1
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и может быть использовано на вездеходах большой грузоподъемност, передвигающихся по песку, болоту, целине и други.м слабонесущим грунтам.,5
Известен волновой движитель, содержащий опорно-контактирующую эластичную оболочку, которая в продольном сечении имеет складчатую конфигурацию, обуславливающую способность к плавному изгибу в верти- ,Q калькой плоскости. Вершины складок являются грунтозащепами, способствующими перемещению по льду, грунту и грязи 1.
Недостатком этого движителя является то, что он при движении по грунту с низкой 15 несущей способностью разрущает верхний живой слой, на восстановление которого уходят многие годы.
Наиболее близким к изобретению является волновой движитель, содержащий опор- jo но-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полосы, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны (2.
Недостатком известного движителя является то, что опорная часть оболочки выполнена гладкой, что при малой ее толщине не обеспечивает нужной прочности, а при большой толщине, а следовательно, и больщой жесткости, требует больщих энергозатрат на создание бегущей волны. Кроме того, гладкая оболочка не способствует сохранению заданной формы полуволн, поскольку они .могут прогибаться в большом диапазоне радиусов кривизны. В достаточно толстой оболочке, при ее изгибе возникают большие внутренние напряжения, которые способствуют расслоению, а следовательно, ведут к пониженной долговечности.
.Цель изобретения - уменьшение энергозатрат на волновое движение и повышение устойчивости полуволн.
Поставленная цель достигается тем, что в волновом движителе, содержащем опорно-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним замкнутой герметичной полости, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, наружная и внутренняя поверхности опорной части оболочки снабжены жесткими примыкающими друг к другу выступами, попарно-симметричными относительно гибкой основы, имеющими форму усеченных прямоугольных пирамид, каждая из которых в продольном сечении вписана в центральный угол окружности с радиусом изгиба полуволны. На фиг. I показан волновой движитель, частичный продольный разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1. Волновой движитель из корпуса 1, к которому прикреплена опорно-несущая оболочка, имеющая гибкую основу 2, опорную 3 часть, торцовые 4 и боковые 5 части. Опорно-несущая оболочка образует под корпусом 1 герметичную полость 6, которая наполнена воздухом или иным газом под таким давлением, которое обеспечивает удерживание корпуса 1 вместе с его полезным грузом. К опорной 3 части оболочки и к корпусу 1 щарнирно присоединены пневмосильфоны 7, кото-, рые совместно с распределителем вакуума (не показан) составляют механизм создания бегущей волны (полуволн). На обеих сторонах опорной 3 части оболочки выполнены жесткие, примыкающие друг к другу внешние 8 и внутренние 9 выступы, которые расположены попарно-симметрично относительно гибкой основы 2. Каждый выступ имеет форму усеченной прямоугольной пирамиды, причем угол наклона его передней и задней граней выбран таким, чтобы пирамиды в продольном сечении (фиг. 1) вписывались в центральный угол окружности с радиусом изгиба полуволны. На чертеже видно, что внещние 8 выступы вписаны в центральный угол dtj окружности с радиусом R,, а внутренние 9 выступы - в fi2 окружности с радиусом R2: Наличие выступов 8 и 9 на гибкой основе 2 не изменяет жесткости опорно-несущей оболочки, но увеличивает ее износостойкость, надежность и долговечность. При движении транспортного средства механизм образования бегущей волны посредством пневмосильфонов 7 в заданном порядке поднимает нужные участки оболочки и опускает другие, которые опускаются под действием давления газа, находящегося в полости 6. При этом опорная 3 часть оболочки устанавливается на грунте выступами 8. При образовании бегущих волн (полуволн) выступы 9 в изгибах сходятся своими гранями, чем стабилизируют установленный радиус изгиба К.2 выступы 8 стабилизируют радиус кривизны, определяемый радиусом RI . Таким образом, полуволны имеют больщую устойчивость. Применение изобретения позволяет при создании больщой гибкости опорно-несущей оболочки значительно увеличить ее долговечность и надежность, стабилизировать заданную форму полуволн, а также сократить энергозатраты на создание бегущей волны. Формула изобретения Волновой движитель транспортного средства, содержащий опорно-несущую оболочку с гибкой основой, прикрепленную к корпусу транспортного средства с образованием под ним герметичной полости, заполненной сжатым газом, и механизм образования бегущей волны на опорной части оболочки, отличающийся тем, что, с целью уменьщения энергозатрат на волновое движение и повыщения устойчивости полуволн, наружная и внутренняя поверхности опорной части оболочки снабжены жесткими, примыкающими один к другому выступами, попарно-симметричными относительно гибкой основы, имеющими форму усеченных прямоугольных пирамид, каждая из которых в продольном сечении вписана в центральный угол окружности радиусом полуволны. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент США № 3066637, кл. 115-1, 1962. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2510994/27-11, кл. В 62 D 57/00, 25.07.77 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Волновой движитель транспортного средства | 1975 |
|
SU874443A1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
RU1624879C |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1989 |
|
RU1764275C |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU1554250C |
Волновой движитель транспортного средства | 1990 |
|
SU1812146A1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2029685C1 |
Волновой движитель транспортного средства | 1977 |
|
SU931572A1 |
ВНЕДОРОЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2001 |
|
RU2199463C2 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1983 |
|
RU1205448C |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2026797C1 |
Авторы
Даты
1982-07-23—Публикация
1977-08-02—Подача