(54) РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО
I
Изобретение относится к машиностроению, в частности к рулевым колонкам транспортных средств.
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус, внутри которого расположен регулируемый по высоте рулевой вал, причем корпус при помощи соединительного узла, оборудованного регулировочным винтом, подваиен на оси кронштейна крепления 1.
Недостатком данной рулевой колонки является многократное изменение пиковых нагрузок в процессе поглощения энергии удара.
Первоначально на водителя воздействует пиковое усилие в момент срезапластического материала, после которого происходит резкое уменьшение усилия с последующим резким нарастанием в момент начала упругой деформации гофрированной конструкции.
Кроме того, рулевая колонка обладает сложностью конструкции. СРЕДСТВА
Цель изобретения - получение плайного измерения усилия на рулевом колесе при поглощении колонкой энергии удара и упрощение конструкции.
Указанная цель достигается тем, что соединительный узел представляет сдбой две боюэвые пластины, шарнирно установленные с одной стороны на упомянутой оси, а с другой связанные с регулировочным винтом, и двуплечий
10 рычаг, установленный на той же оси, связанный коротким плечом с корпусом и контактирующий длинным плечом с верхней стороны с регулировочным болтом, установленным в отверстии
15 планки, связывающей боковые пластины, а с нижней стороны со срезной пластиной, закрепленной на боковых пластинах под углом к продольной оси длинного плеча рычага.
30
На фиг. 1 изображена конструктивная схема рулевой колонки, поглощающей энергию удара; на фиг. 2 - вид А на фиг.1; на фиг. 3 срезная пластина; на фиг. k - вид Б на фиг.З; на фиг 5 рулевая колонка в другом положении. Колонка содержит кронштейн 1, две боковые пластины 2, с одной стороны установленные на оси 3 кронштейна 1, с другой соединенные через ось , расположенную между боковыми пластинами 2, с регулировочным винтом 5. В месте расположения оси Ц боковые пластины скреплены винтами, ввернутыми в резьбовое отверстие втулки 6. Между боковыми пластинами 2 на оси 3 кронштейна установлен двуплечий рычаг 7, который коротким плечом скреп лен с корпусом 8 колонки с расположенным внутри регулируемым по высоте рулевым валом. Длинным плечом рычаг 7 опирается на срезную пластину 9, закрепленную на боковых пластинах 2 накладками 10 и болтами 11, наклонно к рычагу 7, а рычаг 7 поджимается к срезной пластине 9 регулировочным болтом 12, ввернутым в резьбовое отверстие планки 13, закрепленной на боковых пластинах 2. На фиг. 3 показана срезная пластина 9- Линии среза пластины, после удара в рулевое коле со (фиг. 2,3) обозначены цифрой 14, срезаемая часть (фиг„ 4) цифрой 15. Рычаг 7 непосредственно контактирует с прямоугольным выступом 16 срезной пластины 9 который по ширин равен полосе среза а (фиг. 2 и 3). Полоса среза а равна ширине b рычага 7 и выбирается из условия его прочностных качеств. Положение рычага 7 и срезаемая масть пластины 9 после удара в рулевое колесо показаны на фиг. 1 и 5 штриховыми линиями. На фиг. 1 показано положение пластины 9 при котором угол с(90. В данном случае в процессе среза пластины плечо прило жения силы к рычагу 7 увеличивается с h до iL), в то время, как усилие среза остается практически постоянным, - усилие на рулевом колесе возрастает, На фиг. 5 показано положение пластины 9, при котором угол oi. 7 90 При таком наклоне пластины 9 к рычагу 7 плечо приложения силы уменьшается с h до h и, следовательно, уменьшается усилие на рулевом колесе. Поглощение энергии удара колонкой происходит следующим образом. При ударе в рулевое колесо корпус 8, воздействуя на рычаг 7, стремится повернуть его против часовой стрелки. При увеличении усилия до предельного значения пластина 9 начинает срезаться и рычаг 7) поворачиваясь вместе с корпусом по часовой стрелке, перемещается вниз. Пластина, срезаясь, поглощает энергию удара. Ширина полосы среза а равняется ширине рычага 7 (фиг. 2). В процессе среза пластины плечо приложения силы к рычагу изменяется с h до h, а угол на1слона срезной пластины к рычагу - с cLpjod, Выбором плеча h приложения силы к рычагу и угла наклона oL пластины к рычагу можно получить плавное увеличение или уменьшение усилия на рулевом колесе. Характер изменения усилия (плавное увеличение или уменьшение) выбирается в зависимости от жесткости рулевого колеса. Регулирование колонки по углу наклона осуществляется винтом 5. В зависимости от направления вращения винта 5 боковые пластины 2 вместе с рычагом 7 поднимаются или опускаются, поворачиваясь вокруг оси 3. Поворачивается при этом относительно оси 3 i корпус 8 рулевой колонки, закрепленный на меньшем плече рычага 7. Предлагаемая рулевая колонка, поглощающая энергию удара, значительно уменьшает пиковые усилия, воздействующие на водителя в момент столкновения автомобиля в аварийных ситуациях, предотвращает разрушение рулевого колеса и, следовательно,обеспечивает повышенную безопасность. формула изобретения Регулируемая рулевая колонка транспортного средства, содержащая корпус, внутри которого расположен регулируемый по высоте рулевой вал, причем корпус при помощи соединительного узла, оборудованного регулировочным винтом, подвешен на оси кронштейна крепления, отличающаяся тем, что, с целью получения плавного изменения усилия на рулевом колесе при поглощении колонкой энергии удара и упрощения конструкции, соединительный узел представляет собой две боковые пластины, шарнирно установленные с одной стороны на оси, а с другой стороны связанные с регулировочным винтом, и двуплечий рычаг, установленный на той же оси, связанный коротким плечом с корпусом и контактирующий длинным плечом с регулировочным болтом, установленным в отверстии планки, связывающей боковые пластины, а с нижней стороны
со срезной пластиной, закрепленной на боковых пластинах под углом к продольной оси длинного плеча рычага:
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент США S3813960,кл. , 197 (прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1981 |
|
SU1000330A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1982 |
|
SU1025566A1 |
РЕГУЛИРУЕМАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1971 |
|
SU307933A1 |
Регулируемая рулевая колонка транспортного средства | 1990 |
|
SU1761575A1 |
ПРИВОД ШТАНГОВЫХ ГЛУБИННЫХ НАСОСОВ | 2015 |
|
RU2614315C1 |
Узел крепления рулевой колонки транспортного средства | 1976 |
|
SU640890A1 |
РУЛЕВАЯ КОЛОНКА АВТОМОБИЛЯ | 2008 |
|
RU2488507C2 |
КРЕСЛО ЛЕТНОГО ЭКИПАЖА (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2620443C2 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1984 |
|
SU1172805A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1983 |
|
SU1131734A1 |
N
«
Вид В
rt ffi
jr--
//
..
//
Фиг.
Фиг.3
Авторы
Даты
1982-02-23—Публикация
1980-01-04—Подача