Предлагается прибор для указания количества расходуемого двигателем автомобиля горючего, отнесенного к единице проходимого пути.
Прибор выполнен в виде болометрического датчика расхода, сопротивления которого включены в мостиковую схему с миллиамперметром, служащим указателем расхода, датчика скорости и счетно-решающего устройства.
Особенность описываемого прибора по сравнению с известными заключается в конструкции его счетно-решающего устройства, выполненного в «орпусе стандартного указателя скорости автомобиля. Прибор этот наряду с указанием скорости движения автомобиля обеспечивает также указание удельного расхода горючего на единицу пути.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема прибора; на фиг. 2- прибор со стороны шкалы; на фиг. 3-его разрез; на фиг. 4-схема датчика скорости расхода горючего; на фиг. 5 - электрическая схема прибора.
Если обозначить через Q (t) количество израсходованного горючего и через 5 (t) путь, пройденный движущимся автомобилем к данному моменту времени t, тогда производные функций Q (/) и S (t) по
dQds
времени q тг и К представляют собой соответственно
скорость расхода горючего и скорость автомобиля. Отнощение величин
определяет расход на единицу пути в предположении сохранения данного режима движения.,
Прибор содержит четыре основных элемента: датчик скорости V движения (фиг. 1), датчик скорости расхода q горючего, счетно-решающее устройство, осуществляющее деление q на V, и указатель результата г деления q на V.
q dQ
V ds
№91843- 2 -Показания последнего элемента представляют собой искомую величину расхода горючего щ единицу пути.
Датчики показывать сглаженные (осередненные) значения соответствующих -скоростей для того, чтобы их периодические пульсации не сказывались на работе счетно-решающего устройства. Особенно это трево Й1ние существенно для датчика ( в случае двигателей внутреннего сгораниЯ; где горючее подается толчками.
При практическом- о.еуй1,ествлении датчик скорости V, счетно-рещающее устройство д : V к указатель результата г деления, могут быть объединены в одном блоке. Ниже приводится описание конкретной схемы Применительно к автомобилю «Победа.
Счетно-рещающее устройство прибора д : V и указатель расхода горючего г совмещаются сО спидометром. Для этой- цели (фиг- 3) в корпусе / указателя смонтирован миллиамперметр, на ось 2 которого вместо стрелки одевается тонкий непрозрачный диск 3 со сквозной криволинейной -прорезью. Миллиамперметр включен в мости-ковую схему датчика д, и поворот диска 3 пропорционален скорости расхода горючего.
Балансная часть стрелки указателя скорости заменяется непр.э: рачной пластинкой 4 также с прорезью. Пластинка 4 закрывает больщую часть диска 3, поэтому переднюю стенку спидометра видно лишь сквозь окно, образуемое пересечением прорези диска и пластинки (фиг. 2). На передней стенке под дискоц приклеивается разноцветное поле 5, каждый цвет которого соответствует определенному расходу горючего в литрах на 100 км. Цветное поле подсвечивается.
Таким образом, об удельном расходе топлива можно судить ио цвету светящегося окна.
Датчик скорости расхода горючего (фиг. 4) устанавливают между карбюратором и насосом подачи гирючего. В канале датчика установлены два одинаковых сопротивления RI и , выполненные, например, из платиновой проволоки - одно на входе и другое. - на выходе из канала.
Через сопротивления RI и Rz (фиг. 5) протекает электрический ток. Ввиду разной- скорости пото-ка бензина на входе и выходе канала сопротивление Ri охлаждается протекаюпхей струей бензина более энергично, -чем сопротивление / 2Так как сопротиТвленне проволо-ки зависит от температуры, то симметрия плеч в мостиковой схема Rt, Rz, Ra, нарушается () С увеличением скорости расхода горючего разность скоростей течения бензина в узком и широком сечении канала увеличивается, что и отмечается миллиамперметром. Изменение температуры бензина и окружающей датчик среды сказывается одинаковым образом на обоих плечах мостика RI и и, следовательно, не влияет на показание миллиамперметра.
Напряжение аккумуляторной батареи непостоянно. Для стабилизации напряжения, попадающего на датчик скорости расхода горючего, в схеме предусмотрены два дополнительных сопротивления: RS и R&. Первое RS щунтирует мостик и изготовляется из константана; второе Re включено носледовательно с первым, изготовляется из никеля или другого металла с большим температурным коэффициентом электропроводимости.
Могут быть предложены и другие схемы, 1 апример использующие термистры; сопротивление последних падает с повышением температуры. Стеклянная оболочка термистров и их малый га-барит (диаметром 2 лш) позволяют изготовить датчик скорости незначительных размеров, безопасн1 1Й в пожарном отно-шении и удобный для монтажа.
Предмет изобретения
Прибор для указания удельного расхода двигателем автомобиля горючего, отнесенного к единице пути, состоящий из болометрического датчика расхода, сопротивления которого включены в мостиковую схему с миллиамперметром, служащим указателем расхода, и из указателя скорости, совмещенного с указателем расхода в одно счетно-рещающее устройство, отличающиеся тем, что счетно-рещающее устройство, выполненное в указателя скорости, состоит из взаимодействующих между собой тонкого непрозрачного диска со сквозной криволинейной прорезью, укрепленного на оси миллиамперметра, и легкой непрозрачной пластинки также с криволинейной прорезью, укрепленной на оси стрелки указателя скорости, з становленных так, что прорези их образуют перемещающееся окно, через которое просматриваются участки цветного поля, окрашенные в разные цвета соответствующие различным значениям расходов горючего.
- 3 -jNb 91843
Х
Фцг.
Фиг.5
Авторы
Даты
1951-01-01—Публикация
1950-08-25—Подача