Изобретение относится к очистке жидкостей и может быть использовано в системах смазки двигателей внутреннего сгорания.
Известна центрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего егорания, содержащая установленный на оси. ротор, включающий колонку с торцовой упорной поверхностью и колпак, и установленный на заплечике оси в ее верхней части упорный подшипник, содержащий два кольца и расположенные между ними тела качения. В этой центрифуге подшипник предназначен для удерживания ротора от перемещения вверх только на рабочем режиме, а для удерживания ротора в период выбега установлен еще один упорный подшипник в нижней части оси p.j ,
Недостатком известной центрифуги является то, что второй подшипник, не воспринимающий усилий на рабочем режиме, создает сопротивление вращению ротора и, тем самым, ухудшает очистку масла.
Целью изобретения является повышение степени очистки масла путем снижения сопротивления вращению ротора.
Цель достигается тем,что в центрифуге для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания, содержащей установленный на оси ротор, включающий ;колонку с торцовой упорной поверхностью и ,| олпак, и установленный на заплечикеоси в ее верхней части упорный подшипник, содержащий два кольца и расположенные между ними те10ла качения, колпак имеет кольцевой выступ, внутренняя поверхность которого служит опорой для подшипника в период выбега ротора, на оси над подшипником установлена упорная шайба,
15 служащая опорой для подшипника в период рабочего режима ротора, :при этом расстоянмр между внутренней поверхностью кольцевого выступа колпака и торцовой упорной поверхностью
20 колонки, а также расстояние между нижней поверхностью упорной шайбы и .заплечиком оси превышают осевую длину подшипника.
25
На фиг. 1 изображена центрифуга, продольный разрез; на фиг. 2 - узел . подшипника в двух положениях (условного совмещения): слева - в период выбега, справа - в период рабочего режима (увеличено).
30 Центрифуга содержит корпус 1, имеюи№1й канал 2 подвода масла от мас ляного насоса двигателя (не показан) В корпусе 1 закреплена полая ось 3, имеющая, канал 4 с выпускными отверстиями 5. В канале 4 установлена трубка б, разделяющая канал на полость 7 подвода загрязненного масла и полость 8 отвода очищенного масла. На оси 3 установлен ротор 9, опирающийся на радиальные подшипники скольжения 10 и 11. Диаметр подщипника 11 больше, чем диаметр подшипника 10. Ротор 9 включает в ребя колонку 12 и колпак 13. Колонка 12 имеет торцовую упорную поверхность 14 фиг, 2). Назаплечике 15-оси 3 (фиг. 2) в ее верхней части установлен упорный подшипник 16,- содержащий два кольца 17 и 18 и рас положенные между ними тела качения 19. На роторе 9 установлена вставка 20, имеющая отверстия 21 и сетчатый фильтр 22. В нижней части ротора расположены жиклеры 23 реактивного привода. Ось 3 имеет отверстия 24 для прохода масла. Колонка 12 имеет смазочные отверстия 25. С колпаком 13 Ьоединена крышка 26 ротора. Колпак 13 имеет кольцевой выступ 27,внутренняя поверхность 28 которого служит опорой для подшипника 16 в период выбега ротора (фиг. 2, слева). На оси 3 над подшипником 16 установлена упорная шайба 29, служащая опорой для подшипника в период рабочего режима работы. Расстояние А( между внутренней поверхностью 28 кольцевого выступа 27 колпака 13 и торцовой упорной поверхностью 14 колонки 12 ротора, а также расстояние А2 нижней поверхностью упорной шайбы 29 и заплечиком 15 оси превышают осевую длину В подшипника 16. Снаружи центрифуга закрыта кожухом 30. Центрифуга работает следующим ббразом. После пуска двигателя масло от ма ляного Насоса поступает через канал в полость 7 и из нее через отверстия 5 под вставку 20. Отсюда часть масла через сетчатый фильтр 22 поступает к жиклерам 23, а другая часть проходит через отверстия 2й в полость под крышкой 26 ротора. Вследствие того, что подшипники 10 и 11 имеют разный диаметр, масло поднимает ротор (фиг справа) таким образом, что в нижнее кольцо 18 подшипника 16 упирается поверхность 14 колонки 12, а верхнее кольцо 17 подшипника 16 упирается в шайбу 29. Масло, проходящее сквозь жиклеры 23, приводит во вращение ротор 9, и жидкость, находящаяся в полости под крышкой 26, подвергается центробежной очистле. Очищенное масло выходит через отверстия 25 и 24. в полость 8 отвода масла. После остановки двигателя давление масла падает и ротор,продолжая вращаться под действием сил инерци и, опускается вниз (фиг. 2, слева), так что нижнее кольцо 18 подподшипника 16 дпирается на заплечик 15 оси 3, а поверхность 28 кольцевого выступа 27 колпака 13 ротора опирается на верхнее кольцо 17 подшипника. Этчм обеспечивается свободный выбег ротора в течение длительного времени . Использование одного упорного подшипника, расположенного вверхней части оси, для поддерживания ротора центрифуги как в период рабочего режима, так и в период выбега ротора позволяет за счет снижения сопротивления вращению повысить примерно на 10% скорость вращения ротора в рабочем режиме при одном и том же давлении подводимого масла, тем Сс1мым, повышается ста,пень очистки масла. Кроме того, использование одного упорного подшипника вместо двух удешевляет центрифугу. Формула изобретения Дентрифуга для очистки масла в двигателях внутреннего сгорания, содержащая установленный на оси ротор, включающий колонку с торцовой упорной поверхностью и колпак,и установленный назаплечике оси в ее верхней части упорный подшипник,содержащий два кольца и расположенные между ними тела качения, отличающаяся тем,что,с целью повышения степени очистки путем снижения сопротивления вращению ротора,колпак имеет кольцевой выступ,внутренняя поверхность которого служит опоройдля подшипника в период выбега ротора,на оси над подшипником установлена упорная шайба, служащая опорой для подшипника в период рабочего режима ротора,при этом расстояние между внутренней поверхностью кольцевого выступа колпака и торцовой упорной поверхностью колонки, а также расстояние между нижней поверхностью упорной шайбы изаплечиком оси превышают осевую длину подшипника. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации. Руководство по эксплуатации. М., Машиностроение, 1979, с. 42, рис. 18.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2539249C1 |
Центрифуга для очистки жидкости | 1982 |
|
SU1017390A1 |
Центрифуга для очистки смазочного масла | 1958 |
|
SU116431A1 |
Центрифуга для очистки масла | 1980 |
|
SU988350A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ РОТОРА ЦЕНТРИФУГИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2027161C1 |
Центрифуга для очистки масла | 1984 |
|
SU1282909A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2014 |
|
RU2579646C1 |
Реактивная центрифуга для очистки жидкости | 1985 |
|
SU1242240A1 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2009 |
|
RU2411384C1 |
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2267626C2 |
Авторы
Даты
1982-09-15—Публикация
1980-09-29—Подача