(54) ФРИКЦИОННАЯЦМУФТА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта | 1976 |
|
SU693068A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1532749A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1040241A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1984 |
|
SU1244412A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2036344C1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1983 |
|
SU1232871A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU947501A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1979 |
|
SU815338A1 |
Фрикционная предохранительнаяМуфТА | 1978 |
|
SU811011A1 |
Изобретение относится к машиностроению, автомобиле и тракторостроению, в частности к приводам, в которых применены фрикционные диско вые нормально замкнутые муфты с пла ным изменением величины крутящего момента. Известна многодисковая фрикционная муфта нормально замкнутая, содержащая ведущую и ведомую полумуфт взаимодействующие между собой через фрикционные .циски, которлае сжаты через узел выключения пружиной растяжения и установлены между упорным и нажимным дисками 1 . Недостатком данного устройства я ляется сложность рычажного узла вык чения, сложность конструкции и эксплуатации муфты. Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является фрикционная нормально замкнутая муфта, содержащая коаксиально расположенные ведущую и ведомую полумуфты, взаимодействующие между собой через фрикционные диски, кото рые сжаты установленными в муфте пружинами сжатия, и которые расположены между ynopHtjM и нажимным дисками, причс м нажимный диск управляется посредством элементарного узла включения 2. Недостатком такой муфты являет-, ся сложность конструкции и ограниченное изменение величины крутящего момента (в пределах разности усилий более слабой пружины и пружины, сжимающей диски). Целью изобретения является повышение плавности изменения величины крутящего момента. Поставленная цель достигается тем, что фрикционная муфта, содержащая коаксиально расположенные ведущую и ведомые полумуфтн, соединенные между собой через фрикционные диски, подпружиненные один к другому пружинами сжатия и расположенные между упорным диском и нажимным узлом, управляемым посредством узла выключения, имеет нажимной узел, выполненный по меньшей мере из двух , каждый из которых подпружинен равномерно расположенными по окружности пружинами, а узел.включения вьтолнен в виде ступенчатого штока, установленного ссэосно с ведущей полумуфтой,при этом в дисках нажимного узла выполнены ртверстия, соответствующие диалгетрам ступеней штока. На фиг. 1 изображена муфта,продольный разрез; на фиг. 2 - разрез на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - узел I на фиг.. 1. Фрикционная муфта нормально замк нутого типа содержит корпус 1 ведомой полумуфты с фланцевым исполнением, внутри которого в подшипниках смонтирован ведущий вал 2, с жестк закрепленными на нем диском 3 и пал цами 4. С наружной стороны корпуса 1.коаксиально выполнен корпус ведомой полумуфты 5. На пальцах 4 установлены пружины б и нажимные диски 7, 8 и 9 таким образом, что каждый диск контактирует с тремя соответствующими пружинами 6 (см. фиг.2 3 и 4). На пальцах 4 смонтированы также ведущие 10 фрикционные диски. В пазах корпуса ведомой полумуфты 5 установлены ведомые 11 фрикци.онные диски. Ведущие 10 и ведомые 11 фрикционные диски установлены в чередующемся порядке, а их осевое перемещение ограничено кольцевой шайбой 12, закрепленной на концах пальцев 4. в торцевой крьашке 13 установлен ступенчатый шток 14, котор под действием пружины 15 контактиру ет с нажимным диском 7 и образует с нажимными дисками 8 и 9 соответст венно зазоры S и I, причем зазор I больше зазора S. Муфта работает следующим образом Крутящий момент от ведущего вала 2 через диск 3, пальцы 4, ведущи 10 и ведомые 11 фрикционные диски передается на корпус ведомой полумуфты 5. Усилия на ступенчатом штоке 14 нет. Нажимные диски 7, 8 и 9 под действием пружины б сжимают пакет фрикционных дисков. При необходимости плавного сниже ния крутящего момента к ступе нчатому штоку 14 прикладывают осевое усилие, которое, преодолевая усилие пружин б, контактирующих с нажимным диском 7, отжимает последний на ве личину зазора 5 и снимает часть общего нажимного усилия с пакета фрик ционных дисков. При дальнейшем движении стуленчатого штока 14 под дей ствием осевого усилия отжимается нажимной диск 8 на вапичину зазора 1-S и нажимной диск 9 на величину зазора, обусловленного предваритель ным сжатием пакета фрикционных дисков. Муфта выключена и крутящий момент за счет проскальзывания ведущих 10 .относительно ведомых 11 фрикционных дисков не передается,на корпус ведомой полумуфты 5. При н обходимости плавного наращивания крутящего момента операцию включени.я муфты производят в обратной последовательности, т.е. прикладывая к ступенчатому штоку 14 сдерживающее (противодействие девяти пружин б) осевое усилие, и, выбирая зазоры предварительного сжатия 1-S и S, включают в работу сжатия соответственно нажимные диски 9, 8 и 7. Муфта включена и крутящий момент за счет максимального сжатия ведущих 10 и ведомых 11 фрикционных дисков передается на корпус ведомой полумуфты 5. Использование предлагаемой муфты позволит плавно регулировать (наращивать или снижать) величину передаваемого крутящего момента в приводах различных устройств. Конструкция муфты допускает работу фрикционных дисков в масляной ванне, что обеспечивает постоянство коэффициента трения, и следовательно, постоянную величину передаваемого крутящего момента. Коаксиальное (соосное) расположение .ведущей и ведомой полумуфт значительно сокращает- осевые габариты муфты, а фланцевое крепление муфты позволяет монтировать ее практически в любом места и передавать крутящий момент между.валами, расположенными на разных уровнях. Формула изобретения Фрикционная муфта, содержащая коаксиально расположенные ведущую и ведомую полумуфты, соединенные между собой через фрикционные диски,, подпружиненные один к другому пружинами сжатия и расположенные между упорным диском и нажимным узлом, управляемым посредством узла включения, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности изменения величины крутящего момента, нажимной узел выполнен по меньшей мере из двух дисков, каждый из которых подпружинен равномерно расположенными по окружности пружинами, а узел включения выполнен в виде ступенчатого штока, установленного соосно с ведущей полумуфтой, при этом в дисках нажимного узла выполнены отверстия, соответствующие диаметрам ступеней штока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 202659, кл. F 16 О 13/56, 1966. 2.Авторское свидетельство СССР . 213483, кл. F 16 D 13/56, 1966 (прототип).
Авторы
Даты
1982-09-07—Публикация
1981-02-17—Подача