиндра и расположенного в нем полого поршня с радиальными лопастями, частично заполненного жидкостью 12 .
Недостатком известной муфты являются низкие эксплуатационные характеристики.
Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик.
Поставленная цель достигается тем, что муфта снабжена двуплечими рычагами, шарнирно установленными на
ведущей полумуфте и закрепленными на одном из их концов роликами, а фрикционные элементы установлены на другом их конце, при этом цилиндр выполнен с профилированными выступами, контактирующими с роликами двуплечих рычагов.
На чертеже показана муфта включения, разрез (ведущая полумуфта).
10
На валу 1 соосно ему жестко закреплен полый поршень 2, имеющий внутренние радиальные лопасти 3. На поршень 2 герметично с помощью уплотнений 4 установлен цилиндр 5, имеющий
15 возможность продольного перемещения. Проворачивание цилиндра 5 относительно поршня 2 предотвращает палец 6, закрепленный в поршне 2 и входящий в паз 7 цилиндра 5. Поршень 2 и ци20линдр 5 образуют механизм управления, внутренняя полость Q которого частично заполнена рабочей жидкостью. Наружная поверхность цилиндра в диаметральной плоскости снабжена профи25лированными выступами S , обеспечивающими заданный закон включения. ПО профилированным выступам Б имеют возможность перекатываться ролики 8, установленные посредством осей ни
30 обращенных к ведущему валу концах двуплечих рычагов 9, на других конца этих рычагов 9 укреплены фрикционные колодки 10, охватывающие ведомую полумуфту вала 11. Двуплечие рычаги 9 шарнирно закреплены на упругих кро.нштейнах 12, жестко установленных на ведущем валу 1. Массы роликов 8 и фрикционных колодок 10, а также соот ношение длин плеч U и V рычагов 9 по добраны так, что центробежные силы, действующие на фрикционные колодки 10при вращении вала 1, несколько больше центробежных сил, действующих на ролики 8. Поэтому при вращении вала 1 ролики 8 постоянно находятся в контакте с профилированными выступами 6. Двуплечие рычаги с укрепленными на их противоположных концах роликами и фрикционными колод ками составляют механизм соединения валов. Работа устройства заключается в следующем. Рассмотрим работу устройства при обеспечении закона соединения валов W W WQ , где W-, - расчетная скорость подключения ведомого вала/ W - угловая скорость ведущего вала WQ - расчетная скорость отключения ведомого вала. Т.е. этот закон соеди нения валов обеспечивает подключение ведомого- вала в опредеЛснном диапазоне угловых скоростей ведущего вала скорость вращения которого изменяется в широких пределах. При вращении вала 1 жидкость в по лости q -с помощью радиальных лопастей 3 и сил трения ее о внутреннюю поверхность полости приводится во вращение. Возникающие при этом центробежные силы, действуя на жидкость, создают избыточное давление ее на поверхность цилиндра 5, который начи нает перемещаться. При колебаниях угловой скорости вала 1 в пределах W W ролики 8 перекатываются по перемещающимся участкам Э профилирован ных выступов 5 . При этом между фрик ционными колодками и ведомым валом 11обеспечивается зазор и вращение не передается на ведомый вал. При достижении ведущим валом угловой скорости W W W 0 цилиндр 5 под действием избыточного давления жидкости на поверхность цилиндра 5 вы-. двигается настолько, что ролики пере хо;цят на выступающие участки 8 профи лч| ованных выступов. При этом двуплечие рычаги 9 поворачиваются вокруг своих осей крепления в кронштейнах 12 и фрикционные колодки 10 прижимаются к ведомому валу 11. Вращение передается с ведущего вала на ведомый. При последующем увеличении угловой скорости ведущего вала до величины W W ij ролики переходят на участки профилированных выступов. Рычаги 9 поворачиваются, фрикционные колодки отпускают вал 11. Ведомый вал отключается от ведущего. Далее в случае уменьшения угловой скорости ведущего вала до величины счет уменьшения избыточного давления жидкости в полости а под действием разряжения происходит втягивание цилиндра 5 в поршень 2. При этом опять, переходя на участки е профилированных выступов, обеспечивает подключение ведомого вала к ведущему. Применение цилиндра с профилированными выступами на наружной поверхности в механизме управления устройства и механизма соединения позволяет обеспечить необходимый закон соединения валов в зависимости от угловой скорости ведущего вала, что требуется в различных механизмах. Использование сменных профилированных выступов позволяет получить разнообразные законы соединения валов. Формула изобретения Муфта включения, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, контактирующие при включении через фрикционный элемент, связанный с механизмом управления, выполненным в виде подвижного по оси цилиндра и расположенного в нем полого поршня с радиальными лопастями, заполненного жидкостью, отличающаяся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабжена двуплечими рычагами, шарнирно установленными на ведущей полумуфте и закрепленными на одном из их концов роликами, а фрикционные элементы установлены на другом их конце, при этом цилиндр выполнен с профилированными выступами, контактирующими с роликами двуплечих рычагов. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент ФРГ № 1172085, кл. 47 с 14, 1959. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2728805/25-27, кл. F 16 D 25/04, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта включения | 1990 |
|
SU1796791A1 |
ТРАНСМИССИЯ ВЕРТОЛЕТА | 2013 |
|
RU2559676C2 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1987 |
|
RU2032118C1 |
Муфта включения | 1986 |
|
SU1434173A1 |
Центробежная муфта | 1989 |
|
SU1726864A1 |
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2514452C1 |
Муфта | 1977 |
|
SU661173A1 |
Центробежная фрикционная муфта | 1973 |
|
SU461257A1 |
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1708669A1 |
Фрикционная муфта | 1981 |
|
SU1051343A1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-04-01—Подача