Изобретение относится к автодорожному строительству и эксплуатации автомобильных дорог и может быть испольэоваио при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных одежд.
Известен способ возведения дорожной одежды, заключающийся в последовательных укладке и уплотнении до стандартной плотности слоев из песка .подстилающий слой), щебня из малоактивных конверторных шлаков, нижнего и верхнего слоев покрытия из асфальтобетона.
Недостатками указанного способа являются низкая прочность дорожной одежды и ее высокая стоимость.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является способ возведения дорожной одежды, включающий укладку песчаного подстилающего слоя и слоя фракционированного щебня, образующих основание, и асфальтобетонного покрытия, с уплонением каждого из.уложенных слоев до стандартной плотности 2.
Недостатками известного способа являются низкая прочность ( эквивалeнtный модуль упругости) дорожной одежды и ее относительно высокая
стоимость, вызванные повышенным расходом асфальтобетона, являющегося наиболее дорогим элементом конструкции дорожной одежды.
Цель изобретения повышение прочности дорожной одежды и утилизации отходов сланцеперерабатывающей прог влшленности. . .
Поставленная цель достигается тем, что в способе возведения дорожной одежды, включающем укладку песчаного подстилающего слоя и слоя фракционированного щебня, образующих основание, и асфальтобетонного покрытия, с уплотнением каждого .из уложенных слоев до стандартной плотности, фракционированный щебень укладывают в два слоя, причем после укладки и уплотнения нижнего слоя щебня на него укладывают слой тяжелых сланцевых фусов, толщина которого составляет 0,43-0,45 толщины верхнего слоя щебня.
При описываемом способе возведения дорожной одежды происходит обработка верхнего слоя фракционированного щебня тяже.пыми сланцевыми фусами, заключающаяся в проникании щебня в слой фусов с последующим выдавливанием этих фусов, которое сопровождается равномерным распре делением их в общей толще верхнего слоя щебня (фусы заполняют пустоты в щeбнe. Толщина слоя фусов, равная 0,430,45 от TOJHivfHH верхнего слоя фракционированнЬго щебня, установлена из условия заполнения фусами всех пустот в щебне. При условии, что гранитный щебень имеет плотность 2700 кг/м и объемную массу 1570 кг известняковый щебень, соответственно, 2350 и 1300 кг/м /песчаниковый щебень 2600 и 14€0 сиенитовы («ебень 2750 и 1500 кг/мЗ. Толщины других конструктивных слоев дорожной одежды, возводимой по предлагаемому способу, назначают обычным расчётом в соответствии с требованиями строительных норм. Тяжелые сланцевые фусы - высоко оннажный отход сланцеперераб|атываяхцей прО1 ияленности - представляю собой смесь минеральных материалов .в форме частиц с максимальнымразме poiM 4-5 мм, являющихся продуктом различной степени деструкции и озоления горючих сланцев (.60-80 мае.%
| аименЬвание элементов конструкции дорожной одежды при ее устройCTBie
Мелкозернистый асфальтобетон
Крупнозернистый асфальтобетон
Фракционированный щебень Тяжелые сланцевые фусы Фракционированный щебень
Эквивсшентный модуль упругостиИз дйнных видно, что в случае возведения дорожной оделоты по пред.лагаемс 1у способу (при укладке допол нительного слоя из тяжелых сланцевых фусовЛ её прочность увеличивается на 200 кг/см % Это обстоятельство в свою очередь, позволяет при равнопрочнрсти конструкций дорожных одежд сократить расход наиболее дорогого ее элемента асфальтобетона и обеспечивает значительное удешевление дорожной одеткды. Положительным эффектом от внедрения предлагаемого способа является также утилизация отходов сланцеперерабатывающей промышленности и решетолщины слоев Дорожной одежды, см, при ее возведении по способу
описываемому
известному
3,5
4,0 23,0
2000 .сланцевых смол тяжелых фракций (17-34 мас.% и воды (3-6% от общей массы тяжелых фусов. Минеральная часть тяжелых сланцевых Фусов пред- ставлена злементами кальция, магния, натрия, калия, железа, алюминия.. При м е р. При возведении одежды, обеспечивающей эквивалейтный модуль упругости 2000 кг/см, производят укладку и уплотнение до стандартной плотности подстилающего слоя из песка, имеющего модуль упругости 1100 кг/см укладку поверх него и уплотнение слоя из фракционированного щебня толщиной 13 см, укладку слоя из тяжелых сланцевых фусов толщиной 4,4-см, укладку слоя из фракционированного щебня толщиной 10 см с уплотнением его до стандартной плотности а также укладку слоя покрытия из мелкозернистого асфальтобетона толщиной 3,5 см, уплотнение слоя асфальтобетона до стандартной плотности. Сопоставительные данные прочностных характеристик дорожной одежды, полученные по предлагаемому способу и известному,приведены в таблице. ние комплексной проблемы по охране окружающей среды. Формула изобретения Способ возведения дорожной одежды, включающий укладку песчаного подстилающего слоя и слоя фракционированного щебня, образующих основание, и асфальтобетонного покрытия, с уплотнением каждого из уложенных слоев до стандартной плотности, о т л ичающийся тем, что, с целью повьииения прочности дорожной одежды и утилизгщии отходов сланцеперераба59472566
тывакадей промьпиленности, фракциони-. Источники информации, рованный щебень укладывают в два принятые во внимание при экспертизе слоя, причем после укладки и уплот- 1. Авторское свидетельство СССР нения нижнего слоя щебня на него 712477, кл. Е 01 С 21/00, 1978. укладывают слой тяжелых сланцевых 2. Басурин К.А. и Тимофеев А.А.
фусов, толщина которого составляет5 Современные конструкции одежд городс0,43-0,45 толщин ы верхнего слоя щеб- ких дорог. М, Стройиздат, 1980, ня.с. 194.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения дорожной одежды | 1982 |
|
SU1035114A1 |
Способ возведения дорожной одежды | 1989 |
|
SU1724779A1 |
Способ возведения дорожного и аэродромного основания | 2017 |
|
RU2657576C1 |
Способ устройства дорожной одежды | 1990 |
|
SU1766864A1 |
Способ возведения основания дорожной одежды | 1979 |
|
SU903446A1 |
Способ возведения основания | 1983 |
|
SU1139790A1 |
УСТРОЙСТВО СМЕШАННЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ | 2008 |
|
RU2407848C2 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, ПЛОЩАДОК, ТРОТУАРОВ НА ОСНОВЕ ЗОЛОМИНЕРАЛЬНЫХ СМЕСЕЙ | 1998 |
|
RU2153554C2 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ОСНОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2412300C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2006 |
|
RU2312181C1 |
Авторы
Даты
1982-07-30—Публикация
1981-02-25—Подача