Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств Советский патент 1982 года по МПК F16D69/00 

Описание патента на изобретение SU934071A2

1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных устройствах и муфтах сцепления.

По основному авт. св. № 637571 известен способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления, состоящий в том, что в рабочу ю зону пары трения подают азотноуглекислую смесь в виде выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания.

Выхлопные газы, получаемые- в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов подают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и, с целью вытеснения воздуха, поддерживают избыточное давление упомянутых газов 1.

Однако выхлопные газы подаются в зону трения с продуктами неполного сгорания топлива, что снижает эффективность влияния газовой среды на повышение износостойкости асбофрикционных материалов.

того, температура выхлопных газов, поданных в зону трения может превышать допустимую температуру, при которой

слабо развиваются основные физико-химические явления, влияющие на скорость деструкции связующего (каучук, смола), входящего в состав асбофрикционных материалов.

Цель изобретения - повышение эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов.

Указанная цель достигается тем, что смесь выхлопных газов перед подачей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, при этом перед нейтрализацией смесь фильтруют от продуктов неполного сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превышающей температуру термоокислительной деструкции связующего ас15 бофрикционного материала.

Выхлопные газы, получаемые в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов подают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и поддерживают, с целью вытеснения воздуха, избыточное давление упомянутых газов. В составе выхлопных газов помимо COz и NZ содержатся и другие компоненты (угарный газ СО, углеводороды.

альдегиды и т. п.), которые могут быть превращены в углекислый газ и, таким образом, 1яогут дополнительно обогащать азотноуглекислую смесь, подаваемую в рабочую зону фрикционного узла.

Для этого газовую смесь, отобраннун из выхлопного тракта или непосредственно из картера двигателя, каталитически нейтрализуют, т. е. окисляют перед подачей ее в рабочую зону фрикционного узла. В качестве нейтрализаторов могут быть использованы, в частности, промыщленно выпускаемые платиновый или палладиевый нейтрализаторы. Перед подачей в нейтрализатор газовую смесь пропускают через фильтр очистки, в качестве которого может быть использовано каолиновое волокно, минеральная вата, войлок и т. д.

Температура необратимых структурных изменений связующего асбофрикционных материалов находится, примерно, в пределах 100-150°С, а температура выхлопных газов колеблется в зависимости от режима работы двигателя и температуры окружающего воздуха от 70-80°С на холостых оборотах зимой до 700-750°С при максимальных нагрузках летом. В связи с этим газовую смесь перед подачей ее к фрикционному узлу охлаждают. Охлаждение производят после нейтрализации, так как эффективность действия каталитических нейтрализаторов тем выще, чем выще температура подаваемых газов.

Охлаждение выполняют оребрением трубопровода, увеличением его длины, установкой вентилятора и т. п.

Данный способ позволяет повысить эффективность использования выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания как

рабочей среды для фрикционных узлов, способствующие в 4-5 раз повыщению их износостойкости. В экологическом аспекте данный способ приводит к тому, что токсичный угарный газ СО из отобранной части

выхлопных газов практически весь превращается в углекислый газ СО в каталитическом нейтрализаторе, и таким образом уменьщается загрязнение окружающей среды. Экспериментальная проверка показала, что ресурс муфты сцепления при эксплуатации по предложенному способу будет составлять около 10000 моточасов, в то время как обычный ресурс этого узла в настоящее время составляет 1500 + 2000 моточасов.

Формула изобретения

Способ повыщения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных

пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств по авт. св. № 637571, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов, смесь выхлопных газов перед подачей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, при этом перед нейтрализацией смесь фильтруют от продуктов неполного сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превыщающей температуру термоокислительной деструкции связующего асбофрикционного материала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 637571, кл. F 16 D 69/02, 1976.

Похожие патенты SU934071A2

название год авторы номер документа
Силовая установка транспортного средства 1977
  • Горюнов Вениамин Михайлович
  • Бегиджанова Анжелика Петровна
  • Борисов Сергей Герасимович
  • Зиновьев Евгений Владимирович
  • Козырев Сергей Петрович
  • Кузьменко Илья Александрович
  • Левитанус Адольф Давыдович
  • Поздняков Виктор Васильевич
  • Родин Аркадий Борисович
  • Чичинадзе Автандил Виссарионович
SU765038A1
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления 1976
  • Горюнов Вениамин Михайлович
  • Родин Аркадий Борисович
  • Чичинадзе Автандил Виссарионович
SU637571A1
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар трения тормозов и муфт сцепления 1983
  • Белоусов Виталий Янович
  • Чичинадзе Автандил Виссарионович
  • Богатчук Иван Михайлович
  • Бурда Мирослав Иосифович
SU1109555A2
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления 1980
  • Шишкин Лев Степанович
SU889960A2
Способ повышения эффективности работы тормозов и муфт сцепления,связанных с двигателем внутреннего сгорания транспортных средств и тормозное устройство 1984
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Диана Анастасиевна
  • Петрина Юрий Дмитриевич
  • Балаболин Сергей Викторович
  • Масляк Игорь Николаевич
SU1231298A1
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ОТ КОНТАМИНАНТОВ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ 2016
  • Логойда Виктор Сергеевич
  • Томилов Александр Анатольевич
  • Князев Сергей Иванович
  • Гусев Юрий Владимирович
  • Овчинников Алексей Иванович
  • Ульшин Дмитрий Игоревич
RU2637747C2
Узел трения фрикционного механизма 1979
  • Лапшин Сергей Алексеевич
  • Румянцева Ольга Валентиновна
  • Борисов Сергей Герасимович
SU872851A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2003
  • Белкин В.В.
  • Филиппов С.В.
RU2263794C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МЕГАПОЛИСА 1996
  • Храмцов В.П.
  • Стародубцев В.Ф.
  • Ястремский Ю.Н.
RU2156367C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 2012
  • Колпаков Михаил Игоревич
  • Колпаков Игорь Михайлович
  • Смирнов Сергей Александрович
RU2532074C2

Реферат патента 1982 года Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств

Формула изобретения SU 934 071 A2

SU 934 071 A2

Авторы

Горюнов Вениамин Михайлович

Бегиджанова Анжелика Петровна

Борисов Сергей Герасимович

Зиновьев Евгений Владимирович

Козырев Сергей Петрович

Кузьменко Илья Александрович

Левитанус Адольф Давыдович

Поздняков Виктор Васильевич

Родин Аркадий Борисович

Чичинадзе Автандил Виссарионович

Даты

1982-06-07Публикация

1977-04-04Подача