Измерительное устройство гидродинамического лага Советский патент 1982 года по МПК G01P5/14 

Описание патента на изобретение SU901909A1

(5) ИЗМЕРИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО Изобретение относится к навигационному приборостроению и может быть использовано для измерения скорости судна и пройденного пути. Известны гидродинамические лаги, которые содержат приемную трубку, сильфон и пружинно-рычажную измерительную систему, включающую в себя рычаг, пружину, датчик положения рычага, усилитель, двигатель, редуктор с эксцентриком квадратичного профиля шкалу и электромеханический интегратор с индикатором пройденного рассто яния 1 . Наличие в измерительной цепи указанных лагов большого количества под вижных элементов вследствии влияния трения, мертвых ходов и т.п. огранич вает возможность повышения точности измерения скорости судна и пройденного им расстояния. Наиболее близким по технической с ности к изобретению является гидроди намический лаг американской фирмы ЛАГА Eastern Со, содержащий тензометрический датчик скорости, электронную измерительную систему и индикатор скорости. Измерительная система представляет собой усилитель постоянного тока, на выходе которого усиленный сигнал тензодатчика, имеющий квадра тичную зависимость от скорости судна, преобразуется методом кусочно-линейяой аппроксимации в напряжение постоянного тока, пропорциональное скорости судна. Возникшее напряжение поступает на индикатор скорости - вольтметр постоянного тока 2. К недостаткам этого устройства относятся наличие схемы прямого (некомпенсационного) метода измерения на постоянном токе, подверженной влиянию таких дестабилизирующих факторов, как изменение параметров напряжения питания, дрейф нуля усилителя, старение элементов, температура окружающей , электрические и магнитные помехи. Кроме того, преобразование квадв линейную меторатичнои зависимости дом кусочно-линейной аппроксимации вн сит значительные систематические погрешности. Указанные недостатки прототипа не позволяют получить точность лучше 2% от верхнего предела измерения скорости. Цель изобретения - повышение точности измерения скорости судна и прой денного расстояния. Указанная цель достигается тем, что измерительная система известного лага снабжена суммирующим усилителем, усилителем мощности и квадратичным тахокомпенсатором, выполненном в виде размещенных на одном валу с двигателем двух тахогенераторов и генератора импульсов, причем выход первого тахогенератора через усилитель мощности подключен к обмотке воз буждения второго тахогенератора, выхо которого подключен ко входу суммирующего усилителя, ко второму входу кото рого подключен выход тензометрическог датчика скорости, выход суммирующего усилителя подключен к обмотке управле ния двигателя, а выход индикаторного устройства подключен к генератору импульсов. При этом индикаторное устройство выполнено в виде двух каналов, один и которых содержит последовательно вклю ченные частотомер и индикатор скорости, а другой - счетчик импульсов и индикатор пути. На чертеже представлена функционал ная схема устройства - измерительная система гидродинамического лага. Устройство содержит тензометрический датчик 1 скорости, суммирующий усилитель 2, электродвигатель 3, два техогенератора t и 5, усилитель 6 мощности генератор 7 импульсов, часто томер 8, сметчик 9 импульсов, индикатор 10 скорости, индикатор 11 пройден ного расстояния. Электродвигатель 3, тахогенераторы 4 и 5 и генератор 7 им пульсов расположены в одном корпусе тахокомпенсатора 12, а их роторы нахо дятся на одном валу. Устройство работает следующим образоч. Тензометрический датчик 1 скорости предназначен для преобразования гидродинамического давления р в пропорциональное ему электрическое напряжение и, т.е. и Кц.р(1) 90 Так как давление р связано со скоростью судна V квадратичной зависимостьюР Kp.vS(2) то напряжение, снимаемое с тензометрического датчика скорости, также пропорционально квадрату скорости судна, т.е. и К,. V(3) В формулах (1), (2) и (З) Ки,Кр, KV - коэффициенты пропорциональности. Выход тензрметрического датчика 1 скорости подключен к одному из входов суммирующего усилителя 2, выход которого подключен к обмотке управления электродвигателя 3 тахокомпенсатора 12. Генераторная обмотка тахогенератора через усилитель 6 мощности подключена к обмотке возбуждения тахогенератора 5. Генераторная обмотка тахогенератора 5 подключена ко второму входу суммирующего усилителя 2. К выходу генератора 7 импульсов одключены индикатор 10 скорости через астотомер 8 и индикатор 11 пройденночерез счетчик 9 импульго расстояния сов. При движении судна на выходе танзо метрического датчика 1 скорости возникает электрический сигнал, величина которого определяется выражением (З). Этот сигнал усиливается суммирующим усилителем 2 и поступает на обмотку управления электродвигателя 3 тахокомпенсатора 12. Ротор электродвигателя 3 приводится во вращение, а вместе с ним и роторы тахогенераторов 4 и 5 и генератора 7 импульсов. На генераторной обмотке тахогенератора 4 возникает напряжение U , величина которого пропорциональна скорости вращения ротора Л , Ктг,-Л. (М где коэффициент пропорциональности. Сигнал, определяемый выражением Cf), через усилитель 6 мощности с коэффициентом усиления Ку подается на обмотку возбуждения тахогенератора 5, на генераторной обмотке которого возникает напряжение и.,; Л К -Л, IVr, ., , К -ггл Сигнал,определяемый выражением (5), подается на вход суммпирующего усилителя 2, где сравнивается с сигналом тензометрического датчика 1 скорости, величина которого определяется выражением (3), т.е.

K.-V K-ft (6) Из выражения (6) следует, что

R -/

(7)

где К;, - коэффициент пропорциональности.

Из выражения (7) следует, что каж ю дому значению измеряемой скорости судна V соответствует установившаяся угловая скорость SI вращения ротора электродвигателя 3, а значит и частота генератора 7 импульсов.is

Таким образом, частота следования импульсов генератора импульсов пропорциональна измеряемой скорости судна V, количество этих импульсов - пройденному судном расстоянию.20

Частота импульсов измеряется частотомером 8, к выходу которого подключен индикатор 10 скорости. Количество импульсов подсчитывается счетчиком 9, а результат фиксируется на индикаторе 25 пройденного расстояния 11.

Формула изобретения

1. Измерительное устройство гидро-зо динамического лага, содержащее тензо-метрический датчик-скорости, измерительную систему и индикаторное устройство, отличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения скорости и пройденного расстояния, измерительная система снабжена суммирующим усилителем, усилителем моности и квадратичным тахокомпенсатором, выполненном в виде размещенных на одном валу с двигателем двух тахогенераторов и генератора импульсов, причем выход первого тахогенераУра через усилитель мощности подключен к обмотке возбуждения второго тахогенератора, выход которого подключен ко входу суммирующего усилителя, ко второму входу которого подключен вход тензометрического датчика скорости, выход суммирующего усилителя подключен к обмотке управления двигателя а вход индикаторного устройства подключен к гене ратору импульсов.

2. Устройство по п.1, о т л и чающееся тем, что индикаторное устройство выполнено в виде двух каналов, один из которых содержит последовательно включенные частотомер и индикатор скорости, а другой - счетчик импульсов и индикатор пути.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.бласов И.В.и др. Гидродинамические лаги. Л., 1967, с. 217-337.

2.Патент США ff 3719078,

кл. G 01 С 21/12, 1973 (прототип).

п

Похожие патенты SU901909A1

название год авторы номер документа
Измерительное устройство гидродинамического лага 1986
  • Григорьев Виктор Семенович
  • Угорец Михаил Ефимович
  • Фельдман Александр Ефимович
  • Эпштейн Владимир Семенович
SU1401383A2
Устройство для измерения скорости движения судна 1986
  • Воскобойников Рувим Львович
  • Соловьев Владимир Евгеньевич
  • Фабрикант Евгений Анатольевич
  • Харитонов Игорь Викторович
SU1530996A1
Измерительное устройство лага 1987
  • Григорьев Виктор Семенович
  • Угорец Михаил Ефимович
  • Фельдман Александр Ефимович
  • Эпштейн Владимир Семенович
SU1626156A1
Гидродинамический компенсационный дифференциальный лаг 1980
  • Баркан Моисей Вениаминович
  • Бархатов Альберт Геннадьевич
  • Воробьев-Обухов Алексей Вадимович
  • Геркус Андрей Александрович
  • Жернаков Олег Александрович
  • Иванченков Всеволод Петрович
  • Поздеев Олег Дмитриевич
SU932405A1
ТРЕНАЖЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ И ГРЕБНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 1991
  • Аронов О.Н.
  • Бабкин В.Е.
RU2006957C1
Тахогенератор переменного тока 1977
  • Фабрикант Евгений Анатольевич
  • Воскобойников Рувим Львович
  • Макаров Николай Петрович
  • Ованесьянц Григорий Амбарцумович
  • Ускова Наталья Григорьевна
SU645083A1
Интегрирующий привод переменного тока 1984
  • Воскобойников Рувим Львович
  • Фабрикант Евгений Анатольевич
SU1167579A2
Интегрирующий привод переменного тока 1984
  • Воскобойников Рувим Львович
  • Омаров Саадула Абдул-Джафарович
  • Угаров Святозар Валентинович
SU1239683A2
АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОНВЕРТЕРНЫЕ ВЕСЫ 1965
  • Н. М. Рудный, Л. А. Верещагин, В. С. Яценко, П. С. Кузнецов, Восе
SU174390A1
Устройство для измерения момента и мощности на валу электрической машины постоянного тока с обмоткой дополнительных полюсов 1978
  • Мартинович Николай Петрович
SU781179A1

Иллюстрации к изобретению SU 901 909 A1

Реферат патента 1982 года Измерительное устройство гидродинамического лага

Формула изобретения SU 901 909 A1

SU 901 909 A1

Авторы

Григорьев Виктор Семенович

Иванченков Всеволод Петрович

Кригер Евгений Леонидович

Маслевский Валентин Иванович

Угорец Михаил Ефимович

Даты

1982-01-30Публикация

1980-06-09Подача