Изобретение относится к транспортным средствам с пневматическими колесами и может быть использовано в автомобильной промышленности.- 5
Известно устройство для контролирования состояния колеса транспортного средства, снабженного противоблокировочным приспособлением, содер- о жащее электрический индицирующий орган, установленный на колесе и соединенный с полостью шины чувствительный к давлению элемент, выполненный в виде цилиндра с поршнем, |8 а также связанное с поршнем исполнительное звено и элемент, чувствительный к положению исполнительного звена 1.
Исполнительное звено известного JQ устройства выполнено в виде поворотного магнита, что вызывает необходимость в сложной и ненадежной промежуточной передаче от чувствительного к давлению эпемента к исполнительному 25
звену, что снижает надежность всего устройства.
.Цель изобретения - повышение надежности и упрощение конструкции устройства.
Эта цель достигается тем, что у устройства для контролирования состояния колеса транспортного средства, снабженного противоблокировочным приспособлением, содержащего электрический индицирующий орган, установленный на колесе и соединенный с полостью шины чувствительный к давлению элемент, выполненный в виде цилиндра с поршнем, а также связанное с поршнем исполнительное звено и элемент, чувствительный к положению исполнительного звена, последний содержит установленный на колесе зубчатый венец и связанный с ним сельсиндатчик, а исполнительное звено выполнено в виде по меньшей мере одного зуба, установленного против впадины зубчатого венца с возможностью захода в нее. 3 Кроме того, зуб исполнительного элемента выполнен за одно целое с поршнем чувствительного к давлению элемента. Вход чувствительного к давл нию элемента соединен с выходом регул рующего вентиля,закрепленного на кол се и имеющего поршень и воздухоподвод щий и продувочный клапаны, входы кото рых соединены с полостью шины. При этом для контроля давления спаренных шин регулирующий вентиль выполнен в виде двух отдельных клапанов, выходы которых подключены к входу двухходового клапана. Выход, сельсин-датчика подключен к входу электронной дифференциально Схемы, связанной с индицирующим орг ном. Элемент, чувствительный к положе нию исполнительного звена, выполнен в виде датчика угловой скорости колеса противоблокировочного приспособления тормозной системы, а электронная дифференциальная схем снабжена логическим блоком и дифференциальным каскадом для определения сигналов ошибки. Кроме того, в устройстве предусмотрено звено задержки выключения связанное с элементами И, выходы которых подключены к регулируюв им контурам противоблокировочного приспособления тормозной системы. На фиг. 1 изображена конструктив ная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - зубчатъ|й венец; на фиг. 3 - регулирующий вентиль для спаренных шин; на фиг. k - альтернативный вариант выполнения устройства с двумя клапанами и двухходовым клапаном; на фиг. 5 - блок-схема электронной части устройства. Регулирующий вентиль 1, расположенный на ступице или ободе колеса связан магистралью с шиной (не показана) . Давление шины через впускной патрубок 2 действует на поршень 3. Выход А вентиля 1 через магистра 5 связан с чувствительным к давлени элементом 6, выполненным в виде цилиндра 7, в котором расположен подпружиненный поршень 8. Поршень 8 выполнен со штоком 9, который выпол няет функцию исполнительного звена. Конец штока имеет зуб 10 и взаимоде ствует с сельсин-датчиком 11, который ощупывает вращающийся вместе с колесом зубчатый венец 12. Поршен 8 расположен так, что зуб 10 может 6 вдвигаться во впадину а между двумя соседними зубьями 13 и И зубчатого венца 12 и при этом почти полностью заполняет впадину а (фиг. 2). В случав, если давление шины лежит ниже определенного значения, регулирующий вентиль 1 подает давление шины 8 цилиндр 7. Вследствие импульса давления движется поршень 8, который в свою очередь движет зуб 10 во впадину д между зубьями зубчатого венца 12. Сельсин-датчик 11 при переходе от зуба 13 к зубу И не подает никакого сигнала. Это означает для электронной оценки снижение скорости на 50. В связи с тем, что это изменение скорости наступает от одного зуба к следующему, получается высокое значение задержки, которое распознается электронной повторительной схемой и индицируется в качестве дефекта шины. Регулирующий вентиль 15 (фиг. 3) применяемый для спаренных шин, может также применяться и для единичных шин. Вентиль 15 жестко связан с вращающейся частью колеса, например, со ступицей или с; ободом. В том случае, если имеется только одна шина, то давление шины воздействует через патрубок 16 в камере В на поршневую поверхность полого поршня 3Одновременно воздухчерез канал 17 попадает в камеру С. Благодаря этому давлению поршень 3 движется вверх против силы пружины 18 с упорным элементом 19, так что выходная магистраль 5 через воздушный клапан 20 и отверстие 21 в корпусе связана с атмосферой. Воздушный клапйн образован посредством выполненного на поршне седла 22 и тарелки 23 клапана, которая в положении запирания предварительно напряжена пружиной . В том случае, если давление в камере В падает вследствие падения давления в шине ниже.определенной величины поршень 3 движется вследствие силы пружины вниз и открывает продувочный клапан 25, вследствие чего продувается выходная магистраль 5- Про- дувочный клапан 25 образован выполненным на теле клапана седлом 26 и тарелкой 23, которая выполня,ет роль двойного тела клапана. В случае наличия спаренных шин, одна из них связана через патрубок 16 с камерой Б клапана и вторая через патрубок 27 с камерой С клапана. Указанные камеры через канал 17 связаны друг с другом. Канал 17 запирается посредством насаживания поршня 3 на уплотнительное кольцо 28
При нарушении герметичности одной из шин давление в камерах В и G падает одновременно до тех пор, пока вентиль не откроет седло 26 продувочного клапана. Благодаря связи обеих шин через патрубок 16, канал 17 и патрубок 27 давление в шинах падает совместно до тех порпока поршень 3 его торцовой поверхностью не сядет на уплотнительное кольцо 28 и прекратит связь между .камерами В и С. Благодаря зтому неисправная шина не/остается без давления воздуха.
В том случае, если неисправная шина связана через патрубок 27 с камерой С, давление в магистрали 5 CHQsa падает, вследствие чего также будет вырабатываться сигнал неисправности шины. Для того, чтобы соответствующее показание и дальше происходило, в электронном блоке устройства предусмотрена соответствующая запоминающая схема.
На фиг. 4 показано альтернативное решение, при котором регулирующий вентиль 15 (фиг. 3) заменен двумя отдельными клапанами 29 и 30 и двухходовым клапаном 31- Отдельные клапаны предназначены для каждой шины спаренного колеса. Отдельные клапаны (фиг. ) отличаются от вентиля (фиг. 3) тем, что они не имеют патрубка. 27. При падении давления ни же заданного действует только дефектная шина и предотвращает одновременный выпуск воздуха также и из другой ШИН.Ы до достижения предупреждающего давления, как это имеет место при вентиле 15 (фиг. З) Кроме того, можно отказаться от запоминающего устройства для запоминания информации о дефекте.
На фиг. 5 предствлена блок-схема электронного устройства для формирования сигнала дефекта шины. Эта схема в основном соответствует обычно применяемой при тормозных установках регулирующей противоблокировочной схеме, которая расширена на несколько узлов для того, чтобы распознавать сигналы, которые получаются при срабатывании устройства для контролирования давления шины, и не пропускать их в противоблокировоч- .
ное приспособление 32, а подавать их индикатору 33 дефекта шины.
Датчик 11 подает входной схеме З пропорциональные длительности периода сигналы. К входной схеме примыкает регулирующий контур 35 который наряду с обычными для про тивоблокировочной регулирующей схемы дифференциаторами 36 и 37 для возникающих при регулируемом торможении сигналов замедлений и ускорения (-Ь , соответственно +Ь ) имеет также два дополнительных дифференциатора 38 и 39- Дифференциатор 38 служит для распознавания высоких значений замедления (-Ь) , которые могут возникнуть при срабатывании устройства для контролирования давления шины вследствие заполнения одной или нескольких впадин зубчатого венца в датчике. Дифференциатор 39 служит для распознавания высоких значений ускорения, могущих возникнуть при срабатывании устройства для контролирования давления шины при переходе от двух перекрытых зубьев . зубчатого венца к следующей впадине ) . Кроме того, предусмотрено приспособление для запирания возникающих после возникновения сигналов -Ьо-сигналов +Ь и +Ь, для противоблокировочного приспособления 32.
В связи с тем, что при возникновении -Ь гсигналов также и дифференциатор 36 срабатывают для получения -Ц-сигналов и эти - j-сигналы означают сигнал ошибки для противоблокировочного приспособления 32, предусмотрен логический элемент И ЛО, который запирает -Ь -сиЬналы. Для этого элемент И tO. связывает -Ь -сигнал с сигналом и выход элемента И ведет к противоблокировочному приспособлению 32.
Если возникает -Ь сигнал, то затем наступает, также и - -Ь -сигнал дифференциатора 39- Однов.ременно также и дифференциатор 37 срабатывает на +Ь -сигнал. В этом случае также +Ь -сигнал должен запираться для электронного блока противоблокировки, так как он представляет сигнал ошибки .
Для этого предусмотрено замедляющее Отклонение звено 41 задержки, которое запускается г на лом и выходной сигнал которого подается негированному входу первого элемента И k2 7 и, негированному входу второго элемен та И З. К другому входу элемента , И А2 подключен выход дифференциатора 37 для +Ь -сигналову а к другому входу элемента И 3 подключен выход дифференциатора 39 для +bjjfсигналов. Выходы элементов И tZ и ЛЗ ведут к противоблокировочному приспособлению 32. Звено задержки рассчитано так, что элементы И и ЛЗ управляются до тех пор, пока возникающие во время следующего сигнала датчика +Ь и +Ь27Сигналы заперты, и только после этого подает его выходной сигнал. На фиг. 5 показано также и второе звено kk задержки, которое может быт предусмотрено для того, чтобы обеспечить дополнительную надежность против ошибочного срабатывания устройства для контролирования давления шины. Это звено задержки может быть выполнено в виде счетчика запускаемого -bj -сигналом и подаиядего при одном обороте колеса выходной сигнал который связан с выходным сигналом -Ь2 дифференциатора 38 вэлементе И k, выходной сигнал которого приводи к срабатыванию ошибочного индикатора 33 устройства. Имеется возможность заменить звен Л задержки дифференциатором,8 порог включения которого соответствует вышеупомянутому скачку скорости на 50. вызванному срабатыванием устройства контролирования давления шины. Выходной сигнал этого дифферен циатора запирал бы тогда через элементы И и 3 Ь. и +Ь,,-сигналы. Эта схема дополнительно должна быть выполнена так, что при уже имеющемся -Ь.-сигнале и возникновении сигнала другие сигналы заперты, однако -Ц-сигнал должен сохраняться, чтобы предотвратить блокирование колеса автомобиля. Вмонтирование устройства для распознавания дефекта шины в электронный блок протиеоблокировки не составляет особых трудностей, так как в случае регулируемого торможения запирание регулирующих сигналов происходит только для длительности периода второго импульса датчика. Предлагаемое устройство позволяет повысить надежность контроля состояния шин транспортного средства а дви жении и тем самым способствует повы68шению безопасности движения и увелйчению ходимости шин. Формула .изобретения 1.Устройство для контролирования состояния колеса транспортного средства , снабженного противоблокировочным приспособлением, содержащее электрический индицирующий орган, установленный на колесе и соединенный с полостью шины чувствительный к давлению элемент, выполненный в виде цилиндра с поршнем, а также связанное с поршнем исполнительное звено и элемент, чувствительный к положению исполнительного звена,отличающ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, элемент, чувствительный к положению исполнительного звена, содержит установленный на колесе зубчатый. венец и связанный с ним сельсин-датчик, а .исполнительное звено выполнено в виде по меньшей мере одного зуба, установленного против впадины зубчатого венца с возможностью захода в нее. 2.Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что зуб исполнительного элемента выполнен за одно целое с поршнем чувствительного к давлению элемента.. 3.Устройство по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что вход чувствительного к давлению элемента соединен с выходом регулирующего вентиля, закрепленного на колесе и имеющего поршень и воздухоподводящий и продувочный клапаны, входы которых соединены с полостью шины. . Устройство по п. 3 о т ли чающееся тем, что для контроля давления спаренных шин, регулирующий вентиль выполнен в виде двух отдельных клапанов, выходы которых подк1 ючены к входу двухходового клапана. 5- Устройство по п. 1, о т л и чающееся тем, что выход сельсиндадатчика подключен к входу электронной дифференциальной схемы, связанной с индицирующим органом. 6. Устройство по п. 5 отличающееся тем, что элемент, чувствительный к положению исполнительного звена, выполнен в виде датчика угловой скорости колеса
противоблокировочного приспособления тормозной системы, а электррнная дифференциальная схема снабжена логическим блоком и дифференциальным каскадом для определения сигналов ошибки.
7« Устройство по п. 6, о т л и чающееся тем, что предусмот рено звено задержки выключения.
9653 6
10
связанное с элементаии И, выходы которых подключены к регулирующим контурам противоблокировочного приспособления тормозной системы.
ИстоМники информации; принятые во внимание при экспертизе
- 1.V Патент США If 3828309, кл. , дпублйк. 197.
/J ГО
r
фиг. 2
18
фиг.З
гз
фуг.
Авторы
Даты
1982-10-07—Публикация
1979-03-21—Подача