Устройство для управления шаговым двигателем Советский патент 1982 года по МПК H02P8/14 

Описание патента на изобретение SU904183A1

1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам, и может быть использовано для управления шаговым двигателем в системах автоматического регулирования„

Известно устройство для управления шаговым двигателем со стабилизацией скорости в режиме бесконтактной машины постоянного тока, содержащее двигатель с датчиком положения ротора, имеющим циклическую характеристику вход-выход ; линейную в пределах цикла, соединенный с усилителями мощности через функциональный преобразователь, включающий в себя преобразователь линейно изменяющегося сигнала в ступенчатый и в сигналы, близкие к синусоидальнымСи.

Недостатком данного устройства является его сложность, выражаклцаяся в необходимости функциональных преобразований линейных сигналов дат-чика.

Наиболее близкое по технической сущности к предлагаемому устройство для управления шаговым двигателем, содержащее датчик положения ротора с линейной в пределах цикла характеристикой вход-выход, синхронизированный генератор пилообразного напряжения, элемент сравнения, связанный вxoдa ш с выходами датчика положения и синхронизированного геиератора, и усшштели мощности, соединенные входами е выходами эле-, ментов И 21.

Недостатком указанного устройства является низкая равномерность движения, обусловленная колебаниями a mлитyды момента на шаговом интервале, а также сложность устройства.

Цель изобретения - повышение равномерности движения диигателя и упрощения устройства.

Поставленная цель достигается тем, что устройство для управления шаговым двигателем содержит связан39ный с выходом датчика положения ро тора формирователь-распределитель, выполненный в виде компараторов по числу фаз двигателя с петлеобразной характеристикой вход-выход, выходы которых соединены с первыми входами соответствующих элементов И, подключенных вторыми входами к выходу элемента сравнения Такое выполнение устройства повышает равномерность движения и упро щает схему устройства. На фиг, 1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства применительно к четырехфазному шагоBc iy двмгателк, на фиг. 2 - временны диаграммы сигналов на отдельных элементах устройства. Устройство (фиг. t) содержит шаго вый двигатель 1, на валу которого укреплен датчик 2 положения ротора с циклической характеристикой входвыход , линейной в пределах цикла, связанный выходом со входами синхро-визируемого генератора 3 пилообразного напряжения и формирователя-распределителя 4, выполненного в виде компараторов 5-8 по числу фаз двигателя с петлеобразной характеристикой вход-выход и с первым входом элем та 9 сравнения. Выходы компарбаторов 5-8 соединены с первыми входами эле ментов И 10-13, вторые входы которы соединены с выходом элемента 9 срав нения; Фазы шагового двигателя 1 через усилители 14-17 мощности связаны с выходами элементов И 10-13. Работа предлагаемого устройства поясняется временными диаграммами сигналов на отдельных элементах (фиг. 2) где показаны линейно-изме няющиеся в функции положения ротора напряжение и на выходе датчика- 2 положения, напряжение Up на выходе генератора 3 пилообразного напряжения, напряжения Up,, выходах ком параторов соответственно 5-8, напряжение U9c,Ha выходе элемента 9 сравнения, напряжения входах усилителей мощности 14-17. Устройство работает следующим образ 5м. Шаговый двигатель 1 с датчиком 2 положения на валу соединенный с выходами усилителей 14-17 мощности, работает в режиме бесконтактной машины постоянного тока. Коммутация фаз обеспечивается подачей с выходов компараторов 5-8 сигналов на первые 3 рходы группы логических элементов И 10-13. В моменты, соответствующие началу циклической характеристики датчика 2 положения ротора (фиг. 2), запускается генератор 3 пилообразного напряжения с регулируемой крутизной линейно изменяющегося напряжения. Сигналы генератора поступают на первый вход элемента 9 сравнения, на второй лход которого подаются сигналы датчика .положения. С изменением крутизны пилообразного сигнала генератора, когда его амплитуда превьшлет амшштуду сигнала датчика, выходной сигнал сравнивающего устройства IJjc принимает высокий уровень, в результате чего контур обратной связи по положений оказывается замкнутым, двигатель разгоняется. В процессе разгона двигателя возрастает крутизна выходного сигнала датчика и при достижении им уровня сигнала с генератора сравнивающее устройство переходит в противоположное состояние. Контур связи по положению размыкается и двигатель тормозится под действием момента нагрузки до определенного срабатывания сравнивающего устройства. Время нахождения двигателя во включенном состоянии в пределах такта коммутации изменяется с изменением крутизны сигнала генератора. При увеличении крутизны сигнала генератора время включенного состояния двигателя увеличивается. Процесс переключения осуществляется с большой частотой, поэтому питание фаз двигателя осуществляется импульсами с коэффициентом заполнения коммутационного интервала, меньшим единицы. Среднее значение тока в фазах двигателя устанавливается пропорциональным коэффициенту заполнения. При скоростях нарастаний сигнала генератора пилообразного напряжения, меньших скорости механических переходных процессов шагового двигателя, осуществляется процесс непрерывного слежения сигнала датчика за сигналом с выхода генератора и, следовательно, скорость двигателя будет отслеживать скорость изменения сигнала генератора. Изменением крутизны импульсов генератора обеспечивается регулирование скорости двигателя в широком диапазоне от весьма низких скоростей до максимальной скорости в режиме самокоммутацки. Предлагаемое устройство обеспечивает режим стабилизации и управления скоростью шагового двигателя в реяЕИме бесконтактной машиш 1 постоникого тока в широком диапазоне скоростей, улучшает равномерность движения и в сравнении с известными техническими решени 1и такого назначения является более простым. Это позволяет увеличить надежность приводов позиционных и контурных систем nporpai«ffl6ro управления перемещениями. Технико-экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства достигается за счет упрощения схемы устройства и повышения качества движения привода, улучтаакчдего pafioту установки. Формула изобретения Устройство дпя управления шаговы двигателем, содержащее датчик положения ротора с линейной в пределах цикла характеристикой вход выход 9 3 ж синхронизированный генератор пипоооразного напряжения, элемент сравнения, связанный входами с выходами датчика положения и синхронизированного генератора, и усилители мощности, соединенные входами с выходами элементов И, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и повышения равномерности движения двигателя, оно содержит связанный с выходом датчика положения ротора формирователь-распределитель, выполненный в виде компараторов по числу фаз двигателя с петлеобразной характеристикой входвыход, выходы которых соединены с первьми входами соответствующих элементов И, подключенных вторыми входами к выходу элемента сравнения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское свидетельство СССР № 556542 , кл. Н 02 К 29/02, 1976. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке V 2419340/24-07 кл. Н 02 Р 8/00, 1977.

г J

иг. 2

t t

Г

1 1

зл

р-П

11 I

Похожие патенты SU904183A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления шаговым двигателем 1976
  • Федукин Владимир Александрович
  • Писеев Виктор Мефодиевич
SU738092A1
Синхронизированный вентильный электродвигатель 1981
  • Трусько Владимир Леонидович
  • Усышкин Евгений Исаакович
  • Зельдин Владимир Шлемович
  • Бедеров Валентин Михайлович
  • Данилин Владимир Алексеевич
  • Барский Иосиф Давидович
  • Захарова Галина Викторовна
  • Иванов Евгений Иванович
SU991571A1
Устройство для управления двумя шаговыми двигателями 1977
  • Федукин Владимир Александрович
  • Демкин Василий Иванович
  • Копп Виктор Георгиевич
SU743153A1
Устройство для управления шаговым двигателем в режиме самокоммутации 1983
  • Мантуло Анатолий Павлович
  • Ильинский Александр Георгиевич
  • Кузьменко Евгений Федорович
  • Петьков Валерий Васильевич
SU1167689A1
Синхронизированный бесконтактный электропривод постоянного тока 1977
  • Берзин Борис Петрович
  • Зубов Михаил Антонович
  • Куличенко Татьяна Александровна
  • Никулин Виктор Борисович
SU731521A1
Устройство для управления шаговым двигателем 1974
  • Норито Еситаке
  • Хироси Юсами
  • Кацуо Кобари
  • Хироси Исида
  • Есики Фудзиока
SU552913A3
Устройство для автоматической балансировки роторов гироскопов 1985
  • Суминов Вячеслав Михайлович
  • Баранов Павел Николаевич
  • Опарин Владимир Игоревич
  • Бойков Анатолий Александрович
SU1226090A1
Многоканальный усилитель мощности для управления шаговым двигателем 1978
  • Брейман Давид Исаакович
  • Руженцева Зинаида Архиповна
SU782116A2
Следящая система 1985
  • Алехина Елена Клавдиевна
  • Симонов Владимир Федорович
  • Рубанов Василий Григорьевич
  • Милькевич Евгений Алексеевич
SU1290251A1
Шаговый электропривод 1986
  • Кац Аркадий Маркусович
  • Дзюбленко Николай Иванович
  • Петьков Валерий Васильевич
SU1372585A1

Иллюстрации к изобретению SU 904 183 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для управления шаговым двигателем

Формула изобретения SU 904 183 A1

SU 904 183 A1

Авторы

Федукин Владимир Александрович

Демкин Василий Иванович

Даты

1982-02-07Публикация

1980-05-06Подача