(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШЕК РАЗГРУЗОЧНЫХ ЛЮКОВ БУНКЕРНОГО
1
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается устройств открывания и закрывания разгрузочных люков бункерных вагонов.
Известно устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее смонтированные под вагоном связанный кинематически с крышками люков приводной вал и силовой цилиндр, связанные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу шестерней, и механизм блокирования вала, состояш.ий из поворотного в вертикальной плоскости стопора, взаимодействующего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги 1.
Недостатком известного устройства является невозможность его ручной разблокировки и последующего автоматического запирания в случае отсутствия сжатого воздуха, повреждения силового цилиндра или отказа пневмосистемы, что снижает надежность работы устройства.
ВАГОНА
Цель изобретения - повышение надежности в эксплуатации путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства.
Для достижения поставленной цели в
5 устройстве для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона стопор смонтирован на оси вращения зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего
Q одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шарнирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора.
С целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверх15 ность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство на вагоне сбоку, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. I; на фиг. 3 -
2Q узел I на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5 - вид В на фиг. 2. Устройство состоит из смонтированных под вагоном силового цилиндра 1, приводного вала 2, соединенных между собой посредством зубчатого сектора 3 и жестко установ;1енной на валу шестерни 4. Сектор 3. устаьювлен на оси 5, закрепленной на раме вагона при помощи кронштейнов 6. Цилиндр 1 посредством петли 7, жестко ..(акрепленной на корпусе Цилиндра, и оси 8 шарнирно присоединен к кронштейнам 9 рамы вагона. Петля 7 корпуса цилиндра 1 имеет продольный паз, расположенный вдоль продольной оси цилиндра (фиг. 2 и 5). Шток 10 цилиндра 1 шарнирно при помош,и оси 11 соединен с консольной частью сектора 3. На оси 5 установлен стопор 12 в виде двуплечего рычага, взаимодействуюш,ий одним плечом с зубом жестко посаженного на валу 2 храповика 13. К другому плечу стопора 12 шарнирно посредством оси 14 присоединена подпружиненная тяга 15. второй конец которой шарнирно посредством оси 16 присоединен к корпусу СИЛОВ01-0 цилиндра при помош.и жестко прикрепленных к нему ребер 17.
Ребра 17 имеют продольный паз, расположенный вдоль продольной оси тяги 15. Тяга 15 состоит из вилки 18, откидного болта 19, соединенного с вилкой 18 при помоши резьбового соединения, и упругого элемента 20, расположенного между вилкой 18 и ребрами 17.
На консольной части сектора 3 посредст: вом оси 21 установлен кулачок 22 с рукояткой, взаимодействуюш.ий с другим плечом стопора 12 (фиг. 2 и 5).
Устройство работает следующим образом.
При подаче сжатого воздуха в верхнюю (юлость цилиндра 1 корпус цилиндра благодаря наличию продольного паза в петле 7 перемещается вверх и перемещает связанную с пим и стопором 12 тягу 15. Стопор 12 поворачивается и выходит из зацепления с зубом храповика 13, разблок фуя тем самым устройство открывания и закрывания крыщек люков.
После того, как цилиндр 1 займет крайнее верхнее положение, его шток посредством сектора 3 и шестерни 4 поворачивает вал 2, связанный посредством, например, двуплечих рычагов и тяг, с крышками люков.
При отсутствии источника сжатого воздуха или в случае неисправности открывание производится следующим образом.
Рукой, охватывая рукоятку, поворачивается кулачок 22. При этом кулачок 22 отжимает стопор 12 и выводит его из зацепления с зубом храповика 13. Тяга 15 свободно перемещается вверх благодаря наличию продольного паза в ребрах 17. При этом снижается упругий элемент 20 (на фиг. 2 разблокированное состояние стопора 12 при помощи кулачка 22 показано штриховыми линиями).
Если провернуть вал 2, открывая разгрузочные люки посредством рычага и приспособления, установленного на двуплечих рычагах, шестерня 4 начинает поворачивать сектор 3, консольная часть которого, опускаясь, перемещает вниз кулачок 22.
При движении вниз кулачок 22 выходит из взаимодействия с другим плечом стопора 12, который под действием упругого элемента 20 возвращается в исходное рабочее положение. В то же время кулачок 22 под действием силы тяжести принимает исходное вертикальное положение.
Использование изобретения позволяет повысить надежность работы и обеспечить ручную разблокировку и последующее автоматическое запирание устройства открывания и закрывания крышек люков бункерного вагона.
Изобретение имеет по сравнению с механизмом открывания и закрывания крыщек люков вагона для перевозки минеральных удобрений мод. 15-740 следующие технические преимущества: снижен вес
механизма на 25 кг; снижена трудоемкость изготовления механизма на 28,5 нормо/ч.
Кроме того, в результате обеспечения изобретением автоматического запирания исключаются случаи самопроизвольного открывания устройства разгрузки вагона в пути следования, что повышает безопасность движения поездов и исключает потери груза.
Экономический эффект от внедрения предлагаемого устройства рассчитанный на годовую программу вагоностроительного завода 3000 вагонов, составит 97,7 тыс. руб.
Формула изобретения
1. Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона, содержащее смонтированные под вагоном связанный .кинематически с крышками люков приводной вал и силовой
0 цилиндр, соединенные между собой посредством установленного на оси зубчатого сектора, взаимодействующего с закрепленной на валу щестерней, и механизм блокирования вала, состоящий из поворотного
j в вертикальной плоскости стопора, взаимодействующего с зубом жестко посаженного на вал храповика и связанного с корпусом силового цилиндра посредством подпружиненной тяги, отличающееся тем, что, с целью повыщения надежности в эксплуата0 ции путем обеспечения ручной разблокировки и последующего автоматического запирания устройства, указанный стопор смонтирован на оси вращения зубчатого сектора и выполнен в виде двуплечего рычага, взаимодействующего одним из плеч с зубом храповика, а на зубчатом секторе шар. нирно закреплен кулачок с рукояткой, взаимодействующий с другим плечом стопора.
2.. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности фиксации стопора в открытом положении, поверхность кулачка, контактирующая со стопором, выполнена плоской.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Каталог. Вагоны СССР М., 1979, НИИтяжмаш, с. 25 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1987 |
|
SU1425115A1 |
Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1987 |
|
SU1421586A1 |
Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1987 |
|
SU1495181A1 |
Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1983 |
|
SU1134442A1 |
Устройство для автоматической блокировки механизма открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1975 |
|
SU564196A1 |
Устройство для открывания и закрывания крышек разгрузочных люков бункерного вагона | 1990 |
|
SU1754527A2 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ | 2000 |
|
RU2194641C2 |
ВАГОН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ | 2000 |
|
RU2192361C2 |
УСТРОЙСТВО ОТКРЫВАНИЯ И ЗАКРЫВАНИЯ КРЫШЕК РАЗГРУЗОЧНЫХ ЛЮКОВ ВАГОНА-ХОППЕРА | 2003 |
|
RU2251506C2 |
Механизм блокирования приводного вала крышек люков бункерного вагона | 1986 |
|
SU1472322A1 |
Авторы
Даты
1983-01-15—Публикация
1981-08-13—Подача