1
Изобретение относится к техническим средствам экспериментальной гидроаэродинамики, а именно к устройствам для гидродинамических испытаний моделей гребных винтов.
Известно устройство для гидродинамических испытаний моделей гребных винтов, содержащее кавйтационную трубу с проточной частью рабочего участка и люковым закрытием, в которой расположен наклонный вал для закрепления на нем модели гребного винта, кинематически связанный с электродвигателем и имеющий шарнирную опору с направляющей, кронштейном и ходовым винтом, причем один конец вала смонтирован на упомянутой опоре с возможностью передвижения вдоль направляющей 11.
Однако это устройство не обеспечивает возможность создания неравномерного потока в диске гребного вин та, характерного для различного класса судов.
Целью изобретения является обеспечение возможности ж5дeлиpoвaния работы крупномасштабного гребного винта в услови 1х косого и неоднородного по диску гребного винта потока в широком диапазоне углов скоса без перестановки модели на валу.
Для этого устройство выполнено с кожухом, в котором размещен наклонный вал с дейдвудной трубой,и уплотнительным узлом и снабжено двумя дополнительными ходовыми винтами, двухкомпонентным динамометром упора и момента и динамометром замера по10перечных сил, причем кожух выполнен в виде выступающего внутрь рабочего участка кавитационной трубы герметичного короба под люковым закрытием со сменными со стороны потока об15текателями, имитирующими кормовую оконечность судна, а шарнирная опора снабжена платформой, на которой установлен кронштейн и.которая размещена внутри короба и закреплена на
20 последнем посредством основного и дополнительных ходовых винтов, при этом дейдвудная труба одним своим концом закреплена внутри короба на упомянутом кронштейне, а другим 25 через уплотнительный узел шарнирно прикреплена к кормовой части короба, причем на одном конце наклонного вала установлен двухкомпонентный динамометр, а другой его конец с мо30делью гребного винта смонтирован в
проточной части рабочего участка кавитационной трубы и на нем установлен динамометр замера поперечных сил.
На чертеже представлена установка, общий вид.
Установка содержит удобообтекаемый кожух 1, выполненный в виде выступающего внутрь рабочего участка 2 кавитационной трубы, герметич1ного короба под люковым закрыти ем 3, внешние обводы которого совпадают с формой обводов кормовой оконечности судна. Внутри кожуха с помощью направляющей 4 и трех ходовых винтов 5 под углом ct , который лежит в пределах 5-15°, установлена платформа 6. На кронштейнах 7, жестко связанных с платформой, б, установлен электродвигатель 8, сообщающий через клиноременную передачу 9 вращение на вал 10 со встроенным в него двухкомпонентным динамометром 11 упора и момента. Вал 10 через жесткую муфту 12, передает вращение на промежуточный вал 13, проходящий через подвижный уплотнительный узел 14. Б свою очередь, вал 13, через эластичную муфту 15 передает вращение на вал 16, на конце которого установлена модель гребного винта 17. В дейдвуде 18 установлен динамометр поперечных сил 19. На дейдвуде 18 предусмотрена шарнирная опора 20, вокруг которой с помощью ходовых винтов 5 можно устанавливать платформу 6 с линией вала модели гребного винта под необходимым углом cL и крепить фиксатором 21. Для придания необходимых обводов кормовой оконечности кожуха предусмотрены сменные его участки - обтекатели 22.
Работа предлагаемой установки происходит следующим образом.
Перед-началом испытаний, вне рабочего участка кавитационной трубы, при освобожденном уплотнительном узле 14 и освобожденном фиксаторе 21 с помощью ходовых винтов 5, устанавливается под заданным углом d- платформа б со смонтированной на ней линией вала, состоящей из валов 10, 13 и 16. К кожуху 1 люкового закрытия 3 крепятся нужные сменные участки - обтекатели 22, а на валу 16 устанавливается модель гребного винта 17. После этого установка ставится на рабочий участок кавитационной трубы под люковым закрытием и производится подключение питания к электроприводу и заполнение кавитационной трубы водой. Включением электродвигателя 8 модель гребного винта 17 приводится во вращение с заданным числом оборотов, расчетная поступь работы модели гребного винта устанавливается изменением скорости.потока в рабочем участке 2 кавитационной трубы до достижения требуемой величины упора, значения которого непрерывно контролируются динамометром 11.
Установка угла наклона линии вала в процессе испытаний осуществляется следующим образом.
Освобождают фиксатор 21 и стопорные гайки уплотнительного узла 14. Вращением ходовых винтов 5 платформа 6 вместе с электроприводом и линией вала поворачиваются около шарнирной опоры 20 на некоторый угол d, (5-15 ) и в нужном положении закрепляется фиксатором 21. После этого зажимают опорные гайки уплотнительного узла 14 и установка готова
5 к проведению дальнейшего цикла испытаний.
Применение предлагаемой установки позволяет моделировать условия работы винта в косом и неоднородном
0 по диску винта потоке, что значительно расширяет возможности кавитационной трубы.
При повороте установки на 180° обеспечивается возможность проведения испытаний крупномасштабных моделей гребных винтов в чистом косом потоке.
Формула изобретения
Устройство для гидродинамических испытаний моделей гребных винтов, содержащее кавитационную трубу с проточной частью рабочего участка и
5 люковым закрытием, в которой расположен наклонный вал для закрепления на нем модели гребного винта, кинематически связанный с -электродвигателем и имеющий шарнирную опору с
0 направляющей, кронштейном и ходовым виктом, причем один конец вала смонтирован на упомянутой опоре с возможностью передвижения вдоль направляющей, отличающееся тем,что, с целью обеспечения возможности моделирования работы крупномасштабного гребного винта в условиях косого и неоднородного по диску гребного винта потока в широком диапазоне углов скоса без перестановки модели на валу, устройство выполнено с кожухом, в котором размещен наклонный вал с дейдвудной трубой и уплотнительным узлом и снабже 1о двумя дополнительными ходовыми ,
5 двухкомпонентным динамометром упора и момента и динамометром замера- поперечных сил, причем кожух выполнен в видэ выступающего внутрь рабочего участка кавитационной трубы гермеQ тичного короба под люковым закрытием со сменными со стороны потока обтекателями, имитирующими кормовую оконечность судна, а шарнирная опора снабжена платформой, на которой усс тановлен кронштейн и которая размещена внутри короба и закреплена на посяеднем посредством основного и дополнительных ходовых винтов, при этом дейдвудная труба одним своим концом закреплена внутри на упомянутом кронштейне, а другим - через уплотнительный узел шарнирно прикреплена к кормовой части короба, причем на одном конце наклонного вала установлен двухкомпонентньШ динамометр, а другой его конец с моделью гребного винта смонтирован в проточной части рабочего участка каЪитационной трубы и на нем установлен динамометр замера поперечных
сил.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 656914, кл. G 01 М 10/00,27.10.77 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Установка для испытаний в кавитационных трубах моделей гребных винтов | 1977 |
|
SU656914A1 |
Дейдвудное устройство | 1985 |
|
SU1261837A1 |
Установка для гидродинамических испытаний судовых моделей | 1976 |
|
SU553513A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1102713A1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
Дейдвудное устройство | 1981 |
|
SU981099A1 |
Устройство для измерения гидродинамических нагрузок на модели гребного винта | 1979 |
|
SU894395A1 |
СУДНО | 1992 |
|
RU2096243C1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
Авторы
Даты
1982-01-15—Публикация
1980-02-20—Подача