Магнитострикционный двигатель Советский патент 1982 года по МПК H01L41/12 

Описание патента на изобретение SU911659A1

(54) МАГННТОСТРИКЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах, где необходимо обеспечение очень малой постоянной скорости, в частности, в системах электропривода метрологических установок, в высокоточных станках,В системах автоматики.

Известно устройство, состоящее из статора и якоря. Статор выполнен п-образным из магнитострикционного материала с обмоткой возбуждения и двумя зажимами, один из которых установлен неподвижно, а якорь выполнен в виде стержня. Реверс устройства осуществ.пяется при изменении порядка чередования включения зажимов ,1}.

Недостатке известной конструкции является то, что она имеет ограниченную величину перемещения рабочего органа, которая определяется длиной стержня, при этом невозможно получить перемещения якоря с постоянной скоростью, что обусловлено принципом действия устройства, обеспечивающим шаговое перемещение.

Известен также магнитострикционный двигатель, содержащий статор из ферромагнитного материала в виде :плоской плиты И якорь В виде электромагнитных зажимов, жестко соединенных магнитострикционнсш стержнем/ снабженным обмоткой возбуждения f2j.

с Недостатком известной конструкции является отсутствие возможности обеспечения перемещения якоря с постоянной скоростью, что обусловлено шаговым характером перемещения.

|п Цель изобретения - получение постоянной скорости перемещения.

указанная цель достигается тем, ЧТО магнитострикционный двигатель, содержащий статор из ферромагнитного 5 ,материа1ла в виде плоской плияа и

якорь в виде электромагнитных зажимов, жестко соединенных магнитострйкционным стержнем, снабженным обмоткой возбуждения, дополнительно содержит

20 компенсатор, выполненный в виде второго магнитострикционного стержня с коэффициентом магнитострикций обратнЬго знака, снабженного компенсационной обмоткой, который расположен

25 по оси первого стержней и жестко прикреплен к одному из зажимов, а компенсационная обмотка включена последовательно с обмоткой возбуждения.

На фиг.1 изображен магнитострик30д1рнный двигатель, общий вид; на / на фиг.2 - график зависимости скорос ти различных точек якоря от времени Магнитострикционный шаговый двига тель содержит статор 1 из ферромагнитного материала в виде плоской пли ;ты и якорь 2, состоящий из злектромагнитных зажимов 3 и 4 с обмотками 5 и 6 возбуждения, жестко соедине ных с магнитострикционным стержнем 7 с отрицательным козффициентом магнитострикции, снабженным обмоткой 8 возбуждения. К злёктромагнитнсялу зажиму 4 жестко присоединен компенсатор в виде стержня 9 с положительным козффициентом магнитострикции. Компенсатор 9 снабжен компенсационной обмоткой 10, которая включена последовательно с обмоткой 8 возбуждения. Длина основного стержня 7 и дополнительного стержня 9, а также количество витков в обмотках возбуждения и компенсации подбирают в каж дом конкретном случае в зависимости от производственных условий таким образом, что изменение длины стержня 7 в два раза больше изменения длины дополнительного стержня 9. В исходном состоянии подается то в обмотку 5 зажима 3, последний при тягивается к статору 1 и удерживает на нем таким образом, происходит фи сирование левого конца двигателя, зажим 4 отпущен. При пропускании то ка по обмотке 8 возбуждения происхо дит сокращение магнитострикционного стержня 7, который увлекает влево з жим 4. Затем фиксируется зажим 4 и отпускается зажим 3. Выключение тока в обмотке 8 возбуждения повлече за собой перемещение стержня 7 вмес те с зажимом 3 влево. Затем фиксируется левый зажим 3, а правый зажим 4 отпускается. Компенсатор работает следующим образом. При пропускании тока по обмотке возбуждения одновременно проходит ток по компенсационной обмотке 10, в результате чего происходит удйине ние дополнительного стержня 9, изме нение длины которого под действием магнитного поля в результате конструктивного выполнения в два раза ме ше, чем изменение длины стержня 7. Выключение тока в обмотке 8 возбуждения и, следовательно в обмотке 10 влечет за собой возвращение к пенсатора 9 в исходное состояние.. На фиг.2(а) показано изменение пере носной скорости точки А яКоря 2 отн сительно статора 1 во времени, на фиг.2(в) - изменение относительной скорости между точкамиВ компенсато-1 ра 9 и А якоря 2 во времени, на фиг.2(с) - изменение абсолютной скорости точки В компенсатора 9 относительно статора 1 во времени. Графический материал, приведенный на фиг.2(а, в, с) дает наглядное представление о том, что абсолютная скорость точки В компенсатора 9 равна сумме двух скоростей: переносной скорости А якоря 2 относительно статоpa 1 плюс относительная скорость точки В компенсатора 9 по отношению к точке А якоря 2. При зтом изменениедлины компенсатора 9 под действием магнитного поля в 2 раза меньше дли-ны стержня 7, а сумма относительной и переносной скорости, т.е. абсолютная скорость точки В компенсатора 9 относительно статора 1, будет постоянна. Технические преимущества предлагаемого устройства по сравнению с известным заключаются в том, что в результате использования в шаговом двигателе компенсатора в виде дополнительного стержня с магнитострикционным эффектом противоположного знака по сравнению со-стержнем якоря и с компенсационной обмоткой скорость шагового двигателя на выходе компенсатора постоянна. Формула изобретения Магнитострикционный двигатель, содержащий статор из ферромагнитного материала в виде плоской плиты и якорь в виде электромагнитных зажимов, жестко соединенных магнитострикционным стержнем, снабженным обмоткой возбуждения, отличающийся тем что, с целью получения постоянной скорости перемещения, он дополнительно содержит ксмпенсатор, выпол«енный в виде второго магнитострикционного стержня с козффициентом магнитострикции обратного знака, снабженного компенсационной обмоткой, который расположен по оси первогостержня и жестко прикреплен к одному из зажимов, а компенсационная обмотка включена последовательно с обмоткой возбуждения. Источники информации, принятые во внимание при зкспертизе 1.Авторское свидетельство СССР 229913, кл. Н 02 N 11/00, 1968. 2.Авторское свидетельство СССР 546049, кл. Н 01 L 41/10, 1976.

Похожие патенты SU911659A1

название год авторы номер документа
Шаговый двигатель 1980
  • Ефимов Игорь Григорьевич
  • Соловьев Александр Владимирович
SU920904A1
Шаговый привод малых угловых перемещений 1980
  • Ефимов Игорь Григорьевич
  • Соловьев Александр Владимирович
SU920903A1
МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ПРИВОД МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА 1972
SU428910A1
Магнитострикционный шаговый двигатель 1980
  • Грахов П.А.
  • Кусимов С.Т.
  • Смоленков В.Ф.
  • Тлявлин А.З.
SU835287A1
Магнитострикционный шаговый двигатель линейных перемещений 1986
  • Кусимов С.Т.
  • Грахов П.А.
  • Тлявлин А.З.
  • Лебедев В.А.
  • Боголюбова Ю.В.
SU1369619A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Белый Д.М.
RU2231897C1
Магнитострикционный шаговый двигатель угловых перемещений 1982
  • Грахов П.А.
  • Кусимов С.Т.
  • Тлявлин А.З.
SU1091792A1
Магнитострикционный привод малых поступательных перемещений, в частности для врезной подачи шлифовальной бабки 1960
  • Маракин Н.Ф.
  • Тартаковский В.И.
SU141075A1
Способ управления линейным шаговым двигателем 1987
  • Лебедев В.А.
  • Кусимов С.Т.
  • Тлявлин А.З.
  • Прохоров А.М.
  • Грахов П.А.
SU1542375A1
МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Азнабаев А.Р.
  • Тлявлин А.З.
  • Грахов П.А.
  • Кусимов С.Т.
RU2074456C1

Иллюстрации к изобретению SU 911 659 A1

Реферат патента 1982 года Магнитострикционный двигатель

Формула изобретения SU 911 659 A1

2e

Фог.г

SU 911 659 A1

Авторы

Ефимов Игорь Григорьевич

Соловьев Александр Владимирович

Даты

1982-03-07Публикация

1980-06-05Подача