(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА И ПОДЪЕМА ОКЕАНОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
1
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для спуска и подъема океанологических объектов.
Известно устройство для спуска и подъема океанологических объектов, содержащее выносную кран-балку, лебедку с тросом для крепления океанологического объекта, а также защитное приспособление, установленное на тросе с возможностью перемещения вдоль него и включающее направляющий патрубок, снабженный замками, через которые пропущен трос (1.
Однако эксплуатация этого устройства сложна и трудоемка, особенно при качке судна.
Цель изобретения - упрощение эксплуатации устройства и повышение его надежности.
Цель достигается тем, что защитное приспособление включает два обода, связанных друг с другом при помощи стержней, шарнирно соединенных между собой и с ободами, амортизирующие пояса, закрепленные на внещней поверхности ободов, и спицы, при помощи которых верхний обод закреплен на направляющем патрубке, причем защитное приспособление имеет положительную плавучесть, причем верхний обод закреплен под направляющим патрубком, кроме того, спицы имеют ступенчатую форму, а стержни в местах соединения между собой снабжены нарукавниками, выполненными из эластичных гофрированных трубок.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство в начальный момент спуска океанологического объекта; на фиг. 2 - то же, в
10 момент разъединения спускаемого океанологического объекта с защитным приспосолением; на фиг. 3 - защитное приспособление, общий вид.
Устройство содержит выносную кран15балку 1, лебедку 2, трос 3 и защитное приспособление 4. Трос 3 закреплен на барабане лебедки 2, протянут через блок кранбалки 1 и связан с океанологическим объектом 5, например, носителем с океанографической аппаратурой, пробоотборником или иным оборудованием, предназначенным для исследования океана. Защитное приспособление устанавливается на тросе 3 над океанологическим объектом 5, при этом вылет
кран-балкя 1 должен обеспечивать зазор между защитным присмособлением 4 и бортом судна, позволяющим беспрепятственно проходить защитному приспособлению вДаль борта судна при спокойной воде.
Защитное приспособление состоит из двух ободов б, связанных друг с другом при помощи двух или более стержней 7, соединенных между собой шарнирно. Крайние точки стержней закреплены при помощи шарниров на ободах 6 таким образом, что образующееся при сближении ободов колено направлено внутрь пространства между ободами. Такое решение позволяет изменить внутренний размер защитного приспособления, подгоняя его под различные океанологические объекты. При этом объекты могут быть как цилиндрической формы, так и любой другой, соразмерной с данным защитным приспособлением. Требуемый размер может фиксироваться при помощи зажимов, которые могут располагаться в местах соединения стержней 7 между собой. В местах, предназначенных для контакта с защищаемым объектом 5 во время соударений, могут быть установлены гофрированные эластичные нарукавники 8. Направляющий патрубок 9 установлен по вертикальной осевой линии защитного приспособления и связан с верхним ободом 6 при помощи спиц 10. При этом целесообразно размещение направляющего патрубка наД плоскостью верхнего обода 6 с тем, чтобы в образованном пространстве между нижним торцом направляющего патрубка 9 и плоскостью верхнего обода 6 размещался узел крепления троса 3 к объекту 5, иными словами, чтобы ось щарнира, образованного в месте крепления, находилась над плоскостью верхнего Обода 6. В нижнем и верхнем торцах направляющего патрубка 9-установлены замки 11, запирающие защитное приспособление на тросе. Внутренний диаметр отверстий замков 11 превышает наружный диаметр троса 3 на величину, необходимую для свободного прохождения троса сквозь эти замки, однако, при этом он не может быть чрезмерно большим и допускать тем самым изменения перпендикулярности плоскости ободов 6 к тросу 3. При необходимости использования защитного приспособления 4 с тросом иного диаметра целесообразно использование сменных замков с отверстиями соответствующего диаметра. По наружным поверхностям ободов 6 установлены амортизирующие пояса 12, которые в общем случае могут быть выполнены из упругих материалов, например, резины. Спйць 10, также как и стержни 7, могут быть выполнены из легкосплавных трубчатых элементов, герметично заделанных для придания дополнительной положительной плавучести защитному приспособлению. В амортизирующих поясах, ободах, направляющем патрубке и замках имеются радиальные прорези для установки, защитного приспособления на трос.
В варианте выполнения защитного приспособления 4, показанного на фиг. 3, oбc ды 6 связаны двумя, равными по длине, стержнями 7, причем каждый стержень по длине меньше внутреннего радиуса ободов б. В таком приспособлении при его склддывании ободы 6 совмещаются, что достаточно удобно для хранения и транспортировки. Возможны варианты защитного приспособления, при которых, с целью перенесения плоскости прихвата объема 5 (образоваиной точками соединения стержней 7 между
собой) ниже, верхние стержни в связях выполняются более длинными по сравнению с нижними. При этом возможен случай, когда плоскость прихвата объекта 5 располагается ниже плоскости обода 6.
Устройство работает следующим образом. Перед началом работ защитное приспособление 4 устанавливается нд внутренний размер, соответствующий габаритам транспортируе4яого объекта 5 с таким расчетом, чтобы нарукавники 8, расположенные в местах
соединения стержней 7 между собой, соприкасались с объектом, позволяя ему тем не менее свободно выходить нз защитного приспособления. Это достигается путем изменения расстояния между ободами 6 и фиксацией erd при помощи зажимов, расположенных в местах соединения стержней 7 между собой. При достаточно тугих шарнирах, или их специальном выполнении необходимость применс ння таких зажимов от падает, так как рас(тояние между ободами
может изменяться при вбздействни определенного усилия. Перед спуском объекта & защитное приспособление 4 устанавливается на трбсе 3, после .чего замки 11 запираются и защитное приспособление 4 под воздействием силы тяжести перемещается вдоль троса 3 до тех пор, пока замок 11, установленный на нижнем торце направляющего патрубка 9, не соприкасается с узлом крепления троса 3 к объекту 5. Устройствоготово к работе. По сигналу оператора вклю
чается лебедка 2 и начннается спуск объ екта 5 совместно с защитным приспособлен нием 4 вдоль борта судна. При наклонах судна или воздействии ветровых порывов амортизирующие пояса 12 входят в контакт с бортом судна. Разнесенные упоры обра зующиеся в точках контакта замков 11 с тросбйЭ И в точках Соедннення стержней 7л между собой, не допускают проворачивания объекта вокруг какой-либо из этих то чек и соприкасання с бортом судна, обере
гая тем самым как сам объект, так и борт судна от повреждения.
lio мере спуска объект 5 с защитным приопособлением 4 достигает поверхности;
воды (фиг. 2). Защитное приспособление 4, обладающее положительной плавучестью и свободио пропускающее сквозь себя трос 3, остается на поверхности воды, тогда, как объект 5 продолжает свое движение вниз. Защитное приспособление погружается по ватер-линию, отмеченную на уровне верхнего обода 6 (см. фиг. 3) и остается в этом Положении в течение всего времени, необходимого для работы объекта 4 в воде. Замки 11, обхватывающие трос 3 и расположенг иые в крайних точках направляющего патрубка 9, не позволяют плоскостям ободов € изменять свою перпендикулярность отноЬительно троса 3, что позволяет объекту 5 Ьри обратном ходе наверх устанавливаться в защитном приспособлении и вместе с ним проходить опасный участок вдоль борта §удна. По заверщеиии подъема замки 11 размыкаются, защитное приспособление приподнимается над объектом 5 и снимается с троса 3.
Предлагаемое устройство удобно в эксплуатации, обладает высокой надежностью и может быть использовано для работы в условиях качки.
Формула изобретения
I I. Устройство для спуска и подъема оке 1нологических обтЛктов, содержащее выносную край-балку, лебедку с тросом для крепления океанологического объекта, а также защитное приспособление, установленное на тросе с возможностью перемещения вдоль него и включающее направляющий
патрубок, снабженный замками, через которые пропущен трос, отличающееся тем, что, с целью упрощения эксплуатации устройства и повыщеиия его надежности, защитное приспособление включает два обода, связанных друг с другом при помощи стержней, щарнирно соединенных между собой и с ободами, амортизирующие пояса, закрепленные на внещней поверхности ободов, и спицы, при помощи которых верхний обод закреплен на направляющем патрубке, причем защитное приспособление имеет положительную плавучесть.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что верхний обод закреплен под направляющим патрубком.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что спицы имеют ступенчатую форму.
4. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что стержни в местах соединения между собой снабжены нарукавниками, выполненными из эластичных гофрированных трубок.
Источники иис(ормации,
принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 608698, кл. В 63 В 27/00, В 63 С 11/00, В 63 С 11/46, 1975 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовое устройство для подъема и спуска гондолы с океанографической аппаратурой | 1975 |
|
SU608698A1 |
ГРУНТОУКЛАДОЧНОЕ ПЛАВУЧЕЕ СРЕДСТВО | 1993 |
|
RU2078711C1 |
Судовое устройство для посадки людей в спасательные средства | 1984 |
|
SU1216916A1 |
Судовое устройство для посадки людей в спасательные средства | 1986 |
|
SU1418185A1 |
Устройство для добычи морских водорослей | 1990 |
|
SU1777697A1 |
УСТРОЙСТВО для ЗАСТРОПОВКИ ПЛАВАЮЩИХ ОБЪЕКТОВ | 1970 |
|
SU278446A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛЯРНОГО ОТБОРА ВОДЫ С КОНТРОЛИРУЕМЫХ ГЛУБИН ОКЕАНА | 2013 |
|
RU2530116C1 |
ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОПУСКАЕМЫЙ АППАРАТ ПРЕДЕЛЬНЫХ ГЛУБИН | 2002 |
|
RU2203833C1 |
СИСТЕМА МОРСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИХ В ОТКРЫТОМ МОРЕ | 1996 |
|
RU2084372C1 |
Спускоподъемное устройство для малогабаритных необитаемых подводных аппаратов и опускаемых гидроакустических антенн с судна-носителя | 2021 |
|
RU2760798C1 |
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-10-30—Подача