I
Изобретение относится к элёктрома шиностроению, в .частнсти к системам маслоснабжения, обеспечивающим работу уплотнений турбогенератора с водородным охлаждением о
Для обеспечения сохранности деталей уплотнений и вала турбогенератора при нарушении маслоснабжения устанавливается дополнительное быстродействующее резервирование в виде демпферного бака в системе маслоснабжения. При отказе основных источников маслоснабжения уплотнений турбогенератора срабатывает защита на отключение и останов турбогенератора. При этом емкость демпферного бака должна быть достаточной для обеспечения маслом .уплотнений за весь период выбега турбогенератора. Для предотвращения повреждений уплотнений при наличии демпферного бака необходима проверка работоспособности системы-резервирования, так как из-за изменения состояния уплотнений в одних случаях емкость демпферного бака достаточна для безнасосного останова турбогенератора, а в других нет.
Известен способ определения достаточности объема демпферного бака, при котором фиксируются величины изменения уровня масла в демпферном баке по масломерному стеклу, частота вращения ротора и время выбега турбогенератора П.
10
Описанный способ носит экспери- ментальный характери при недостаточности объема бака может привести к аварийному режиму.
Наиболее близким к изобретению яв15ляется способ опреде 1ения достаточности объема демпферного бака, заполненного маслом для уплотнений турбогенератора, заключающийся в том, что масло прокачивают насосом через регу20лятор перепада давлений,демферный бак и уплотнения турбогенератора и измеряют полный расход масла во время выбега турбогенератора. Расход 3 масла изменяется с помощью контроль ной емкости и сравнивается с объемом демпферного бака 2. Этот способ сложен в выполнении, неточен и носит .экспериментальный ха рэктер. Цель изобретения упрощение и повы шение точности измерения. Указанная цель достигается тем, что снимают кривую зависимости давления масла перед регулятором перепада- давлений от времени выбега тур богенератора, при остановленном тур богенераторе наполняют опорожненный демпферный бак маслом с помощью насоса, меняя его давление вентилем перед регулятором перепада в соответствии со снятой кривой, и при заполнении демпферного бака за время, большее .времени выбега турбогенерато ра, делают вывод о достаточности объема бака для обеспечения безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме. На фиг. 1 представлена схема маслоснабжения уплотнений турбогенератора; на фиг. 2 - кривая зависимость давления масла -Р перед регулятором перепада давления от времени выбега ротора турбогенератора (Р fit). Система маслоснабжения упл 9тнений турбогенератора состоит из. насоса 1, вентилей 2-, манометра 5, регулятора перепада давлений 6, демпферного бака 7, сигнальных реле уровня 8 и 9 трубопровода 1 О связи демпферного бака по водороду и трубопровода 11 подачи масла из демпферного бака к / уплотнениям. Способ определения достаточности объема демпферного бака, заполненног маслом для уплотнений турбогенератора, реализуется следующим образом. В плановый останов турбогенератора снимается кривая зависимости давления масла по манометру 5,перед регулятором перепада давлений 6 от времени выбега. При остановленном турбогенераторе при наличии в нем атмосферного.давления воздуха прекращается подача масла на уплотнения путем закрытия вентиля 2, при открытом вентиле 3 опорожняется демпферный бак 7, закры вается вентиль k, включается насос 1 и производится наполнение демпферного бака маслом путем частичного открывания вентиля 2 до получения по 5 манометру 5 давления Р, равного давлению, которое было при номинальной скорости вращения тербогенератора в соответствии с кривой Р| fit. В этом положении вентиль 2 удерживается в течение времени, равного времени срабатывания защиты на отключение турбогенератора по уровню масла в демпферном баке t плюс t согласно кривой PfA fltl. По истечении этого времени вентиль 2 частично прикрывается до получения по манометру 5 давления Pri, которое в соответствии с кривой удерживается время от t до t, и т.д. до полного наполнения демпферного бака, которое контролируется сигнальным реле уровня 8 и 9 в верхней зоне демпферного бака. Заполнение демпферного бака время, большее времени выбега турбогенератора, свидетельствует о достаточности объема масла в баке для безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме. Если демпферный бак полностью заполняется |При давлении, соответствующем промежуточному числу оборотов, то это сйид етельствует, что емкость демпферноjro бака при данном состоянии уплот| нений недостаточна и необходимо при нимать меры по улучшению состояния уплотнений -или произвести снятие кривой Р fltl со срывом вакуума турбины и последующее наполнение бака по вновь снятой кривой. Температура масла во время наполнения демпферного бака должна быть равной или максимально близкой к температуре, при которой производится снятие кривой Р, . f 1 tl , Штатный манометр на время снятия кривой и наполнения демпферного бака меняется на более точный, контрольный, образцовый манометр. Операция проверки достаточности масла демпферного бака, может быть совмещена с операцией заполнения демпферного бака маслом после длительного останова или ремонта перед пуском турбогенератора. Предложенный способ косвенной проверки достаточности масла демпферного бака при безнасосном останове турбогенератора прост, не требует постановки специального эксперимента, дополнительных устройств и приборов, в то же время он позволяет судить о
достаточности масла демпферного бака, с учетом всех временных изменений, которым могут подвергаться уплотнения и система маслоснабжения,
Формула изобретения
Способ определения достаточности объема демпферного бака, заполненного маслом для уплотнений турбогенератора, заключающийся в том, что , масло прокачивают насосом через регулятор перепада давлений, демпферный бак и уплотнения турбогенератора и измеряют полный расход масла во время выбега турбогенератора, о т л и чающийся тем, что, с целью упрощения и повышения точности измерения, снимают кривую зависимости
давления масла перед регулятором перепада давлений от времени выбега турбогенератора, при остановленном турбогенераторе наполняют опорожненный демпферный бак маслом с помощью насоса, меняя его давление вентилем перед регулятором перепада в соответствии со снятой криёой, и при заполнении демпферного бака за время, большее времени выбега турбогенератора, делают вывод о достаточности объема бака для обеспечения безаварийного останова турбогенератора в безнасосном режиме.
Источники информации, принятые во внима 1ие при экспертизе
К Электрические станции.Энергия, 197. № 2, с, 65-66.
2. Электрические станции.Энергия, 1971, № 6, с. 31-32.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство маслоснабжения водородного уплотнения вала ротора турбогенератора | 1990 |
|
SU1725320A1 |
Устройство маслоснабжения уплотнений вала ротора турбогенератора с водородным охлаждением | 1980 |
|
SU928535A2 |
Устройство маслоснабжения уплотнений вала турбогенератора с водородным охлаждением | 1978 |
|
SU694943A1 |
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2000 |
|
RU2160956C1 |
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1991 |
|
RU2007818C1 |
СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 1967 |
|
SU196164A1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2267626C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ ОБМОТКИ СТАТОРА | 2005 |
|
RU2289184C1 |
Регулятор давления масла для уплотнений вала турбогенератора | 1989 |
|
SU1691824A1 |
Система смазки двигателя внутреннего сгорания с турбокомпрессором | 1985 |
|
SU1312197A1 |
,i
1
J
Р/у КГС/СМ t tj i J I I (
000 Z600 iSOO
800 Фиг. г. tceK. n 05/fiuH.
Авторы
Даты
1982-04-15—Публикация
1980-05-20—Подача