Многодвигательный электропривод Советский патент 1982 года по МПК H02P7/68 H02P3/14 H02P1/22 B60L7/16 

Описание патента на изобретение SU985919A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, для пуска и электрического торможения подвижного состава метрополитена и трамвая.

Известен многодвигательный электропривод, содержащий два электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, включенных в две параллельные ветви, в одной из кЬторых последовательно соединены обмотка якоря, обмотка возбуждения первого электродвигателя и первый тиристорный регулятор, а в другой второй тиристорный регулятор, обмотка возбуждения и обмотка якоря второго электродвигателя, шунтирующие обмотки якоря и возбуждения каждого электродвигателя обратные диоды, подключенные параллельно каждой обмотке возбуждения и регулятору возбуждения, включенный между точкг1Ми соединения обмоток якорей и обмоток возбуждения электродвигателей в параллельных ветвях тормозной контактор и тормозные резисторы. Последовательно с тормозными резисторами включены тиристоры, и эти последовательные цепи подключены параллельно тиристорным регулятором. Электропривод подключен к источнику питания .через контакторы Cl.

Недостатком указанного многодвигательного электропривода является возникающая в режиме торможения неравномерность распределения нагрузок генерирукидих машин при использовании данного электропривода для четырех параллельно включенных электродвига10телей.

Наиболее близок к предлагаемому многодвигательный электропривод,содержащий два электродвигателя постоянного тока, в каждом из которых об15мотка якоря связана с обмоткой возбуждения через пусковой контактор, свободные выводы обмоток якорей элект родвигателей подключены к одному зажиму источника постоянного напря20жения, к другому зажиму которого подключены через тиристорные регуляторы свободные выводы обмоток возбуждения электродвигателей, обмотка возбуждения первого электродвигателя

25 связана с обмоткой якоря второго электродвигателя через первый тормозной контактор, а обмотка якоря первого электродвигателя - с обмоткой возбуждения второго электродвига30теля через второй тормозной контактор, последовательно соединенные обмотки якоря и возбуждения в каждом электродвигателе зашунтированы диодомС2 3. Недостатком известного многодви-: гательного электропривода является н возможность использования данной сх мы соединения электродвигателей и тормозных контакторов для четырех электродвигателей, так как су1дественно уменьшается электрическая устойчивость их работы в режиме электрического торможения, что объясняется образованием в схеме с четырьмя электродвигателями попарных электрических связей обмоток якоря и возбуждения, а следовательно, при возникновении любого возмущающего воздействия/ приводящего к рассогласованию частот вращения и нагрузок электродвигателей, одна группа электродвигателей может опрокинуться на другую.. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей при cox ранении электрической устойчивости в режиме электрического торможения Поставленная цель достигается тем, что в многодвигательный электропривод, содержащий два электродви гателя постоянного тока, в каждом из которых обмотка якоря связана с обмоткой возбуждения через пусковой контактор, свободные выводы обмоток якорей электродвигателей подключены кодному; из зажимов источника постоянно о напряжения, к другому зажи му которого подключены через тиристорные регуляторы обмотки возбуждения электродвигателей постоянного тока, два диода, каждый из которых шунтирует последовательно соединенные обмотки якоря и возбуждения соо ветствующего электродвигателя, два контактора торможения, первый из которых включен между обмоткой возбуждения первого электродвигателя и обмоткой якоря второго электродви гателя, введены третий и четвертый электродвигатели постоянного тока с пусковыми контакторами между обмотками якорей и возбуждения, третий электродвигатель подключен параллельно первому, а четвертый параллельно второму электродвигател и третий и четвертый контакторы торможения, причем второй контактор торможения включен между обмоткой якоря первого электродвигателя и об моткой возбуждения четвертого элект родвигателя, третий контактор тормо жения - между обмоткой якоря третье го электродвигателя и обмоткой воз буждения второго электродвигателя, а четвертый контактор торможения между обмоткой возбуждения третьег электродвигателя и обмоткой якоря четвертого электродвигателя постоянного тока.. На чертеже представлена электрическая схема многодвигательного электропривода. Электропривод содержит.электродвигатели постоянного тока, обмотки якорей 1-4 которых связаны с обмоткa a 5-8 возбуждения через пусковые контакторы 9-12 соответственно. Первый и третий электродвигатели соединены между собой параллельно и зашунтированы диодом 13. Свободные выводы обмоток якорей 1 и 3 этих электродвигателей соединены с положительным зажимом источника 14 постоянного напряжения. Свободные выводы обмоток 5 и 7 возбуждения, первого и третьего электродвигателей через тиристорный регулятор 15 подключены к минусовому зажиму источника 14 постоянного напряжения. Второй и четвертый электродвигатели также соединены параллельно и зашунтированы диодом 16. Свободные выводы обмоток якорей 2 и 4 этих электродвигателей подключены к отрицательному зажиму источника 14 постоянного напряжения, а свободные выводы обмоток б и 8 вбзбуждения через тиристорный регулятор 17 к положительному зажиму источника 14 постоянного напряжения. Между обмоткой 5 возбуждения первого электродвигателя.и обмоткой якоря 2 второго электродвигателя включен первый тормозной контактор 18, второй тормозной контактор 19 включен между обмоткой якоря 1 первого электродвигателя и обмоткой 8 возбуждения четвертого электродвигателя, третий тормозной контактор 20 включен между обмоткой 6 возбуждения второго электродвигателя и обмоткой якоря 3 третьего электродвигателя, четвертый тормозной контактор 21 включен между обмоткой 7 возбуждения третьего электродвигателя и обмоткой якоря 4 четвертого электродвигателя. Тиристорный регулятор 15 зашунтирован цепью, состоящей из последовательно соединенных тормозного резистора 22 и управляемого ключа (тиристора) 23, а тиристорный регулятор 17 зашунтирован цепью, составленной из последовательно соединенных тормозного резистора 24 и управляемого ключа (тиристора) 25. Электропривод работает следующим образом. В режиме пуска контакторы 9-12 замыкаются. Напряжение на электродвигателях регулируется тиристорными регуляторами 15 и 17, которые поддерживают заданное значение пускового тока. Когда тиристорные регулятора отпираются, ток электродвигателей

проходит от источника 14 постоянног напряжения через обмотки якорей 1-4 контакторы 9-12, обмотки 5-8 возбуждения и тиристорные регуляторы 15 и 17. При запирании тиристорных регуляторов ток электродвигателей замы .кается через диоды 13 и 16, шунтиЬукяцие соответствуквдие группы электродвигателей. Регулирование частоты -вращения электродвигателей осуществляется путем изменения коэффициента заполнения тиристорных регуляторов от нуля до единицы.

При переходе на режим электрического торможения отключаются контакторы 9-12 и замыкс1ются контакторы 18-21. При этом обмотка якоря 1 первого электродвигателя через тиристорный регулятор 15 подключается тормозным контактором 19 к обмотке 8 возбуждения четвертого электродвигателя, обмотка якоря 3 через тиристорный регулятор 15 подключается тормозным контактором 20 к обмотке б возбуждения второго электродвигателя, обмотка якоря 2 второго электродвигателя через тиристорный регулятор 15 подключается тормозным контактором 18 к обмотке 5 возбуждения первого электродвигателя, обмотка якоря 4 четвертого электродвигателя через тиристорный регулятор 15 подключается тормозным контактором 21 к обмотке 7 возбуждения третьего электродвигателя. При отпирании тиристора 25 тормоз ной ток протекает по цепям: обмотка якоря 1 - параллельно соединенные тиристорный регулятор 18 и тормозной резистор 24 - обмотка 8 возбуждения - тормозной контактор 19, обмотка якоря 3 - параллельно соединенные тиристорный регулятор 17 и тормозной резистор 24 - обмотка б возбуждения - тормозной контактор 20. Во втором тормозном контуре при отпирании тиристора 23 ток замыкается по цепям: обмотка якоря 2 тормозной контактор 18 - обмотка 5 возбуждения - параллельно соединенные тиристорный регулятор 15 и тормозной резистор 22, обмотка якоря 4 - тормозной контактор 21 - обмотка 7 возбуждения - параллельно соединенные тиристорный регулятор 15 и тормозной резистор 22. Ъ случае возникновения возмущающего воздействия, вызванного, например, изменением -скорости вргицения якоря 1, ток в обмотке якоря 1 уменьшается, что приводит к уменьшению тока обмотки 8 возбуждения. Вследствие этого напряжение на якоре 4 увеличивается, что приводит к изменению тока обмотки 7 возбуждения и выравниванию нагрузки якоря 1.

Таким образом, в процессе электрического торможения обмотки якорей

и обмотки возбуждения четырех электродвигателей образуют два независимых контура торможения, в каждом из которых имеется всего один тиристорный регулятор, причем обмотки якорей одной группы электродвигателей нагружены на обмотки возбуждения электродвигателей другой группы. Такое соединение обмоток якорей и возбуждения и тормозных контакторов

0 способствует выравниванию нагрузок генерирующих машин и обеспечивает электрическую устойчивость многодвигательного электропривода в режиме электрического торможения.

5

Формула изобретения Многодвигательный электропривод, :содержащий два электродвигателя постоянного тока, в каждом из которых обмотка якЬря и обмотка возбуждения связаны через пусковой контактор,

0 свободные выводы обмоток якорей подключены к одному зажиму источника постоянного напряжения, к другому зажиму которого подключены через ти-ристорные регуляторы свободные вы5воды обмоток возбуждения, диоды, каждый из которых шунтирует последовательно соединенные обмотки якоря и возбуждения соответствующего элект родвигателя постоянного тока, два

0 тормозных контактора, первый из ко- торых включен между обмоткой возбуждения первого электродвигателя и обмоткой якоря второго электродвигателя, отличающийся тем,

5 что, с целью расширения функциональных возможностей при сохранении электрической устойчивости в режиме электрического торможения, введены третий и четвертый электродвигатели

0 постоянного тока с пусковыми контакторами между обмотками якорей и возбуждения, третий электродвигатель подключен параллельно первому, а четвертый - параллельно второму

5 электродвигателю постоянного тока, и третий и четвертый тормозные контакторы, причем второй тормозной ; контактор включен между обмоткой якоря первого электродвигателя и

0 обмоткой возбуждения четвертого электродвигателя, третий тормозной контактор - между обмоткой якоря третьего электродвигателя и обмоткой возбуждения второго электродвигате5ля, а четвертый тормозной контактор между обмоткой возбуждения третьего электродвигателя и обмоткой якоря четвертого электродвигателя постоянного тока.

0

источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР 538919, кл. В 60 L 7/16, 1977.

2.Авторское свидетельство СССР

5 500996, кл. В 60 L 7/16, 1976.

17

Похожие патенты SU985919A1

название год авторы номер документа
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Кудрявцев Игорь Павлович
SU1818676A1
Многодвигательный электропривод 1980
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Графов Василий Алексеевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чаусов Олег Георгиевич
  • Каяри Энн Паулович
SU974528A1
Многодвигательный электропривод 1981
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU974529A1
Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1980
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
SU931514A1
Многодвигательный тяговый электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Зеленченко Алексей Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Гуляев Олег Георгиевич
SU1824663A1
ЭЛЕКТРОПРИВОД 2015
  • Малиновский Анатолий Кузьмич
RU2586630C1
Электропривод 1986
  • Гаврилов Яков Иосифович
  • Комаров Владимир Георгиевич
  • Скибинский Валерий Александрович
  • Карасев Сергей Иванович
  • Фельдман Юрий Израилевич
SU1387158A1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2332315C1
Двухдвигательный электропривод и способ его управления 1990
  • Сисев Владимир Павлович
  • Серокуров Виктор Алексеевич
SU1744787A1
АВТОНОМНЫЙ ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1993
  • Филин Ю.И.
  • Андреев Ю.М.
  • Селиверстов В.В.
  • Осипов Н.А.
  • Шипаев Г.А.
  • Шор М.Е.
RU2053143C1

Иллюстрации к изобретению SU 985 919 A1

Реферат патента 1982 года Многодвигательный электропривод

Формула изобретения SU 985 919 A1

99

SU 985 919 A1

Авторы

Мнацаканов Валерий Александрович

Рюмин Игорь Алексеевич

Даты

1982-12-30Публикация

1978-03-29Подача