(54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПАРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ обработки пары зубчатых колес | 1978 |
|
SU908557A2 |
Зубчатая передача со скрещивающимися под прямым углом осями колес | 1973 |
|
SU533778A1 |
Способ обработки пары зубчатых колес | 1978 |
|
SU908558A2 |
Зубчатая передача | 1976 |
|
SU679748A1 |
Способ обработки пары гиперболоидных зубчатых колес | 1973 |
|
SU564931A1 |
Способ обработки зубчатых колес | 1978 |
|
SU740420A2 |
Способ обработки резанием циклоидальных поверхностей | 1985 |
|
SU1337202A1 |
Червячный инструмент | 1980 |
|
SU931334A1 |
Способ нарезания червячных колес | 1984 |
|
SU1194611A1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ЗУБЬЕВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС ДИСКОВЫМ ЛЕЗВИЙНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ | 2018 |
|
RU2677553C1 |
. Обретение относится к области метсшлообработки и может найти- применение при нарезании зубчатых колес типа гиперболоидных.
В основном авт. св. 908558 описан способ обработки пары зубчатых колес для передачи с произвольным расположением их осей, согласно которому производящие поверхности устанавливают относительно о рабатываемой пары так, чтобы они в точке касания имели общую нормаль, которую располагают под углами к осям обрабатываемых колес и на кратчайпшх расстояниях от них, а поступательное перемещение осуществляют вдоль этой нормали. Котангенс угла общей нормали с осью обрабатываемого колеса, равен кубичному корню из величины пезь ( к) (ct. О z- - -- -- ct E + C С - расстояние между общей х нормалью и межосевым перпе нди кул яром; ае.рр - требуемая приведенная кривизна в нормальном сечении вдоль вектора
редаточного отношения, равного отноиюнию угловой скорости обрабатываемо го колеса к угловой скорости парного 5 обрабатываемого колеса 13.
Недостатком известного способа является повьшенная чувствительность к погрешностям изготовления и монтажа, в особенности к погрешностям угfia скрещивания осей обрабатываемой
10 пары.
Целью изобретения является повьиие ние i надежности передачи.
Для достижения поставленной целМ об1дую нормаль к двум инструкюнталь15ным поверхностям веточкеих касания смещгиот относительно ортогонального к ней межосевого перпендикуляра на расстояние, которое выбирают по зависимости 25 (ciqrcA ct«5 СJ относительной скорости в точке на середине ширины зубчатого венца шее- терни и колеса; X,v,z - координаты точки каса ния инструментальных поверхностей на середине йшрина обрабатываемо го зубчатого венца в не подвижной системе координат, у которой ось (4 совпадает с межосевым перпендикуляром, а ось Oj направлена вдоль оси винтового относительног движения, К - винтовой параметр относительного движения колес;2,2„- углы, образуемые осью винтового относительног движения с осями колес; d - угол между общей нормалью и осью О2 / связанный со смещением с зависимостью г sit сЛ-xcoscfr c, На чертеже представлена схема, обработки. Оси 1 и 2 колес, вращающихся с угловыми скоростями ujg удалены одна от другой на расстояниеOvj и скрещиваются под углом С 90 Мехосевой перпендикуляр обозначен через Н. Ось винтового относительного движения 3 составляет с осями 1 и 2 угл Г. и удалены от них на рассто яния а и Эо . При этом выполняются равенства С.С--С и (2 с«.
зе ( К) (clcy А-оЧ 2) t4 ZTJ С
ciqj ctcjl-i
где С - расстояние между общей
нормалью и межосевым перпендикуляром;
- требуемая приведенная кривизна в нормальных сечениях вдоль вектора относительной скорости в точке К на середине ширины зубчатого венца обрабатываемой j.z - координаты точки К
касания инструментальных поверхностей 4 и 5 в неподвижной системе координат, у которой ось Оу совпадает с межосевым перпендикуляром Н, а ось О направлена вдоль оси винтового относительного движения 3 , К - винтовой гТараметр относительного движения колес ;
Е , Ef углы, образуемые осью винтового относительного движения с осями колес 1 и 2.
Угол сЛ между общей нормалью п и осью О2 связан со смещением с зависимостью
Z coscA С.
Предлагаемый способ дает возможность уменьшить чувствительность обрабатываемой пары зубчатых колес к погре1тшостям изготовления и монтажа, в. особенности к погрешности угла скрещивания осей.
Формула изобретения
Способ обработки пары зубчатых колес по авт. св. 908558, отличающийся тем, что, с целью 65 повышения Нсшежности передач, общую Инструментальные поверхности 4 и 5 соприкасаются в точке К и имеют в ней общую нормаль п. Угол с общей нормали п к двум инструментгшьным поверхностям 4 и 5 в точке касания К с осями обрабатываемых колес 1 и 2 выбирают по зависимости t drcci4f VU, где и - передаточное отношение, равное отношению угловой скорости обрабатываемого колеса к угловой скорости парного колеса. Сумму расстояний к нормали п до осей 1 и ,2 берут равной межосевому расстоянию проектируемой передачи а. Затем двум инструментальным поверхностям 4 и 5 сообщают поступательное движение вдоль общей нормали п со скоростью V , величину которой определяют согласно основной заявке. При таком движении линии контакта инструментальных поверхностей с обра-. батываемыми поверхностями зубчатых колес m и р будут пересекаться в точке К на общей нормали, что обеспечивает точечный контакт зубьев в передаче. Общая нормаль п будет ее, линией зацепления. При этом общую нормаль п к двум инструментальным поверхностям 4 и 5 в точке их касанияК смещают относительно ортогонального к ней межосеIP o перпендикуляра Н на расстояние С, которое выбирается по зависимости
Авторы
Даты
1982-10-07—Публикация
1980-09-26—Подача