Изобретение относится к гидротехнике, а именно к откатным затворам для перекрытия судопррпускных и водопропускных отверстий.
Известен откатной затвор, включающий пролетное строение с опорноходовьши частями, перемещающимися по направляющим
Недостатком этого затвора является сложность опорно-ходовых частей.
Известен также откатной гидротехнический затвор, включающий пролетное строение с опорно-ходовой частью, установленное в закладных частях флютбета, насосную установку с напорным трубопроводом 2.
Однако использование колесно-рельсовых опорно-ходовых частей, размещенных под водой в горизонтальных нишах строительной части, в которых происходит интенсивное отложение насосов, в редко работающих сооружениях аварийного назначения не может обеспечить высокую надежность. Возможность отказа колесных опорноходовых частей усугубляется подвижками строительной части и деформациями рельсовых путей.
Конструкции колесно-рельсовых опорно-ходовых частей, рассчитанных
на нагрузки восприятия гидростатического напора в большепролетном отверстии, весьма металлоемки и .сложны.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности работы.
Поставленная цель достигается тем. что затвор снабжен затворами и сле10дящими колесами, взаимодействующими с закладными частями, а опорно-ходовая часть выполнена в виде расположенных вдоль основания пролетного строения камер с проемами, открыты15ми в сторону закладных частей и снабженными по периметру уплотнениями, причем каждая камера соединена с напорным трубопроводом отверстием, в котором установлен затвор, кинемати20чески соединенный со следящим колесом.
На фиг. 1 схематично изображен затвор, вид сбоку; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - вид А
25 на фиг.1; на фиг. 4 - разрез по регулирующему узлу вертикальной опоры; на фиг. 5 - разрез по регулирующему узлу горизонтальной опоры.
Откатной гидротехнический затвор
30 состоит из пролетного строения 1, насосной-установки 2, соединенной вса сывающим патрубком 3 с верхним бьеф а напорным патрубком 4 - с напорной магистралью 5. На пролетном строении 1 установлены камеры 6 восприятия вертикальн нагрузок и камеры 7 восприятия гори зонтальных нагрузок. Камеры 6 и 7 имеют проемы, открытые в сторону за ладных частей 8 и 9. По контуру эти проемов установлены длинно-ходовые уплотнения 10. Проемы камер б восприятия вертикальных нагрузок конта тируют с закладными частями 8, расположенными горизонтально, а проемы камер 7 восприятия горизонтальных нагрузок контактируют с закладными частями 9, расположенными вертикально. Камера 6 восприятия вертикальных нагрузок соединена с напорной магистралью 5 отводом 11, в котором Оста новлен регулирующий затвор 12, напри мер, дроссельного типа. Затвор 12 соединен тягой 13 с рычагом 14, закрепленным на оси 15. На конце рычаг 14 установлено следящее колесо 16, которое контактируют с закладной частью 8. дайна тяги 13 выбрана так, что когда пролетное строение 1 опущено в нижнее положение, дроссельный затвор 12 открыт. Механизм продольного перемещения затвора может быть любого известного типа, например канатный (не показан) KaiMepa 7 восприятия горизонтальны нагрузок,оснащена регулирующим устройством, например, состоящим из дву следящих колес 17, установленных на концах балансира 18, который может поворачиваться, контактируя с закладными частями 9, на своей оси 19. Балансир 18 кинематической связью 20 соединен с дросселем 21, установленным в трехходовом корпусе 22. Устройство работает следующим образом. Дпя перемещения затвора насосная установка 2 закачивает из верхнего бьефа воду в напорную магистраль 5 и через отводы 11 во внутренний объе камер 6 и 7. В камерах 6 и 7 возникает давление и пролетное строение 1 поднимается на гидравлической подушк Одновременно с подъемом пролетного строения 1 следящее колесо 16 под действием собственного веса и усилия от эксцентрично установленного на валу дроссельного затвора 12, контактируя с закладной частью 8, поворачивает рычаг 14 и тягой 13 прикрывает дроссельный затвор 12, увеличивая гидравлическое сопротивление отвода 11, и тем самым, снижая давление -в камере 6. В идеальном случае когда утечки через уплотнения 10 равны нулю, про,летное строение 1 поднимается на гидравлической подушке на величину, при которой дроссельный затвор 12 полностью закрыт, и дальнейшего подъема не будет. Практически подъем происходит до такого положения, при котором установится гидродинамическое равновесие, определяемое щелью в частично закрытом дроссельном затвором 12 отверстии и суммарной площадью, щелей в уплотнениях 10. При этом гидравлическое сопротивление щели в месте перекрытия патрубка дроссельным затвором 12 автоматически самоустановится так, что обеспечит давление в камере 6 равным удельному давлению необходимому для восприятия действующей на опору нагрузки. Таким образом, камеры 6 для восприятия действующих на них различных нагрузок при различных щелях в уплотнениях самоустанавливаются на разной высоте. Камеры 7 восприятия горизонтальных нагрузок работают аналогично, но перемещают пролетное строение 1 в горизонтальной плоскости. После включения насосной установки 2 и смещения пролетного строения 1на камерах 6 и 7 вверх и в сторону напора между затвором и закладными частями образуется некоторый за-зор, уплотнения камер 6 и- 7 препятствуют истечению через щели по их периметру воды дроссельные затворы 12 и 21 в каждой камере прикрыты на определенную внешними параметрами величину и пролетное строение 1 затвора на гидравлической подуШке смещается по путям из одного положения в другое механизмом продольного перемещения . После необходимого продольного перемещения затвора насосная установка 2выключается, давление в камерах 6 и 7 снижается и пролетное строение 1 опускается в стационарное положение. Применение изобретения позволяет упростить конструкцию затвора и повысить надежность его работы за счет исключения .колесно-рельсовых опорноходовых частей. Формула изобретения Откатной гидротехнический затвор, включающий пролетное строение с опорно-ходовой частью, установленное в закладных частях флютбета, насосную установку с напорным трубопроводом, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежности работы, он снабжен затворами и следящими колесами,взаимодействующими с закладными частями, а опорно-ходовая часть выполнена в виде расположенных вдоль основания пролетного строения камер с проемами,
открытыми в сторону закладных частей и снабженными по периметру уплотнениями, причем каждая, камера соединена с напорным трубопроводомJотверстием, в котором установлен затвор, кинематически соединенный со следящим колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР №638665, кл. Е 02 В 7/26, 1975.
2.Гидротехническое строительство 1980, 11, с. 42-44 (прототип). .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОТКАТНОЙ ЗАТВОРV-U-'" 0^,:i<\rг" V ; •'. -^ i,' ^! J^' '-^ ^ | 1970 |
|
SU433269A1 |
Затвор судоходного шлюза | 1981 |
|
SU1063919A1 |
Откатной затвор | 1988 |
|
SU1691461A1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1991 |
|
SU1788135A1 |
Плоский затвор | 1983 |
|
SU1117371A1 |
Откатной затвор судопропускного створа плотины | 1979 |
|
SU894048A1 |
Откатной гидротехнический затвор | 1988 |
|
SU1712528A1 |
Плоский скользящий затвор гидротехнического сооружения | 1981 |
|
SU990944A1 |
ОТКАТНОЙ ЗАТВОР | 2020 |
|
RU2764798C1 |
Плоский затвор | 1972 |
|
SU490901A1 |
(риг.. 2
Вид А
га
0
Фи1.5
12 1.
Фиг,.5
S к насосу
11
Авторы
Даты
1982-09-23—Публикация
1981-06-08—Подача