Изобретение относится к способам рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси, образующейся при экстракции растительных масел, и может быть использовано в маслоэкстракционном производстве.
По основному авт. св. № 825606 известен способ рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси путем смешения ее с жидкими хладагентами в три стадии, на первой из которых используют в качестве хладагента воду с температурой , а на второй и третьей стадиях в качестве хладагента применяют бензин с температурой (-12) - (-15)°С, при этом на второй стадии паровоздушную смесь охлаждают до .
Недостатком такого способа является то, что паровоздушную смесь после трехстадийного извлечения из нее бензина, имеющую температуру (-10) - (-12)°С и содержащую следы бензина, отсасывают паровым эжектором и вместе с паром удаляют в атмосферу.
При этом, во-первых, нерационально утилизируется холод, так как на конденсацию переохлажденной смеси требуется значительный расход пара
на эжектор. Во-вторых, следы растворителя, имеющиеся в паровоздушной смеси, никак не улавливаются и загрязняют воздушный бассейн.
Целью изобретения является предотвращение выброса в атмосферу паров бензина и снижение энергетических затрат путем утилизации вторичного холода.
10
С этой целью паровоздушную смесь после третьей стадии рекуперации пропускают через масличный материал, подготовленный для экстракции.
.Эта смесь имеет температуру (-10)15 (-12)° и содержит следы бензина; при прохождении ее через масличный материал происходит охлаждение и кондиционирование последнего по температуре.
20
Паровоздушная смесь служит хладагентом в охладительной колонке. В то же время она контактирует с развитой поверхностью масличного экстрагируетго материала. Находя25щееся на поверхности и в порах его растительное масло служит хорошим абсорбентом для остаточных следов растворителя, содержащегося в паровоздушной смеси, пористая структу30ра жмыха является предпосылкой использования его одновременно и в качестве адсорбента для тех же остаточных следов растворителя. Таким образом, паровоздушная смесь с температурой (-10) - (-12)° используется как хладагент, а при контактировании с, масличным материалом, выполняющим функцию адсорбента и абсорбента, практически освобождается от следов растворителя. Новый прием в известном способе рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси позволяет резко увеличить его коэффициент полезного действия. Энергозатраты на переохлаждение хладагентов собствен рекуперации используются более полн так как переохлажденная паровоздуш мая смесь выполняет на последнем эт пе новую функцию кондиционера-охладителя. Одновременно решается вопрос создания практически безотходной технологии, так как в выбросах в атмосферу практически нет паров б зина, они адсорбированы и абсорбированы масличным материалом, идущим на экстракцию через охладительную колонку. Пример 1. Паровоздушную смесь после трехстадийного охлаждения с температурой -10°С, содержащу 130 мг/л бензина, направляют в охла дительную колонку, где эта сместь контактирует в потоке с масличным материалом, подсолнечным лепестком температурой бЗ-ТО С, идущим на экс ракцию, охлаждая его до 50°С. Одновременно масличный материал адсорбй рует и абсорбирует бензин, содержащийся в паровоздушной смеси, снижая его содержание в отходящей смеси до 3 мг/л. Пример 2. Паровоздушную смесь после трехстадийного охлаяадения, имеющую температуру и содержащую 120 мг/л бензина, направ ляют в охладительную колонку, где эта смесь контактирует в потоке с масличным материалом - подсолнечной крупкой с температурой 65-70°С, иду щей на экстракцию. Крупка охлаждается до 54°С, одновременно адсорбируя и абсорбируя бензин, содержащийся в паровоздушной смеси, снижая его содержание в отходящей смеси до 8 мг/л. Технико-экономическая эффективность предлагаемого способа рекуперации экстракционного бензина состоит в экономии энергии на охлаждение воздуха, используемого в качестве хладагента в охладительной колонке, в значительном снижении содержания бензина в выбросах в атмосферу, в дополнительной экономии растворителя. Предварительное насыщение масличного материала растворителем до начала противоточной экстракции играет, по данным последних исследований, положительную роль, так как способствует снижению масличности шрота. Суммарная экономическая эффективность от внедрения способа согласно изобретению только на одном маслоэкстракционном заводе производительностью 450 т семян подсолнечника в сутки составит .не менее 12 тыс,руб. Кроме того, будут обеспечены лучшие условия труда в экстракционном цехе И уменьшены выбросы в окружающую среду. .Формула изобретения Способ рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси по авт. св. 825606, отличающийся тем, что, с целью предотвращения выброса в атмосферу паров бензина и снижения энергетических затрат путем утилизации вторичного холода, паровоздушную смесь после третьей стадии рекуперации пропускают через масличный материал, подготовленный для экстракции. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 825606, кл. С 11 В 1/10, 1979.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ рекуперации экстракционного бензина из паровоздушной смеси и установка для его осуществления | 1982 |
|
SU1130596A1 |
Способ рекуперации паров раствори-ТЕля B МАСлОэКСТРАКциОННОМ пРОизВОдСТВЕ | 1977 |
|
SU801861A1 |
Способ переработки масличных семян | 1984 |
|
SU1265211A1 |
Способ рекуперации паров экстракционного бензина из газовоздушных смесей маслоэкстракционного производства | 1983 |
|
SU1112048A1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ МАСЛИЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1990 |
|
RU2027746C1 |
Вертикальный иммерсионный шнековый экстрактор | 1982 |
|
SU1039956A1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОГО РАЗРУШЕНИЯ КЛЕТОК И ЭКСТРАКЦИИ МАСЛОСОДЕРЖАЩИХ СЕМЯН | 2016 |
|
RU2729822C2 |
Способ отгонки растворителя из шрота | 1976 |
|
SU622837A1 |
СПОСОБ АБСОРБЦИОННОЙ КОНДЕНСАЦИИ ПАРОВ ЛЕГКОКИПЯЩЕЙ ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТАКОГО СПОСОБА | 2008 |
|
RU2370300C1 |
Способ производства пеллет из жмыха семян масличных культур и устройство для его осуществления | 2019 |
|
RU2721704C1 |
Авторы
Даты
1982-10-07—Публикация
1981-03-16—Подача