(54) ШАРНИР ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шарнир гусеничной цепи | 1977 |
|
SU673519A1 |
Соединение звеньев гусениц | 1983 |
|
SU1142351A1 |
РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ШАРНИР ДЛЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2763444C1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 2019 |
|
RU2713332C1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ I | 1973 |
|
SU373202A1 |
Шарнир гусеничной цепи | 1981 |
|
SU977264A1 |
ТРАК СО СЪЕМНОЙ НАКЛАДКОЙ ГУСЕНИЦЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2332323C1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 1983 |
|
SU1144929A1 |
Уплотнение шарнира гусеницы | 1988 |
|
SU1504448A1 |
РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ШАРНИР ДЛЯ ГУСЕНИЧНОЙ ЦЕПИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2021 |
|
RU2763442C1 |
1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к области производства транспортных средств на гусеничному ходу.
По основному авт. св. № 673519 известен шарнир гусеничной цепи, содержаш,ий проушину звена, в которой закреплен палец, втулку, посаженную на палец и образующую элемент смежного звена, и упругую манжету уплотнения из пластического материала, армированную пружинной шайбой, которая выполнена с цилиндрическим буртом для установки ее на палец, у которого армирующая шайба выполнена в виде усеченного конуса, а ее цилиндрический бурт жестко соединен с пальцем, и, кроме того, втулка своим торцовым концом установлена в расточке проушины 1.
Однако указанный шарнир не обеспечивает достаточной долговечности его работы, так как коническая часть под действием усилий, поджимающих уплотнение, деформируется и не обеспечивает уплотнения.
Цель изобретения - повышение долговечности уплотнения.
Поставленная цель достигается тем, что коническая поверхность манжеты выполнена гофрированной по образующей конуса, причем высота гофр выполнена большей со стороны большого основания усечённого конуса, чем со стороны цилиндрического бурта.
На фиг. 1 показан общий вид шарнира в разрезе по оси пальца; на фиг. 2 - армирующая шайба, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид со стороны цилиндрического бурта.
Шарнир гусеничной цепи содержит зве10но 1 с установленной в нем втулкой 2, проушину 3 смежного звена и соединяющий оба звена палец 4. Уплотнение шарнира выполнено в виде армированной манжеты 5. В качестве армирующего материала
15 использована пружинная шайба 6, имеющая форму усеченного конуса. Внутренняя часть шайбы имеет цилиндрический бурт 7, которым она жестко посажена на палец 4. Коническая часть шайбы выполнена со
2Q сквозными отверстиями 8, обеспечивающи ми снижение жесткости шайбы и лучшее удержание на ней пластмассового элемента 9 манжеты 5.
Для защиты уплотнения от непосредственного воздействия грунта с помощью лабиринта, а также создания осевого упора шарнира, обеспечивающего оптимальные условия работы уплотнений по обоим торцам втулки 2, она установлена в большую выточку 10 проушины 3 (с каждой стороны гусеницы). Уплотнительная упругая манжета 5 устанавливается в малую выточку 11 проушины так, что бурт 7 плотно посажен на палец 4, а противоположная уплотняющая кромка манжеты упирается в торец втулки 2. Втулка 2 неподвижно соединена со звеном 1, а проущина 3 смежного звена - с пальцем 4. С целью повышения долговечности уплотнения, конические поверхности его армирующей шайбы 6 и износостойкого пластмассового уплотняющего элемента 9 манжеты 5 выполнены гофрированными по окружности с понижающейся высотой гофр 12 в направлении к центру образующей конуса. Как вариант, предусматривается выполнение пластмассового элемента 9 с переменной жесткостью в сечении (интегральный пластик), наиболее эластичная часть которого входит во впадины гофр 12 армирующей щайбы 6. Шарнир гусеничной цепи работает следующим образом. При взаимном повороте рядом расположенных звеньев между втулкой 2 и пальцем 4 образуется поверхность трения при больших контактных давлениях, на которую целесообразно помещать смазку. Уплотнение служит для удержания смазки в зоне трения, а также для предотвращения попадания абразивных частиц грунта и в/.аги в полость шарнира. Долговечность и надежность уплотнения обеспечивается с одной стороны плотной посадкой бурта 7 на палец 4, а с другой прилеганием пластмассовой износостойкой и антифрикционной кромки манжеты 5 к торцу втулки 2, при этом конические поверхности армируюшей шайбы уплотнения и пластмассового материала выполнены гофрированными по окружности с понижающейся высотой гофр 12 в направлении к центру образующей конуса. При сжатии усеченного конуса манжеты уплотнения до рабочего положения с необходимым контактным давлением на уплотняющие поверхности происходит увеличение ее конусности (отнощение разности диаметров двух поперечных сечений конуса к расстоянию между ними). В этом случае образующая конуса поворачивается относительно ее заделки в бурте шайбы на соответствующий угол. При этом все точки, лежащие на образующей, описывая соответствующие дуги, переходят на больщий диаметр их проекции на плоскость, перпендикулярную оси щайбы, и соответственно растягивают ее материал и сопрягаемого пластмассового элемента по окружности. Максимальное значение прироста диаметра и соответственно растяжение материала по окружности происходит на наружном диаметре манжеты. Предлагаемые гофры на конической поверхности армирующей шайбы уплотнения и сопрягаемой поверхности износостойкого пластмассового уплотняющего элемента манжеты при работе уплотнения шарнира с осевым люфтом, возрастающим по мере износа упорных торцовых поверхностей, возвратно расправляются и сжимаются. Этим обеспечивается значительное снижение жесткости упругого элемента, а также повышение его упругого хода в заданных пределах упругости. Использование указанного дополнительного изобретения повышает ресурс гусеничных цепей промь1щленных тракторов на абразивных грунтах в 2,5-3 раза (в сравнении с серийными гусеницами с открытым шарниром). Условная годовая экономическая эффективность предлагаемого шарнира гусениц составит только по тракторам Т-130 и ДЭТ-250 свыше 3 млн. руб. за счет экономии большого количества легированных сталей, значительного сокращения производства запасных частей на детали гусениц, а также повышения фонда рабочего времени тракторов. Формула изобретения Шарнир гусеничной цепи по авт. св. № 673519, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности уплотнения, коническая поверхность манжеты выполнена гофрированной по образующей конуса, причем высота гофр выполнена большей со стороны большого основания усеченного конуса, чем со стороны цилиндрического бурта. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 673519, кл. В 62 D 55/20, 1977.
fpuz.2.
фаг,.2
Авторы
Даты
1982-02-28—Публикация
1980-03-04—Подача