(54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1996 |
|
RU2118340C1 |
Смазка многоцелевая универсальная высокотемпературная | 2016 |
|
RU2627766C1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ | 2018 |
|
RU2672266C1 |
СМАЗКА ДЛЯ ГОРНОРУДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 1972 |
|
SU334870A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА | 1991 |
|
RU1780316C |
Пластичная смазка для роликовых подшипников | 1969 |
|
SU329781A1 |
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2013 |
|
RU2555710C1 |
Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная | 2016 |
|
RU2630305C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ | 2009 |
|
RU2400535C1 |
Пластичная смазка | 1981 |
|
SU981350A1 |
Изобретение относится к смазкам tia основе нефтяного масла, а именно к загущенным смазкам для тяжелонагруженных поди ипников качения подвижного состава железных дорог. Известны пластичные смазки на основе неф тяных масел, -загустителей (литиевых мыл жирных кислот) и антиокслдантов, имеющие высо кую стабильность 1 . Однако эти смазки характеризуются низкими противоизносными и противозадирными свойствами. Наиболее близкой к предлагаемой является пластичная смазка 2 следующего сортава, вес.%: . Литиевое мыло стеариновой кислоты Литиевое мыло олеиновой кислоты Литиевое мыло осернеиного касторового масла Дифениламин Нефтяное масло Недостатки известной смазки - низкиб про тивозадирные и антифрикционные свойства, т.е 5- 7 1-3 Остальное при больших осевых и радиальных нагрузках и скоростях темп прироста температуры равен в час, величина вязкости при отрицательных температурах достигает высоких значений (при -30 Си градиенте скорости сдвига 10 сек .12000-20000 П), температура каплепадения 170°С. Все это ухудщает работоспособность .смазки. При низких температурах использование смазки ведет к повышенным энергозатратам, поскольку гидродинамическая составляющая момента тре1шя зависит от вязкости. При работе в летнее время низкое значение температуры каплепадения и повышенная температура работы узла трения приводит к ужесточеншо работы подишпника и увеличению числа подшипников, выходящих из строя. Целью изобретения является улу ниение антифрикционных и противозадирных свойств смазки за счет уменьшения вязкости при низких температурах для снижения энергозатрат на преодоление сопротивления движению, увеличения температуры каплепадения и снижения темпа прироста температуры. Это должно улучшить противозадиргп)1е свойства и привести 391075 к экономии подшипников, увеличению межремонтного пробега и обеспечению безопасности движения. Поставленная цель дбстигается тем, что шистичная смазка для подшипников качения, содержащая нефтяное масло, литиевые мыла стеариновой, олеиновой кислот н осерненного , касторового масла и дифениламин, дополнительно содержит аэросил, натрид бора и нитрид бора, металлизированный сплавом на основе io Шетных металлов, при следующем содержании компонентов, вес.%: Литиевое мыло стеариновой 11--13 кислоты Литиевое мыло олеиновой 1-3 кислоты Литиевое мыло осернеиного касторового масла 4-6 0,5-1,5 Дифениламин 0,2-0,6 jg Аэросил Нитрид бора 1-2 Нитрид бора, металлизированный сплавом на основе 0,2-0,3 цветных металлов Нефтяное масло Остальное 25 Изготовлены образцы смазок. Содержание компонентов в образцах указано в табл. 1. Образцы изготавливают в варочном аппарате, снабженном элекгроиагревом и двойным перемешивающим устройством, с циркуляционной JJJ системой, по технологии принятой для изготовления подобных типов смазок, содержащих литиевые мыла.
При изготовлении смазок используют нитрид бора с размером частиц 0,004-0,05 мкм, полученный путем сжигания гидразин-борана в инертной среде. Указанный разброс в размере частиц является дисперсностью продукта. Поскольку нет методов, позволяющих разделить такие мелкодисперсные продукты по фракциям, во всех опытах применяют йолидисперсный продукт указанной степени дисперсности. В качестве аэросила используют аэросил380, величина удельной поверхности которого колеблется в диапазоне 300-400 м /г.
Металлизированный нитрид бора пол чают путем перемешивания высокодисперсного нит.рида бора со сплавом, например, Вуда, содержащим,%: олово 10; кадмий 10; свинец 40; висмут 40 по МРТУ 6-09-6707-70 при содержании сплава Вуда в металлизированном нитриде 6085 вес.%.
R табл. 1 показаны составы пластичных смзок. .
В смазке 1 используют металлизированный нитрид бора с содержанием сплава Вуда 72 вес.%; в смазках 2 - 4 - с содержанием сплава Вуда 60 вес.% и в смазках 3-5 - с содержанием сплава Вуда 85 вес.%. S 15
ботку подшипников при действии на них осевых и радиальных нагрузок.
Указанные пределы содержания добавок являются оптимальными,. так как дальнейшее увеличение их содержания не приводит к улучшению свойств.
Таким образом, применение предлагаемой смазки позволяет при отрицательных температурах эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта снизить энергетические затраты за счет снижения вязкости смазки.
Снижение вязкости при отрицательных температурах в 3 раза снижает гидродинамическую составляющую момента трения примерно в 2 раза, вследствие чего экономия энергозатрат тягового состава может составить величину до 0,5%.
При умеренных и повышенных температурах эксплуатации за счет увеличения температуры каплепадения смазки .и снижения темпа прироста температуры снижается выход подшипников из строя и тем самым увеличивается межремонтный пробег транспорта, снижается расход качественного металла, необходимого для изготовления подшипников, снижаются затраты на jie- монт и увеличивается безоцасность движегтия поездов из-за более надежной работы подшнп
НИКОВ. Металлизированный таким способом нитрид бора является не механической смгесью металла с нитридом, а продуктом физико-химического взаимодействия за счет высокоразвитой поверхности нитрида и ее адгезионных свойств. Это подтверждается тем, что металлизацию проводят при комнатной температуре путем обычного перемешивания крупных гранул сплава Вуда с нитридом бора. Применение нитрида бора и аэросила другой степени дисперсности ухудшает свойства смазки, так как крупные частицы этих веществ обладают абразивными .свойствами. В качестве основы использзтот нефтяное масло с кинематической вязкостью при 50 С 12-20 сСт. Температуру каплепадения определяют по ГОСТ 6793-74, вязкость при по ГОСТ 7163-63, темп прироста температуры по методике ЦНИИ МПС 3. в табл. 2. приведены результаты испытаний полученных образцов смазок. Как видно, полученные составы обладают улучшенными свойствами, так, например, темп прироста температуры падает в 2 раза по сравнению с известным/температура каплепадения достигает 190-195° т. е. на 20-25°С выше.. Улучшается вязкость при отрицательных температурах, так, ее величина при -30°С 45006000 П, т. е. меньше чем у известного в 3-4 раза. Коэффициент торцового трения равен коэффициенту трения известного (0,01-0,012), однако в 3-4 раза снижается время на прираТаблица 2
79107508
Источники информавди,2. Авторское свидетельство СССР № 329781,
принятые во внимание при экспертизекл. С 10 М 5/14, 1975 (прототип). 1. Сниицын В. В. Подбор и применение
пластичных смазок. М., Химия, 1974, с. 335-3. Труды ЦНИИМПС. Вып. 520, М., Транс338.5порт, 1975, с. 24.
Авторы
Даты
1982-03-07—Публикация
1980-12-16—Подача