(Б ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ БУКСИРНОГО КАБЕЛЬ-ТРОСА
1
Изобретение относится к океанологическому приборостроению и может быть использовано в гидролокации для топографической съемки морского дна.
Известно устройство, содержащее черную мишень прямоугольной формы, размещаемую на кабель-тросе, сканирующий блок, выполненный на базе электронно-лучевой передающей трубки, блок электронного анализатора . и электронноселектируюи1ий блок 1 .
Недостатками данного устройства являются сравнительно невысокая точность и сложность эксплуатации, обусловленные необходимостью точной выставки черной мишени при изменении длины кабель-троса и неустойчивостью угловой юстировки устройства в морских условиях.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство, содержащее укрепленные на основании во взаимно перпендикулярных плоскостях внутреннюю и внешнюю поеоротные рамы с продольными пазами, через которые пропущен .буксирный кабель-трос, связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам 2.
Недостатком известного устройства является сравнительно невысокая точность, обусловленная отсутствием конструктивной возможности измерения угла между продольной плоскостью буксирующего плавсредства и буксирным кабель-тросом, а также погрешностью начальной выставки поворотных рам.
Целью изобретения является повышение точности устройства.
Указанна;я цель достигается тем, что в устройство для определения углового положения буксирного кабельтроса, содержащее укрепленные на . основании во взаимно перпендикулярных плоскостях внутреннюю и внешнюю пово397ротные рамы с продольными пазами, через которые пропущен буксирный кабельтрос, связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам, введены опора, поворотные блоки, сто порные прижимы, ползуны, автоколлиматор и отражатели, света, а внутрен няя и внешняя поворотные рамы с продольными пазами выполнены в виде кар данного подвеса, шарнирно укрепленного на основании и кинематически связанного с буксирным кабель-тросом, опора, установленная на борту буксирующего плавсредства с помощью вертикальной оси сочленена с основанием, на котором размещены поворотные блоки, ось вращения первого поворот) ного блока перпендикулярна, а осьвращения второго поворотного блока параллельна местной вертикали, стопорные прижимы подвижно установлены на каждом поворотном блоке, ползуны скреплены с буксирным кабель-тросом, автоколлиматор, установленный на опоре с возможностью ориентации, оптически связан с установленным на внутренней поворотной раме первым отражателем света, имеющим оптическую связь со вторым отражателем света, укрепленном на основании, а такж тем, что отражатели света снабжены механизмом выставки положения, а на отражающей поверхности каждого отраж теля света выполнены вертикальные осевые линии. На чертеже изображено устройство, общий вид, Устройство содержит буксирный кабель-трос 1, внешнюю поворотную раму 2, внутреннюю поворотную раму 3, основание , преобразователи углового положения 5 и 6, опору 7, автоколлиматор 8, отражатели 9 и 10 света, поворотные блоки 11 и 12, стопор ные прижимы 13 и 1, ползуны 15 и 16 полувтулки 17, хомутик 18, продольны пазы 19, 00 - местная вертикаль, ММ - оптическая ось, NN - оптическая ОБЬ„ Устройство работает следующим образом о Устанавливается исходное положе-, ние устройства при нахождении буксирующего и буксируемого плавсредств. в дрейфе (или в закрытой стоянке). В исходном положении буксирный кабель-трос имеет направление, совпадающее с направлением местной вертикали Преобразователи 5-6 углового положения устанавливаются при этом в нулевое положение (относительно направления местной вертикали ПО ) , Основание поворачивается в исходное положение (нулевое) относительно продольной оси .буксирующего плавсредства ММ , автоколлиматор при этом устанавливается в нулевое отсчетное положение. При движении буксирующего плавсредства угловое отклонение буксирного кабель-троса измеряется и фиксируется с помощью преобразователей 5 и 6 углового положения в двух вертикальных плоскостях и с помощью автоколлиматора 8 в одной горизонтальной плоскости (относительно продольной оси буксирующего плавсредства). Предлагаемое устройство обеспечивает, по сравнению с известными, повышение точности измерения углового положения буксируемого плавсредства за счет введения измерения его горизонтального положения и повышения точности измерения в двух вертикальных плоскостях о Формула изобретения 1. Устройство для определения углового положения буксирного кабельтроса, содержащее укрепленные на основании во взаимно перпендикулярных .плоскостях внутреннюю- и внешнюю поворотные рамы с продольными пазами, через которые пропущен буксирный кабель-трос, связывающий буксирующее и буксируемое плавсредства, преобразователи углового положения, установленные на осях поворотных рам, отличающееся тем, что, с целью повышения точности устройства, в него введены опора, поворотные блоки, стопорные прижимы, ползуны автоколлиматор и отражатели света, а внутренняя и внешняя поворотные рамы с продольными пазами выполнены в виде карданного подвеса, шарнирно укрепленного на основании и кинематически связанного с буксирным кабель-тросом, опора, установленная на борту буксирующего плавсредства, с с помощью вертикальной оси сочленена с основанием, на котором размещены поворотные блоки, ось вращения первого поворотного блока перпенди
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовое подъемно-опускное устройство для буксируемого подводного аппарата | 1982 |
|
SU1096162A1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2022 |
|
RU2784625C1 |
БУКСИРУЕМАЯ ЛИНИЯ | 2007 |
|
RU2361773C1 |
СПУСКОПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ | 2007 |
|
RU2339536C1 |
Судовое подъемно-опускное устройство для подводного аппарата | 1982 |
|
SU1062113A1 |
БУКСИРУЕМЫЙ ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ | 2010 |
|
RU2419574C1 |
Спускоподъемное устройство для малогабаритных необитаемых подводных аппаратов и опускаемых гидроакустических антенн с судна-носителя | 2021 |
|
RU2760798C1 |
Буксирное устройство для судов | 1985 |
|
SU1273296A1 |
ДИНАМИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМЫЕ КРЫЛЬЕВЫЕ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ | 2016 |
|
RU2729696C2 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ БУКСИРУЕМОЙ ЛИНИИ НА БАРАБАНЕ БУКСИРНОЙ ЛЕБЕДКИ | 2007 |
|
RU2351501C1 |
Авторы
Даты
1982-11-23—Публикация
1981-05-14—Подача