1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в тормозных устройствах и муфтах сцепления.
По основному авт. св. № 637571 известен способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления, состоящий в том, что в рабочу ю зону пары трения подают азотноуглекислую смесь в виде выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания.
Выхлопные газы, получаемые- в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов подают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и, с целью вытеснения воздуха, поддерживают избыточное давление упомянутых газов 1.
Однако выхлопные газы подаются в зону трения с продуктами неполного сгорания топлива, что снижает эффективность влияния газовой среды на повышение износостойкости асбофрикционных материалов.
того, температура выхлопных газов, поданных в зону трения может превышать допустимую температуру, при которой
слабо развиваются основные физико-химические явления, влияющие на скорость деструкции связующего (каучук, смола), входящего в состав асбофрикционных материалов.
Цель изобретения - повышение эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов.
Указанная цель достигается тем, что смесь выхлопных газов перед подачей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, при этом перед нейтрализацией смесь фильтруют от продуктов неполного сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превышающей температуру термоокислительной деструкции связующего ас15 бофрикционного материала.
Выхлопные газы, получаемые в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания транспортного средства, через систему трубопроводов подают в корпус фрикционного узла тормоза или муфты и поддерживают, с целью вытеснения воздуха, избыточное давление упомянутых газов. В составе выхлопных газов помимо COz и NZ содержатся и другие компоненты (угарный газ СО, углеводороды.
альдегиды и т. п.), которые могут быть превращены в углекислый газ и, таким образом, 1яогут дополнительно обогащать азотноуглекислую смесь, подаваемую в рабочую зону фрикционного узла.
Для этого газовую смесь, отобраннун из выхлопного тракта или непосредственно из картера двигателя, каталитически нейтрализуют, т. е. окисляют перед подачей ее в рабочую зону фрикционного узла. В качестве нейтрализаторов могут быть использованы, в частности, промыщленно выпускаемые платиновый или палладиевый нейтрализаторы. Перед подачей в нейтрализатор газовую смесь пропускают через фильтр очистки, в качестве которого может быть использовано каолиновое волокно, минеральная вата, войлок и т. д.
Температура необратимых структурных изменений связующего асбофрикционных материалов находится, примерно, в пределах 100-150°С, а температура выхлопных газов колеблется в зависимости от режима работы двигателя и температуры окружающего воздуха от 70-80°С на холостых оборотах зимой до 700-750°С при максимальных нагрузках летом. В связи с этим газовую смесь перед подачей ее к фрикционному узлу охлаждают. Охлаждение производят после нейтрализации, так как эффективность действия каталитических нейтрализаторов тем выще, чем выще температура подаваемых газов.
Охлаждение выполняют оребрением трубопровода, увеличением его длины, установкой вентилятора и т. п.
Данный способ позволяет повысить эффективность использования выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания как
рабочей среды для фрикционных узлов, способствующие в 4-5 раз повыщению их износостойкости. В экологическом аспекте данный способ приводит к тому, что токсичный угарный газ СО из отобранной части
выхлопных газов практически весь превращается в углекислый газ СО в каталитическом нейтрализаторе, и таким образом уменьщается загрязнение окружающей среды. Экспериментальная проверка показала, что ресурс муфты сцепления при эксплуатации по предложенному способу будет составлять около 10000 моточасов, в то время как обычный ресурс этого узла в настоящее время составляет 1500 + 2000 моточасов.
Формула изобретения
Способ повыщения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных
пар тормозов и муфт сцепления транспортных средств по авт. св. № 637571, отличающийся тем, что, с целью повыщения эффективности влияния газовой смеси на фрикционные свойства асбофрикционных материалов, смесь выхлопных газов перед подачей их в рабочую зону каталитически нейтрализуют, при этом перед нейтрализацией смесь фильтруют от продуктов неполного сгорания, а после нейтрализации охлаждают до температуры, не превыщающей температуру термоокислительной деструкции связующего асбофрикционного материала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 637571, кл. F 16 D 69/02, 1976.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Силовая установка транспортного средства | 1977 |
|
SU765038A1 |
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления | 1976 |
|
SU637571A1 |
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар трения тормозов и муфт сцепления | 1983 |
|
SU1109555A2 |
Способ повышения износостойкости асбофрикционных материалов фрикционных пар тормозов и муфт сцепления | 1980 |
|
SU889960A2 |
Способ повышения эффективности работы тормозов и муфт сцепления,связанных с двигателем внутреннего сгорания транспортных средств и тормозное устройство | 1984 |
|
SU1231298A1 |
СПОСОБ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ОТ КОНТАМИНАНТОВ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ | 2016 |
|
RU2637747C2 |
Узел трения фрикционного механизма | 1979 |
|
SU872851A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2003 |
|
RU2263794C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МЕГАПОЛИСА | 1996 |
|
RU2156367C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ ЗАЖИГАНИЕМ | 2012 |
|
RU2532074C2 |
Авторы
Даты
1982-06-07—Публикация
1977-04-04—Подача