Изобретение относится к землерой ным машинагл непрерывного действия, предназначенным для экскавации траншей преимущественно в мерзлых грунтах. Известны рабочие цепи траншейных экскаваторов, включаквдие тяговую цепь, состоящую из промежуточных и ковшовнх звеньев, к которым посредством осей крепятся ковши или скребки с зубьями, разрабатывающие и транспортирующие грунт 11. Такая конструкция определяет необ ходимость использования двух типов звеньев, что не только усложняет изготовление и эксплуатацию экскаваторов, но и не обеспечивает равнопрочности тяговой цепи по разрывному усилию и прочности соединения ковшей или скреб ов с ковшовыми звеньями. Кроме того, в звеньях рабочей цепи напрессовывается и намерзает грунт; что снижает КПД цепи, производительность и надежность экскавато ра в целом. . Известна также конструкция рабочей цепи траншейного экскаватора, где в качестве тяговой используется гусеничная цепь трактора 21. Однако у таких рабочих цепей, как . и у тракторов, от которых заимствуется гусеничная цепь и ведущая звездочка, неравнопрочность гусеничной цепи по разрывному усилию и болтового соединения с ней траверс, несущих зубья, проявляется особенно отрицательно, что вынуждает применять дополнительное (и малоэффективное) болтовое и сварное крепления. Кроме того, в пространстве между звеньями рабочей цепи напрессовывается грунт и заклиниваются камни, что приводит к аварийным поломкам при встрече с этими препятствиями зубьев ведущей звездочки, расположенной по центру цепи. Цель изобретения - повышение надежности экскаватора в целом. Поставленная цель достигается тем, что в рабочем органе траншейного экскаватора, включающем цепь, выполненную из .связанных пальцами звеньев, на которых установлены траверсы с рржущимн и транспортирующими элементами и ведущие звездочки, каждая траверса снабжена кронштейном с отверстием, в котором размещен палец, длина которого больше ширины звена, а выступающие концы паипьца
оснащены втулками, установленными с возможностью зацепления с ведущими звездочками,
На фиг. 1 показан рабочий орган траншейного экскаватора, вид сверху на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2.
За основу конструкции рабочей цепи принята гусеничная цепь трактора.
Рабочая цепь состоит из правых и левых звеньев 1, втулок 2 и пальцев 3, запрессованных в звенья 1, втулок 4, зафиксированных на пальцах 3 посредством шайб 5 и обжимных втулок б .
Втулки 4 установлены на пальцах 3 с радиальным зазором, обеспечивающим их поворот. На траверсах 7 установлены транспортирующие грунт скребки 8, сменные зубья 9, карманы 10, в которых зубья 9 фиксируются осями 11. К нижней плоскости траверс 7 приварены кроШ11те{ ны 12,. в отверстия которых без натяга входят пальцы 3.
Траверсы 7 бoлтa ш 13 и гайками 14 прикреплены к звеньям 1 только с целью предотвращения произвольного их разворота н& пальцах 3. Для увеличения произврдительности рабочей цепи по выносной способности на траверсах 7 укреплены боковые 15, С целью увеличения конструктивной прочности к траверсам 7 и кронштейнам 12 приварены ребра 16.
Концы рабочей цепи соединяются с помощью каретки 17 посредством соединительного пальца 18 при монтаже рабочей цепи на раме экскаватора. В отличие от пальцев 3, которые запрессовываются в звенья 1 с натягом на прессе, палец 18 забивается в звенья 1 при монтаже в|)учную с мекЕЬшим натягом, поэтому он фиксируется от поворота оседержателем 19.
При работе экскаватора усилие копания от ведущих звездочек передается траверсам 7 через втулки 4, пальцы 3, кронштейны 12, звенья 1 и втулки 2. Зубья 9 разрабатывают грунт, который транспортируется в зону разгрузки зубьями 9, скребками 8, боковыми стенками 15 и траверсами 7 .
Усилие копания прижимает траверс 7 к звеньям 1, а болты 13 и гайки
14 только предотвращают произвольный поворот траверс 7 вокруг пальцев 3.
Камня и куски грунта не могут удерживаться на цилиндрической поверхности втулок 4, поэтому заклинивание ведущих звездочек и поломки рабочего органа и его привода не могут иметь место, что повьЕнает КПД, производительность и надежность цепного рабочего органа и траншейного
экскаватора в целом.
Прессовая сборка тяговой цепи обеспечивает ей высокую износостойкость и долговечность, а крепление траверс 7 к пальцс1М 3 посредством
кронштейнов 12 - гарантированную надежность этого ответственного соединения. Предусмотренная возможность поворота втулок 4 на пальцах 3 обеспечивает равномерность износа. Наиболее быстроизнашивающаяся деталь втулка 4 выполнена сменной.
УЁеличение КПД и надежность рабочей цепи предполагают повышение производительности этих машин. Повышение работоспособности и предотвращение аварийных поломок, особенно таких дорогих и сложных деталей, как приводной вал, дополнительно увеличит экономическую эффективность изобретения.
Формула и зобретения
Рабочий орган траншейного экскаватора, включающий цепь, выполненную из связанных пальцами звеньев, на которых установлены араверсы ,с режущими и транспортирующими, элементами и ведущие звездочки, о т л и чающийся тем, что, с целью
повышения надежности, каждая травер-. са снабжена кронштейном с отверстием, в котором размещен палец, длина ко. торого больше-ширины звена, а выступакадие концы пальца оснащены
втулками, установленными с возможностью зацепления с ведущими звездочками. ,
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Гарбузов З.Б. и др. Землеройные машины непрерывного действия. М.-Л., Машиностроение, 1965, с. 69-71.
2.Экскаватор траншейный цепной ЭТЦ-208А. Строительные и дорожные
машины, 1973, № 12, с. 4-6 (прототип) .
гП
J
фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Цепной рабочий орган траншейного экскаватора | 1981 |
|
SU1030500A1 |
Рабочий орган траншейной машины | 1989 |
|
SU1652443A1 |
Скребковая цепь траншейного экскаватора | 1981 |
|
SU1021720A1 |
Скребковый транспортер траншейного экскаватора | 1979 |
|
SU968194A1 |
Рабочий орган цепного траншейного экскаватора | 1981 |
|
SU1059070A1 |
Гусеничная цепь транспортного средства | 2019 |
|
RU2713332C1 |
Рабочий орган траншейного экскаватора | 1981 |
|
SU977589A1 |
Цепной рабочий орган траншейного экскаватора | 1989 |
|
SU1640301A1 |
РАБОЧИЙ ОРГАН ЦЕПНОГО ТРАНШЕЙНОГО ЭКСКАВАТОРА | 1972 |
|
SU326296A1 |
РОТОРНЫЙ ТРАНШЕЙНЫЙ ЭКСКАВАТОР | 1992 |
|
RU2034961C1 |
,.™™.
v
иг.
Авторы
Даты
1982-11-30—Публикация
1979-09-06—Подача