Пластичная смазка для подшипников качения Советский патент 1982 года по МПК C10M5/02 C10M5/14 C10M5/20 

Описание патента на изобретение SU910750A1

(54) ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ

Похожие патенты SU910750A1

название год авторы номер документа
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1996
  • Еситашвили В.А.
  • Гавриленков А.И.
  • Серебрякова В.И.
  • Бабминдра М.П.
  • Школьников Е.Н.
  • Иванов Ю.А.
RU2118340C1
Смазка многоцелевая универсальная высокотемпературная 2016
  • Арстром Эрик Берт-Олоф
  • Дыкин Александр Сергеевич
  • Рябова Татьяна Александровна
  • Романенко Нина Владимировна
RU2627766C1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ КАЧЕНИЯ И СКОЛЬЖЕНИЯ 2018
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Александр Павлович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Воропаев Александр Иванович
  • Мясников Филипп Васильевич
RU2672266C1
СМАЗКА ДЛЯ ГОРНОРУДНОГО ОБОРУДОВАНИЯ 1972
SU334870A1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА 1991
  • Наконечная М.Б.
  • Сукачев О.Т.
  • Мнищенко Г.Г.
  • Старец И.С.
  • Булгак В.Б.
  • Лендьел И.В.
  • Кравченко А.Р.
  • Мнищенко В.Г.
  • Стахурский А.Д.
  • Литвинчук Л.П.
  • Пруссак А.Г.
  • Васин Ю.В.
  • Бибилов В.М.
  • Ярмолюк Б.М.
  • Коржик М.С.
RU1780316C
Пластичная смазка для роликовых подшипников 1969
  • Петров С.А.
  • Блидченко И.Ф.
  • Меркурьев Г.Д.
  • Лобанов В.В.
  • Вовк И.А.
  • Аладьин Г.П.
  • Акбашев Б.З.
  • Девин Р.М.
  • Филатов В.Х.
  • Селезнева А.А.
  • Седышева И.С.
SU329781A1
ПЛАСТИЧНАЯ СМАЗКА ДЛЯ ТЯЖЕЛОНАГРУЖЕННЫХ УЗЛОВ ТРЕНИЯ СКОЛЬЖЕНИЯ 2013
  • Савинков Сергей Алексеевич
  • Никитин Андрей Валентинович
  • Федоров Игорь Евгеньевич
  • Евдокимов Игорь Анатольевич
RU2555710C1
Смазка многоцелевая пластичная антифрикционная 2016
  • Верета Кирилл Владимирович
  • Дыкин Александр Сергеевич
  • Кочерга Татьяна Александровна
  • Гетманец Ольга Николаевна
  • Черникова Нина Александровна
RU2630305C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИЧНОЙ СМАЗКИ 2009
  • Нестеров Александр Викторович
  • Елисеев Леонид Сергеевич
  • Горякина Ольга Валентиновна
RU2400535C1
Пластичная смазка 1981
  • Вайншток Восмарт Викторович
  • Ваванов Виктор Васильевич
  • Борщевский Семен Борисович
  • Фуфаев Александр Александрович
  • Непогодьев Арнольд Васильевич
  • Богданов Шавкят Касимович
  • Смирнова Надежда Сергеевна
  • Левенто Римма Александровна
  • Гуреев Андрей Александрович
  • Соколов Валерий Васильевич
  • Недбайлюк Петр Емельянович
  • Василенко Иван Васильевич
  • Виноградов Борис Федотович
  • Ящинская Маргарита Сергеевна
SU981350A1

Реферат патента 1982 года Пластичная смазка для подшипников качения

Формула изобретения SU 910 750 A1

Изобретение относится к смазкам tia основе нефтяного масла, а именно к загущенным смазкам для тяжелонагруженных поди ипников качения подвижного состава железных дорог. Известны пластичные смазки на основе неф тяных масел, -загустителей (литиевых мыл жирных кислот) и антиокслдантов, имеющие высо кую стабильность 1 . Однако эти смазки характеризуются низкими противоизносными и противозадирными свойствами. Наиболее близкой к предлагаемой является пластичная смазка 2 следующего сортава, вес.%: . Литиевое мыло стеариновой кислоты Литиевое мыло олеиновой кислоты Литиевое мыло осернеиного касторового масла Дифениламин Нефтяное масло Недостатки известной смазки - низкиб про тивозадирные и антифрикционные свойства, т.е 5- 7 1-3 Остальное при больших осевых и радиальных нагрузках и скоростях темп прироста температуры равен в час, величина вязкости при отрицательных температурах достигает высоких значений (при -30 Си градиенте скорости сдвига 10 сек .12000-20000 П), температура каплепадения 170°С. Все это ухудщает работоспособность .смазки. При низких температурах использование смазки ведет к повышенным энергозатратам, поскольку гидродинамическая составляющая момента тре1шя зависит от вязкости. При работе в летнее время низкое значение температуры каплепадения и повышенная температура работы узла трения приводит к ужесточеншо работы подишпника и увеличению числа подшипников, выходящих из строя. Целью изобретения является улу ниение антифрикционных и противозадирных свойств смазки за счет уменьшения вязкости при низких температурах для снижения энергозатрат на преодоление сопротивления движению, увеличения температуры каплепадения и снижения темпа прироста температуры. Это должно улучшить противозадиргп)1е свойства и привести 391075 к экономии подшипников, увеличению межремонтного пробега и обеспечению безопасности движения. Поставленная цель дбстигается тем, что шистичная смазка для подшипников качения, содержащая нефтяное масло, литиевые мыла стеариновой, олеиновой кислот н осерненного , касторового масла и дифениламин, дополнительно содержит аэросил, натрид бора и нитрид бора, металлизированный сплавом на основе io Шетных металлов, при следующем содержании компонентов, вес.%: Литиевое мыло стеариновой 11--13 кислоты Литиевое мыло олеиновой 1-3 кислоты Литиевое мыло осернеиного касторового масла 4-6 0,5-1,5 Дифениламин 0,2-0,6 jg Аэросил Нитрид бора 1-2 Нитрид бора, металлизированный сплавом на основе 0,2-0,3 цветных металлов Нефтяное масло Остальное 25 Изготовлены образцы смазок. Содержание компонентов в образцах указано в табл. 1. Образцы изготавливают в варочном аппарате, снабженном элекгроиагревом и двойным перемешивающим устройством, с циркуляционной JJJ системой, по технологии принятой для изготовления подобных типов смазок, содержащих литиевые мыла.

При изготовлении смазок используют нитрид бора с размером частиц 0,004-0,05 мкм, полученный путем сжигания гидразин-борана в инертной среде. Указанный разброс в размере частиц является дисперсностью продукта. Поскольку нет методов, позволяющих разделить такие мелкодисперсные продукты по фракциям, во всех опытах применяют йолидисперсный продукт указанной степени дисперсности. В качестве аэросила используют аэросил380, величина удельной поверхности которого колеблется в диапазоне 300-400 м /г.

Металлизированный нитрид бора пол чают путем перемешивания высокодисперсного нит.рида бора со сплавом, например, Вуда, содержащим,%: олово 10; кадмий 10; свинец 40; висмут 40 по МРТУ 6-09-6707-70 при содержании сплава Вуда в металлизированном нитриде 6085 вес.%.

R табл. 1 показаны составы пластичных смзок. .

В смазке 1 используют металлизированный нитрид бора с содержанием сплава Вуда 72 вес.%; в смазках 2 - 4 - с содержанием сплава Вуда 60 вес.% и в смазках 3-5 - с содержанием сплава Вуда 85 вес.%. S 15

ботку подшипников при действии на них осевых и радиальных нагрузок.

Указанные пределы содержания добавок являются оптимальными,. так как дальнейшее увеличение их содержания не приводит к улучшению свойств.

Таким образом, применение предлагаемой смазки позволяет при отрицательных температурах эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта снизить энергетические затраты за счет снижения вязкости смазки.

Снижение вязкости при отрицательных температурах в 3 раза снижает гидродинамическую составляющую момента трения примерно в 2 раза, вследствие чего экономия энергозатрат тягового состава может составить величину до 0,5%.

При умеренных и повышенных температурах эксплуатации за счет увеличения температуры каплепадения смазки .и снижения темпа прироста температуры снижается выход подшипников из строя и тем самым увеличивается межремонтный пробег транспорта, снижается расход качественного металла, необходимого для изготовления подшипников, снижаются затраты на jie- монт и увеличивается безоцасность движегтия поездов из-за более надежной работы подшнп

НИКОВ. Металлизированный таким способом нитрид бора является не механической смгесью металла с нитридом, а продуктом физико-химического взаимодействия за счет высокоразвитой поверхности нитрида и ее адгезионных свойств. Это подтверждается тем, что металлизацию проводят при комнатной температуре путем обычного перемешивания крупных гранул сплава Вуда с нитридом бора. Применение нитрида бора и аэросила другой степени дисперсности ухудшает свойства смазки, так как крупные частицы этих веществ обладают абразивными .свойствами. В качестве основы использзтот нефтяное масло с кинематической вязкостью при 50 С 12-20 сСт. Температуру каплепадения определяют по ГОСТ 6793-74, вязкость при по ГОСТ 7163-63, темп прироста температуры по методике ЦНИИ МПС 3. в табл. 2. приведены результаты испытаний полученных образцов смазок. Как видно, полученные составы обладают улучшенными свойствами, так, например, темп прироста температуры падает в 2 раза по сравнению с известным/температура каплепадения достигает 190-195° т. е. на 20-25°С выше.. Улучшается вязкость при отрицательных температурах, так, ее величина при -30°С 45006000 П, т. е. меньше чем у известного в 3-4 раза. Коэффициент торцового трения равен коэффициенту трения известного (0,01-0,012), однако в 3-4 раза снижается время на прираТаблица 2

79107508

Источники информавди,2. Авторское свидетельство СССР № 329781,

принятые во внимание при экспертизекл. С 10 М 5/14, 1975 (прототип). 1. Сниицын В. В. Подбор и применение

пластичных смазок. М., Химия, 1974, с. 335-3. Труды ЦНИИМПС. Вып. 520, М., Транс338.5порт, 1975, с. 24.

SU 910 750 A1

Авторы

Дубовицкий Федор Иванович

Головатый Александр Терентьевич

Колотий Анатолий Илларионович

Акбашев Борис Залманович

Меркурьев Геннадий Дмитриевич

Гавриленков Анатолий Иванович

Баландин Евгений Алексеевич

Елисеев Леонид Сергеевич

Нечипоренко Гелий Николаевич

Раевский Александр Васильевич

Блидченко Игнатий Федорович

Алексеев Андрей Павлович

Лемперт Давид Борисович

Розенберг Александр Самуилович

Колесова Ольга Ивановна

Дубрава Олег Леонидович

Николаева Людмила Ивановна

Серебрякова Валентина Ильинична

Чугунова Тамара Васильевна

Гончаров Тельман Константинович

Даты

1982-03-07Публикация

1980-12-16Подача