Изобретение относится к области судостроения, в частности к судовым устройствам для буксировки подводных аппаратов.
. Известно судовое устройство для буксировки подводных аппаратов, содержащее смонтированный с возможностью вращения в кормовой оконечности судна опорный шкив с установленным за ним на его обойме направляющим узлом, а также кабельтрос, связанный с механизмом выбирания-травления его и пропущенный . через опорный шкив и направляющий узел 1.
Недостатком известного устройства является малая надежность его в работе.
Целью изобретения является повышение надежности устройства в работе.
Поставленная цель достигается тем, что направляющий узел содержит два располо;: енных в одной плоскости блока и ролик, смонтированные с возможностью вращения на одних плечах двуплечих р гагов, установленных с возможностью поворота вокруг оси, проходящей чероз ось вращения опорного шкива, при этом другие плечи
двуплечих рычагов снабжены укрепленными на них противовесами, блоки расположены симметрично по обе стороны от плоскости, проходящей через ручей опорного шкива, и перпендикулярны к оси последнего, оси вращения блоков перпендикулярны к оси вращения ролика и к ОСИ вращения опорного шкива , плоскости симметрии блоков, пер10пендикулярные к их осям, пересекают ручей опорного шкива, расположены от оси вращения последнего на расстоянии, равном суммарной величине радиуса внутренней кромки ручья шки15ва и радиуса кабель-троса, и расположены от оси вращения ролика на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика и радиуса кабель-троса, а последний выполнен сопрягаемым
20 с блоками и роликом, ось которого и ось опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков.
Для улучшения эксплуатационных
25 качеств путем ускорения проведения операции установки в направляющий . узел устройства и освобождения из направляющего узла устройства кабельтроса реборды блоков, расположен30ные На большем расстоянии от оси вращения опорного шкива, выполнены с диаметром меньшим, чем диаметр ре борд, расположенных на меньшем расстоянии от оси вращения опорного шкива, при этом расстояние между периферийными кромками реборд меньш го диаметра блоков превышает диаметр кабель-троса, а на первых плечах двуплечих рычагов смонтирован с возможностью вращения дополнитель ный ролик, расположенный над блокам и сопрягаемый с кабель-тросом, при этом дополнительный ролик смонтирован с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения опорного шкива, и снабжен кинем тически связанным с ним приводом ег поворота. На фиг.1 изображено устройство; на фиг.2 - узел 1 на фиг.1; на фиг. вид А на фиг.2-; на фиг.4 - то же, вариант исполнения/ на фиг.5 - разрез Б-Б на фиг.З; на фиг.6 - вид В на фиг.4. Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов содержит смонтированный с возможностью вращения в ко{ 1овой оконечности судна/ опорный шкив 1 с установленным за ним на его обойме 2 направляющим узлом, а также кабель-трос 3, связа ный с механизмом выбирания-травлени его лебедкой 4 и пропущенный через опорный шкив 1 и направляющий узел. Направляющий узел содержит два расположенных в одной плоскости бло ка 5 и ролик 6, смонтированные с во можностью вращения на одних плечах а двуплечих lawaroB 7, установленшл . с возможностью поворота вокруг оси 0-0, проходящей через ось 8 вращения опорного шкива. Другие плечи S двуплечих рычагов 7снабжены укрепленными на них прот вовесами 9, блоки 5 расположены сим метрично, по обе стороны от плоскост проходящей через ручей А опорного шкива 1 и перпендикулярной к оси по леднего. Оси 10 вращения блоков ; перпендикулярны к оси 11 вращения ролика и к оси 8.вращения опорного шкива. Плоскости симметрии блоков, перпендикулярное к их осям 10, пере бекают ручей Jf опорного шкива и рас положены от оси 11 вращения ролика. на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика 6 и радиуса кабель-троса 3, а последний выполнен сопрягаемым с упомянутыми блоками 5 и роликом б, ось 11 которого и ось 8опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков 5. Плоскости симметрии блоков, перпендикулярные к их осям 10, расположены от оси 8 вращения опорного шкив на расстоянии, равном суммарной веичине радиуса внутренней кромки ручьяб шкива и радиуса кабель-троса 3. В варианте выполнения направляющего узла устройства реборды t блоков 5, расположенные на большем расстоянии от оси 8 вращения опорного шкива, выполнены с диаметром меньшим, чем-диаметр реборд д , расположенных на меньшем расстоянии от оси 8 вращения опорного шкива. Расстояние между периферийными кромками реборд 2. меньшего диаметра превышает диаметр кабель-троса 3, а на первых плечах а двуплечих рычагов 7 смонтирован с возможностью вращения дополнительный ролик 12, расположенный над блоками 5 и сопрягаемый с кабель-тросом 3. Дополнительный ролик 12 смонтирован с возможностью поворота вокруг Ьси 13, перпендикулярной к оси 8 вращения опорного шкива и снабжен кинематически связанным с ним трособлочным приводом 14 его поворота. Затвор мехсду блоками 5 в первом варианте направляющего узла меньше диаметра кабель-троса 3 и выбран так что исключает закусывание его. В случае необходимости заводки и освобождения кабель-троса в условиях буксировки конструкция блоков 5 может быть изменена. Блоки 5 могут быть обеспечены приводом разведения их в стороны для заводки или освобождения кабельтроса 3. Зазор между нижними ребордами во втором варианте меньше диаметра кабель-троса 3 и выбран так, что исключаетзакусывание его. Устройство работает следующим образом. С помощью специального спускоподъемного устройства с захватом, установленного На судне, подводный аппарат, соединенный кабель-тросом 3 с лебедкой 4, выносится за корму судна и погружается в воду. При этом лебедка 4 подтравливает кабель-трос 4, обеспечивая необходимую слабину его натяжения. Предварительно дополнительный ролик 12 приводом 14 устанавливается в положение, показанное пунктиром Ссм.фиг.4), и не препятствует укладке кабель-троса 3 в ручей опорного шкива 1. После укладки кабель-троса 3 в ручей & опорного шкива 1, на ролик бив проем между блоками 5, ролик 12 переводится в положение., при котором ось его вращения параллельна оси 8 вращения опорного шкива 1. Установкой противовесов 9 обеспечивается постоянное поджатие ролика б к кабель-тросу 3. В режиме буксировки кабель-трос 3, занимая различные положения по окружности ручья опорного шкива, разворачивает двуплечие рычаги 7 посредством воздействия на ролик 6. При этом разворачиваются и блоки 5, занимая определенное положение, необходимое для прохода кабель-троса При отклонениях кабель-троса 3 влево или вправо он укладывается в ручьи блоков 5. Предложенное устройство обладает повышенной надежностью работы за счет уменьшения износа кабель-троса Формула изобретения 1. Судовое устройство для буксировки подводных аппаратов, содержащее смонтированный с возможностью вращения в кормовой оконечности суд на опорный шкив с установленным за ним на его обойме направляющим узлом, а также кабель-трос, связанный с механизмом выбиранияг-травления ег и пропущенный через опорный шкив и направляющий узел, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности его в работе, напр ляющий узел содержит два расположен ных в одной плоскости блока и ролик смонтированный с возможностью вращения на одних плечах двуплечих рычагов, установленных с возможностью поворота вокруг оси, проходящей чер ось вращения опорного шкива, при этом другие плечи двуплечих рычагов снабжены укрепленными на них противовесами, блоки расположены симметрично по обе стороны от плоскости, проходящей череё ручей опорного шки ва, и перпендикулярны к оси последнего оси вращения блоков перпендику лярны к оси вращения ролика и к оси вращения опорного шкива,, плоскости симметрии блоков, перпендикулярные к их осям, пересекают ручей опорного шкива, расположены от оси вращения последнего на расстоянии, равном суммарной величине радиуса внутренней кромки ручья шкива и радиуса кабель-троса, и расположены от оси вращения ролика на расстоянии, равном суммарной величине радиуса ролика и радиуса кабель-троса, а последний выполнен сопрягаетлым с блоками и роликом, ось которого и ось опорного шкива расположены по одну сторону от плоскостей симметрии блоков. 2. Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем ускорения проведения операции установки в направляюпдай узел и освобождения из него кабель-троса, реборды блоков, расположенные на большем расстоянии от оси вращения опорного шкива, выполнены с диаметрсш меньшим, чем диаметр реборд, расположенных на меньшем расстоянии от оси вращения опорного шкива, при этом расстояние между периферийными кромками реборд меньшего диаметра блоков превышаем .диаметр кабель-троса а на первых плечах двуплечих рычагов смонтирован с возможностью вращения дополнительный ролик, расположенный над блоками и сопрягаемый с кабельтросом, при этом дополнительный ролик смонтирован с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной к оси вращения опорного шкива, и снабжен кинематически связанным с ним приводом его поворота. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР по заявке 2908960/27-11, кл. В 63 В 21/66, 1980 (прототипу.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовое устройство для буксировки плавсредства | 1983 |
|
SU1085886A1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
Установка для технологического обслуживания устья подводной буровой скважины с плавучей буровой платформы | 1979 |
|
SU789657A1 |
Устройство для буксировки подводных объектов | 1981 |
|
SU962092A1 |
Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемого подводного аппарата | 1982 |
|
SU1096162A1 |
Судовое подъемно-опускное устройство для подводного аппарата | 1982 |
|
SU1062113A1 |
Спускоподъемное устройство для малогабаритных необитаемых подводных аппаратов и опускаемых гидроакустических антенн с судна-носителя | 2021 |
|
RU2760798C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
Швартовый клюз | 1975 |
|
SU686934A1 |
дидА
--9
Авторы
Даты
1982-08-07—Публикация
1981-01-09—Подача