Устройство для стабилизации скорости и фазы вращения ротора электродвигателя постоянного тока Советский патент 1982 года по МПК H02P5/06 

Описание патента на изобретение SU921012A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроприводам точных оптико-механических систем синхронно-синфазного вращения. .

Известно устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока, содержащее коммутатор, силовой вход которого подключен к питающей сети, его выходы к обмоткам двигателя, а управляющий вход чере,з пороговую схему и KOpjieKтирующее звено соединен с выходом частотно-фазового дискриминатора, первый вход которого соединен с датчиком скорости, а второй - с генератором опорной частоты 1 .

Недостатком устройства яйляется Низкая точность стабилизации скорости и медленный вход в синхронизм.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для стабилизации скорости электродвигателя постоянного тока ,.содержащее последовательно соединенные частотно-фазовый дискриминатор , корректирующее звено, коммутатор и- электродвигатель, снабженный датчиками скорости и низкой частоты, генератор опорной частоты

и генератор низкой чабтоты, вход которого соединен с выходом генератора опорной частоты и первым входом частотно-фазового дискриминатора 2J .

Недостатком этого устройства является зависимость эталонного сигнала от питающего напряжения и нестабильность Фазы вращения рот:ора

10 электродвигателя, что снижает точность стабилизации устройства,

цель изобретения - повьваение точности стабилизации скорости и фазы вращения ротора электродвигателя 5 постоянного тока.

Цель достигается за счет, того, .что в устройство дополнительно введены последовательно соединенные с датчиком скорости цепь из звена

20 первой задержки, блока временной привязки, второй вход которого соединен с выходсм датчика низкой частоты, звена второй задержки и элемента памяти, узел сравнения, первый

25 вход которого соединен с выходом генератора низкой частоты, второй вход - со входом звена второй задеркки, а выход - со вторым входом элемента памяти, схема И, входы которой

30 соединены с первым входом и выходом элемента памяти, и схема ИЛИ, вхо которой соединены с выходами схем И и звена первой задержки, а выход со вторым входом частотно-фазового дискриминатора. На чертеже представлена структу ная схема устройства для стабилиз ции скорости и фазы вращения ротор электродвигателя постоянного тока. Устройство содержит электродвигатель 1, соединенный с питающей сетью через коммутатор 2, управляю щий вход которого через пороговую схему 3 и корректирующее звено 4 соединен с выходом часто.тно-фазово го дискриминатора 5, первый вход которого соединение генератором 6 опорной частоты и синхронизирующим входом генератора7 низкой частоты а второй вход подключен к выходу схемы ИЛИ 8, Ее первый вход соединен со вторым выходом схемы И 9, а второй вход объединен с первым входом блока 10 временной привязки и через звено 11 первой Задержки соединен с датчиком 12 скорости. Второй вход блока 10 временной-привязки объединен с выходом датчика 13низкой частоты, а его выход со входом звена 14 второй задержки и BTopfciM входом элемента 15 сравнения. Выход звена 14 второй задерж ки объединен с первым входом схемы И 9 и синхронизирующим входом элемента 16 памяти,- выход которого объединен со вторым входом схемы И 9, а управляющий вход подключен к выходу элемента 15 сравнения. Устройство работает следующим образом. При включении питания электродвигатель 1 постоянного тока разгог яется до скорости, при которой частоты опорного генератора б и датчика 12 скорости равны. После этого включается канал захвата фазы, содержащий генератор 7 низкой частоты, элемент 15 сравнения, схему И 9 , элемент 16 памяти, звено 14второй задержки, датчик 13 низкой частоты, блок 10 временной привязки. Импульсный сигнал с выхода генератора 7 низкой частоты, часто та следования которого соответствуе частоте вращения ротора двигателя а фаза определяет положение ротора в пространстве, поступает на первый вход элемента 15 сравнения. На второй вход этого элемента подается импульсный сигнал с выхода блока 10 временной привязки. На входы блока временной привязки подаются имп льсные сигналы с датчика 12 ско рости через звено 11 первой задержки и с датчика 13, низкой частоты, который определяет действительную фазу положения ротора в пространств На выходе блока временной привязки формируется импульсный сигнал, соответствующий по фазе первому импульсу с датчика 12 скорости, который следует за импульсом датчика 13 низкой частоты. Это позволяет осуществить точную установку ротора по фазе в пределах одного периода частоты вращения, изменяя величину .задержки с помощью звена 11 первой задержки. С выхода элемента 15 сравнения импульсный сигнал, при совпадении импульсов генератора 7 низкой частоты и импульса с выхода блока 10 временной привязки подается на управляющий вход элемента 16 памяти. На синхронизирующий вход подается задержанный звеном 14 второй задержки импульсный сигнал с выхода блока 10 временной привязки. При этом на выходе элемента 16 памяти устанавливается сигнал, который запирает схему И 9. В случае несовпадения импульса с генератором 7 низкой частоты и импульса с выхода элемента 16 памяти устанавливается уровень постоянного напряжения, отпирающий схему И 9. При этом на второй вход этой схемы подается задержанный импульс с выхода блока временной привязки один раз за оборот двигателя. С входа схемы И 9 задержанный импульс через схему ИЛИ 8 поступает на первый вход частотно-фазового дискриминатора 5. На второй вход частотно-фазового дискриминатора подаются импульсы с генератора 6 опорной частоты. При этом частотно-фазовыГ: дискриминатор устанавливается в состояние, которое обеспечивает некоторое торможение двигателя, не выводя его частоту за пределы синхронной. Это приводит к изменению фазы положения ротора относительно импульсов генератора 7 низкой частоты. В случае совпадения импульса с выхода блока временной привязки и импульса с выхода генератора частоты запирается схема И 9 и на первый вход частотно-фазового дискриминатора подаются только задержанные импульсы с датчика 12 скорости. При этом осуществляется захват по частоте. С выхода частотно-фазового дискриминатора импульсы следуют с частотой опорного генератора. Их длительность равна разности фаз между импульсами опорной частоты и импульсами датчика скорости. Для уменьшения времени переходного процесса при захвате по частоте между выходом частотно-фазового дискриминатора и управляющим входом коммутатора 2 включены последовательно корректирующее звено и пороговое устройство.

Таким образом, устройство обеспечивает стабилизацию частоты вращения ротора с точностью, определяемой точностью опорного генератора, Так как частота датчика скорости связана с частотой датч:ика низкой частоты, то одновременно с частотой стабилизируется и фаза вращения ротора, что является дополнительным преимуществом устройства.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации скорости и фазы вращения ротора электродвигателя постоянного тока содержащее последовательно соединенные частотно-фазовый дискриминатор, корректирующее звено, коммутатор,датчики скорости и низкой частоты, генератор опорной частоты и генератор низкой частоты, вход которого соединен с выходом генератора опорной частоты и первым входом частотнофазового дискриминатора, .отличающееся тем, что, с целью

повышения точности стабилизации, дополнительно введены последовательно соединенные с датчиком скорости цепь из звена первой задержки, блока временной привязки, второй вход которого соединен с выходом датчика низкой частоты, звена второй задержки и элемента памяти, узел сравнения, первый вход которого соединен с выходом генератора низкой частоты, второй вход - с входом звена второй задержки, а выход - с вторым входом элемента памяти, схема И, входы которой соединены с первым входом и выходом элемента памяти, и схема ИЛИ входы которой соединены с выходами схемы И и звена первой задержки, а выход - со вторым входом частотнофазового дискриминатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 343643, кл, Н 02 Р 5/06, 1972.

2.Патент Японии 49-7683, кл. Н 02 Р 5/00, 1976.

Похожие патенты SU921012A1

название год авторы номер документа
СИНХРОННО-СИНФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2010
  • Бубнов Алексей Владимирович
  • Бубнова Татьяна Алексеевна
RU2422978C1
СТАБИЛИЗИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Бубнов Алексей Владимирович
  • Чудинов Александр Николаевич
  • Четверик Алина Наилевна
RU2585241C1
Устройство регулирования частоты вращения магнитных дисков 1980
  • Геворкян Сергей Огонесович
  • Денисов Александр Иванович
  • Межерицкий Валерий Аронович
  • Савчук Владимир Петрович
  • Зволинский Вадим Михайлович
SU930372A1
Устройство для согласования углового положения синхронно-вращающихся валов электродвигателей постоянного тока 1983
  • Сутормин Александр Михайлович
  • Ямановский Борис Михайлович
  • Зажирко Виктор Никитич
  • Кавко Владимир Георгиевич
  • Мухамедяров Роберт Давледович
  • Терехов Александр Яковлевич
  • Хохорин Валерий Иванович
  • Барский Сергей Анатольевич
SU1100700A1
Устройство для установки и стабилизации фазового положения магнитного носителя 1982
  • Денисов Александр Иванович
  • Звалинский Вадим Михайлович
  • Мальцев Владимир Александрович
  • Сигарев Николай Николаевич
  • Сиренко Сергей Михайлович
  • Шпаченко Владимир Павлович
SU1059619A1
Стабилизированный вентильный электропривод с комбинированным управлением 1987
  • Райфшнайдер Владимир Карлович
  • Кольвах Владимир Федорович
  • Мазин Владимир Владимирович
  • Савенко Александр Васильевич
SU1610588A1
Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя 1982
  • Сумачев Юрий Николаевич
SU1051678A1
Синхронизированный вентильный электродвигатель 1984
  • Куликов Николай Иванович
  • Патласов Сергей Иванович
  • Рыжиков Евгений Дмитриевич
  • Дорохов Евгений Иванович
  • Дроганов Валерий Павлович
SU1251279A1
Стабилизированный параметрический электродвигатель 1987
  • Гаврилко Сергей Александрович
  • Суровицкий Виктор Тимофеевич
  • Федоров Александр Павлович
  • Янченко Леонид Петрович
SU1555773A1
ЧАСТОТНО-ФАЗОВАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Тыщенко Александр Константинович
  • Крутских Евгений Ильич
  • Стрижков Анатолий Михайлович
RU2510126C2

Иллюстрации к изобретению SU 921 012 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для стабилизации скорости и фазы вращения ротора электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 921 012 A1

SU 921 012 A1

Авторы

Дубенский Александр Александрович

Дроганов Валерий Павлович

Иванов Николай Александрович

Лупнов Анатолий Сергеевич

Рыжиков Евгений Дмитриевич

Даты

1982-04-15Публикация

1979-12-21Подача