Способ прессовой сборки деталей Демченкова Д.П. Советский патент 1982 года по МПК B23P11/02 

Описание патента на изобретение SU956220A1

Изобретение относится к механо 4 сборочному производству и может быть использовано при сборке бандажей с колесными центрами тепловозных, электровозных и трамвайных ходовых колес, зубчатых венцов с колесными центрами различных зубчатых колес и т.д.

Известен способ прессовой сборки деталей, заключающийся в том, что перед сборкой охватывающую деталь изнутри подвергают радиально упругой деформации, соединяют ее с охватываемой деталью, затем снимают радиально упругую деформацию f1}.

Однако в известном способе радиально упругую деформацию производят за счет воздействия на охватывающую деталь жидкостью под давлением для увеличения диаметра посадочной поверхности от-верстия. Но это требует сложную гидравлическую систе му -и оснастку. Радиально упругую деформацию можно осуществить и за счет термического воздействия, но этот прием не всегда пригоден для деталей ввиду сложности нагревательного оборудования.

Целью изобретения является упрощение сборки-разборки деталей и повышение производительности.

Поставленная цель достигается эа счет того, что в способе прессовой сборки деталей, заключающемся а том, что перед сборкой охватывающую деталь изнутри подвергают радиально упругой деформации, соединяют ее с охватываемой деталью, затем снимают радиально упругую деформацию, последнюю производят путем вращения охватывающей детали относительно ее геометрической оси.

Для обеспечения нераз емного соединения деталей после соединения деталей и перед снятием упругой радиальной деформации охватывающей детали охватываюиию деталь упруго деформируют в радиальном направлении путем ее вращения в направлении, противоположном направлению вращения охватывающей детали. На фиг. 1 - охватывающая деталь, исходное положение; на фиг. 2 то же, радиально упруго деформированное положение; на фиг.З соединение охватывающей и охватываемой деталей. Способ прессовой сборки деталей заключается в том, что перед сборко охватывающую деталь 1 типа кольца, колеса и т.п. подвергают ра диально упругой деформации путем об спечения ее вращения относительно ее геометрической; оси с заданной ск ростью, обеспечивающей за счет появ ления центробежных сил увеличение д метра как посадочного отверстия дет ли, так и его наружной поверхности. .Затем во вращающуюся деталь 1iвводя . охватываемую деталь 2 типа вала, ос центра и т.п., после чего снимают д формирующую нагрузку - вращение с детали 1, в результате чего деталь 1 принимает свои первоначальные раз меры, обеспечивая заданную посадку детали 1 на детали 2. Для обеспечения неразъемного сое динения деталей 1 и 2 после соединения деталей и перед снятием упругой радиальной деформации охватываю щей детали 1 охватываемун) деталь 2 упруго деформируют в радиальном направлении, например, путем ее враще ния в направлении, противоположном направлению вращения охватывающей детали, т.е. охватывающую деталь 2 вращают после установки ее во вращающуюся деталь 1, при этом происходит поверхностное сцепление и сварка трением. I- . Пример. Сборку предложенным способом осуществляют с исполь зованием деталей, например, типа бандажа колеса (деталь 1 ) иего ст пицы (деталь 2). Сборку бандажа и ступицы производят при их вертикальном расположении: это позволит просто и надеж но крепить бандаж к ротору раскручивающего устройства, связанному с приводным двигателем путем опускаимя бандажа в торцовое углубление ротора, в котором он смож.ет центри роваться боковой стенкой углублени от випа|чания из него удерживаться а счет своего веса. После установки бан 1ажа на ротое включением его прив эдного двигаэутку (вращееля осуществляют раек ие)бандажа, например |;о 670 об/мин - ти обороты безопасны а отношении 1НОЙ остаточозникновения существе ой деформации в банда)|(е или его азрыва, так как соотв(тствуют обоотам колес тепловоза 1рои его ноомальой скооости движения 120 км/ч. От. воашения в банаа е ВОЗНИКНУТ ентообежные силы инео ИИ и напояение стоемяшееся oaci иоить отеостие бандажа в опрел еляемое по звестной Лоомуле: -- (5( 9- V гае G - напряжение рас(ииоения бандажа кг/см т удельный вес мЬтеоиала Детали) 3 кг/c); бандажа (0.007 g - ускорение силы тяжести (9,81 M/cf); г - средний радиус бандажа (0, Л -число оборотов бандажа (670 об/мин); При $70 об/мин бандажа напряжение в нем согласно расчету по формуле(1) оказывается равным OKOJо 7900 кг/смf Зная величину напряжения другой известной формуле, определяют дг ((з/Е)К, Л г - увеличение днего радигдеуса бандажа, ем; Е - модуль упруго сти стали 2,10 кг/см. -lyca бандажа Увеличение среднего рад при его 8ра1чении до 670 об/мин. Это увеличение составляет О , 17 см или 3.4мм на средний диаметр. Поскольку диаметр отверстия бандажа меньше его среднего диаметра,у еличение отверстия составит около 5 мм, что в 1.5раза больше, чем пр i нагреве бандажа до . Это п )зволяет свободно вставить в него или надеть его колесный центр (ступицу ) с диаметром на 1-2 мм большим номин.шьного отверстия бандажа. После достижения скорости врзщения бандажа до расчетного числа оборотов, обеспечиващих необходимое его расширение в него вставляют копесный центр, после чего вращение бандажа прекращают, и он, уменьшив от этого свой размер до номинального охватывает ступицу - колесный центр Поскольку начало радиального сопр косиовения бандажа со ступицей ( колесным центром произойдет при еще / значительной их взаимной скорости вращения, от возникновения при этом большого трения соприкоснувшихся поверхностей и выделения значительного тепла в Зоне их контакта может произойти их сварка (сварка трением), препятствующая дальнейшей разборке собранного колеса Чтобы этого не произошло,перед сборкой сопрягаемые поверхности кол ца и вала (порознь или вместе) обрабатывают, например смазывают маслом, оксидируют и т.д. В ряде случаев, например при изготовлении шестерен, когда дальнейшая их разборка не предусматривается, центробежная сварка кольца с валом может оказаться желательной, так как это позволяет уменьшить натяг кольца на валу при сохранении жесткости их соединения. Уменьшение же натяга позволит делать колесо менее массивным и напряженным и потому более надежным и износоустойчивым. В этих случаях перед раскруткой кольца сопрягаемые, его и вала поверх ности подвергают обработке, способствующей их сварке .трением,например зачищают наждачной шкуркой, обезжиривают, покрывают медью и т.п. Для большего подвода энергии в зону сопрягаемых поверхностей кольца и вала и еще лучшей их свариваемости при сборке после раскручивания кольца в одну сторону осуществляют раскрутку вала в обратную сто рону до числа оборотов, вызывающих увеличение его диаметра за счет возникновения центробежной силы. Для создания возможности получения посадки кольца на вал с большой разницей их сопрягаемых диаметров перед раскрутксЛ кольца его нагревают, а вал охлаждают. При этом величина изменения размеров сопрягаемых диаметров кольца и вала окажется рав ной сумме изменения их размеров как 06 от термовоздействия, так и от pacKpjr чивания кольца. Для нагрева стального бандажа массой 200 кг от 20 до 320С за 5 мин мощность индукционного нагрева теля при его КПД 0, должна быть равной 230 кВт. Энергии на нагрев при этом должно быть затрачено 19 кВт/ч. Кинетическая энергия вращающегося при 670 об/мин такого бандажа средним диаметром 900 мм; равна 0,052 кВт/ч, При КПД раскручивающего бандаж устройства 0,5 предложенный способ оказывается в 182 раз экономичнее известного. Предложенный способ сборки де- , талей обеспечивает качественную сборку деталей более простыми технологическими приемами, за счет которых повышается производительность. Формула изобретения 1. Способ прессовой сборки деталей, заключающийся в том, что перед сборкой охватывающую деталь изнутри подвергают радиально упругой деформации , соединяют ее с охватываемой деталью, затем снимают радиально упругую деформацию,отличающий с я тем, что, с целью упрощения сборки-разборки деталей и повышения производительности, радиально упругую деформацию охватывающей детали производят путем ее вращения Относительно ее геометрической оси. 2. Способ по п,1, о т л и ч а ющ и и ся тем, что, с целью обеспечения Hepaa-beiworo соединения деталей, после соединения деталей и перед снятием упругой радиальной деформации охватывающей детали охватываемую деталь упруго деформируют в радиальном направлении, например, путем ее вращения в направлении, протйз воположном направлению вращения охватывающей детали. 1сточники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР tf 258835, кл. В 23 Р 19/02, 1968 (пpotoтип).

Похожие патенты SU956220A1

название год авторы номер документа
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ КОЛЕСО В.В. БОДРОВА 2015
  • Бодров Владимир Викторович
RU2601492C2
СПОСОБ ИНДУКЦИОННОЙ РАСПРЕССОВКИ 1997
  • Вологдин Валентин Владиславович
RU2121420C1
СОЕДИНЕНИЕ С НАТЯГОМ БАНДАЖА С КОЛЕСНЫМ ЦЕНТРОМ 2012
  • Бородин Анатолий Васильевич
  • Ярышева Лилия Владимировна
RU2504698C1
Колесо рельсового транспортного средства 1989
  • Волков Вячеслав Михайлович
  • Кузьмин Юрий Петрович
  • Четвергов Виталий Алексеевич
  • Шнейдер Юрий Григорьевич
SU1775318A1
Способ формирования прессовых соединений 2020
  • Постовалов Валерий Петрович
RU2751724C1
СПОСОБ ИНДУКЦИОННОЙ РАСПРЕССОВКИ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛ-ВТУЛКА 2009
  • Верник Юрий Александрович
  • Маслов Виктор Николаевич
  • Митберг Борис Яковлевич
  • Чекулаев Александр Валентинович
RU2399474C1
СОЕДИНЕНИЕ КОЛЕС С ОСЬЮ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 1999
  • Бородин А.В.
  • Абрамс Ю.П.
RU2168660C2
Станок для тепловой сборки и разборки деталей 1978
  • Романов Валерий Артемович
  • Святуха Анатолий Акимович
  • Арпентьев Борис Михайлович
  • Манохин Виктор Александрович
  • Куценко Анатолий Иванович
SU774895A2
Колесная пара локомотива 1982
  • Карпов Илья Павлович
  • Куценко Сергей Митрофанович
  • Голендер Владимир Артемович
  • Перфилов Виктор Гаврилович
  • Никольская Эльвира Николаевна
SU1139648A1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР 2010
  • Горожанцев Владимир Владимирович
  • Ризнык Роман Сергеевич
RU2426010C1

Иллюстрации к изобретению SU 956 220 A1

Реферат патента 1982 года Способ прессовой сборки деталей Демченкова Д.П.

Формула изобретения SU 956 220 A1

SU 956 220 A1

Авторы

Демченков Дмитрий Петрович

Даты

1982-09-07Публикация

1979-09-07Подача