Многодисковая фрикционная муфта Советский патент 1982 года по МПК F16D13/56 

Описание патента на изобретение SU956852A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, сжимаемые пружинами 1 .

Недостатком ее является большой вес и йизкая надежность.

Наиболее близкой к изобретению является многодисковая фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, .связанные с одной из них упорный и нажимной диски, расположённые между ними фрикционные диски и механизм сжатия 2 .

Недостатком его является низкая надежность и долговечность.

Целью изобретения является повышение Нсщежности и долговечности.

Поставленная цель достигается тем, что в многодисковой фрикционной муфте, содержащей две.полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, механизм сжатия дисков выполнен в виде шарнирно -закрепленных на нажимном диске тяг, шарнирно связанных с ними рычлгов и торсионов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, а другим - на упорном диске;

На фиг. 1 изображена муфта (разрез А-А на фиг. 2); на фиг. 2 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3 -. 5 р азрез В-В на фиг. 2.

Муфта содержит полумуфту 1, полумуфту 2, установленные соответственно на соосных ведущем 3 и ведомом 4 валах, и нажимной диск 5. К торцу

10 полумуфты 1 болтами 6 закреплен упорный диск 7. .

Между рабочими поверхностями 8 нажимного и упорного дисков расположены поочередно ведущие 9 и ведомые 10 фрикционные диски, связанные соот15ветственно с внутренним и наружным барабаном с помощью шлицев 11, выполненных на этих барабанах. Наму1мной диск 5 связан с отжимным диском 12 тремя стяжными пальцами 13, которые

20 снабжены дистанционными втулками 14. Стяжные пальцы с дистанционными втулками проходят через сквозные отверстия 15 полумуфты. Ведущие и ведомые фрикционные диски сжаты

25 между рабочими поверхностями 8 дисков 5 и 7 с помощью упругих элементов, выполненных в виде трех прямолинейных торсионов 16, установленных на нерабочей поверхности упорного диска. Неподвижные концы торсиоHOB закреплены в-концевых опорах 17, закручиваемые концы - в передни опорах 18. Отверстия в концевых опорах 17 цилиндрические, шлицевые, а в передних опорах 18 цилиндрические гладкие с антифрикционной втулкой 19. Оба конца торсионов снабжены шлицами.. На шлицевых закручиваемых концах торсионов закреплены рычаги 20, связанные пальцами 21 с тягами 22, один.конец которых имеет вилку, а второй - резьбу. Тяги 22 проходят через сквозные отверстия 23 полумуфты 1. На резьбовом конце тяги навинчена гайка 24, которая упирается в бобышку 25, имеющуюся На нерабочей поверхности нажимного диска 5. Торец гайки 24 сопрягается с бобышкой 25 по шаровой поверхности. Тяги 22 и стяжные пальцы 13 расположены в отверстиях соответств но 23 и 15 в чередующемся порядке. Для доступа к гайке 24 без разборки муфты в наружном барабане выполнены отверстия 26. Муфта снабжена механизмом 27 выключения, взаимодействующим с отжимным диском 12.

Во включенном состоянии пакет фрикционных дисков 9 и 10 сжат межд нажимным и упорным дисками 5 и 7. Усилие сжатия возникает за счет закрутки торсионов 16. Крутящий момент торсиона рычагом 20 преобразуется в усилие, действующее вдоль тяги 22 и тянущее нажимной диск 5 через гайку 24 в сторону диска 7. Включение муфты осуществляется механизмом выключения, который, воздействуя на отжимной диск 12,, а через него на дистанционные втулки 14, перемещает в осевом.направлении нажимной диск 5 в сторону от диска 7. При этом освобождается пакет фрикционны дисков, так как с них снимается сжимающее действие торсионов, а сами торсионы через гайки 24 тйги 22 и .рычаги 20 еще больше закручиваются. После прекращения воздействия механизма выключения на отжимной диск 12 и втулки 14 нажимной диск 5 под действием крутящего момента раскручивающихся торсионов снова сжимает пакет фрикционных дисков, производя включение.муфты.

Расположение всего тела торсиона на некотором расстоянии от поверхности нагревающегося.в процессе работы ведущего элемента, на котором закреплены торсионы, и свободное омывание их потоком воздуха при вращении ве-нущего элемента обеспечивает их интенсивное охлаждение, что исключает или существенно снижает нагрев торсионов. Кроме того, торсионы. при таком расположении служат как бы лопастями вентилятора, спосоствуя, л чшяму ох.пажлению всей муфты

Наличие гаек 24 на концах тяг 22 позволяет использовать при сборке динамометрический ключ для их навинчивания, что дает возможность получить практически одинаковые усилия, с которыми торсионы действуют на нажимной диск 5, независимо от точности их (торсионов) изготовления. Это позволяет сделать плавным включение выключение муфты, так как создает равномерное одновременное соприкосновение дисков по всей поверхности. Кроме того, использование динамометрического ключа дает возможность получить с большой точностью заданную величину коэффициента запаса муфты.

При износе фрикционных частей муфты для восстановления первоначалного усилия торсионов и значит первоначального, т.е. заданного, коэффициента запаса муфты необходимо .гайки 24 повернуть(навинтить на тяги 22) на одно и то же число оборотов, соответствующее в пересчете на шаг резьбы величине износа пакета дисков. Поворот гайки может быть произведен торцовым ключом через отверстия 26 в ведомом барабане , либо после снятия ведомого барабана. При этом не требуется ни разборки муфты, ни установка в муфту дополнительных деталей. Благодаря этому восстановление требуемого коэффициента запаса можно производить регулярно для предотвращения усиленно.го износа, т.е. для повьлления надежности и долговечности муфты. При этом снижается также трудоемкость технического обслуживания.

Предлагаемая конструкция обеспечивает существенное повышение надежности муфт поворота трактора, которые являются одним из наиболее слабых мест, присущих гусеничным тракторсои. Повышение долговечности муфт способствует решению вопроса равнопрочности узлов трактора. Повышение долговечности обеспечивается за счет лучшего охлаждения упругих элементов, благодаря чему достигает большая стабильность их характеристики, исключения перекосов нажимного и отжимного дисков, возникающих из-за различий рабочих усилий каждого упругого элемента, вследствие неизбежных отклонений их размеров от номинала при изготовлении, возможности восстановления номинального рабочего усилия, упругих элементо без разборки муфты и тем самым предотвратить прогрессирующий износ фрикционных элементов.

Кроме повышения надежности и долговечности, изобретение обеспечивае снижение трудоемкости технического обслуживания трактора, так как исключается необходимость полной раборки муфты для восстановления рабочего усилия упругих элементов. Исключается необходимость в установке дополнительного фрикционного диска при износе установленного пакета дисков на определенную величину. Замена пружинторсионами позволяет также создать в тех же габаритах значительно большие рабочие усилия. При этом появляется возможность .уменьшить число фрикционных дисков для передачи одного и того же крутящего момента за счет увеличения удельных давлений, что снижает стоимость муфты.

Формула изобретения

Многодисковая фрикционная муфта, . содержащая две полумуфты, связанные

с одной из них упорный и нажимной диски, распоиоженные между ними фрикционные диски и механизм сжатия дисков, отличающаяся тем, что, с целью-повышения належности и долговечности, механизм сжатия дисков выполнен в виде шарнирно закрепленных на нажимном диске тяг, шарнирно связанных с ними рычагов и торсионов, каждый из которых закреплен одним концом на рычаге, .а другим - .на упорном диске. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 718647, кл. F 16 D 7/02, 1978.

2.Авторское свидетельство СССР № 718648, кл. F 16 D 13/56, 1978 (прототип).

Похожие патенты SU956852A1

название год авторы номер документа
Фрикционная предохранительная муфта 1983
  • Кондратенко Иван Исидорович
SU1232871A1
Фрикционная предохранительнаяМуфТА 1979
  • Быков Юрий Иванович
  • Ипатьев Агей Афанасьевич
SU815338A1
Фрикционная предохранительная муфта 1978
  • Быков Ю.И.
SU824716A2
Фрикционная предохранительная муфта 1979
  • Быков Юрий Иванович
SU947501A1
Фрикционная предохранительная муфта 1978
  • Хрисанов Маркс Иванович
  • Ивкин Леонид Петрович
  • Климин Владимир Иванович
  • Чаплинский Владислав Николаевич
  • Константинов Сергей Иванович
  • Волков Леонид Петрович
SU804935A1
Фрикционная предохранительная муфта 1976
  • Быков Ю.И.
  • Маричев В.П.
SU816231A2
Предохранительная фрикционная муфта 1990
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1742547A1
Фрикционная предохранительнаяМуфТА 1978
  • Хрисанов Маркс Иванович
  • Гончар Михаил Александрович
  • Ивкин Леонид Петрович
  • Чаплинский Владислав Николаевич
  • Константинов Сергей Иванович
SU811011A1
Центробежная муфта 1985
  • Шишкарев Михаил Павлович
SU1303767A1
Муфта 1978
  • Жирицкий Олег Георгиевич
  • Корочкин Виктор Семенович
  • Рындя Николай Владимирович
  • Голубев Анатолий Павлович
SU898160A1

Иллюстрации к изобретению SU 956 852 A1

Реферат патента 1982 года Многодисковая фрикционная муфта

Формула изобретения SU 956 852 A1

iie f

SU 956 852 A1

Авторы

Шкроб Леонид Наумович

Брановер Лазарь Иосифович

Жемчугов Лев Евгеньевич

Даты

1982-09-07Публикация

1980-10-03Подача