Л.Изобретение относнтся к машиностроенню и может быть использовано в приводных устройствах, например для управления заборной трубопроводной арматурой. По основному авт. св. № 815368 известно устройство преобраэовання вращательного дви жения в поступательное, содержащее корпус установленные в нем вал с цапфамн н два находящихся в зацеплении резьбовых элемента, один из которых зафиксирован от поворота относительно корпуса и установлен с возможностью осевого перемещения, а дру- . гой расположен эксцент 1чно по отношеншо к нему и свободно установлен на валу с возможностью вращения относительно яего, а цапфы расположены соосно с резьбовым элементом, зафиксированным от поворота относительно корпуса It. Недостатком указагаюго устройства являг ется возможность проскальзывания резьбЫ вого элемента, свободао установленного на в дущем валу 1фи его обкатывании относительно неподвижного резьбового злемента,; происходящего в том случае, когда момент (усили сопротивления превышает момент (усилие) трения в контактируемых поверхностях резьбовых элементов и может привести к полному прекращенню поступательного двнжения. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства, путем исключения. проскальзывания резьбовых элементов. Указанная цель достигается тем, что устройство преобразования вращательного движения в поступательное снабжено двумя зубчатыми колёсами, одао из которых неподвижно, а другое установлено на эксцентрично расположенном резьбовом элементе с возможностью взаимодействия с первым колесом. На чертеже изображено устройство преобра-зования вращательного движения в поступательное в разрезе. Устройство содержит корпус 1, в котором подвижно в осевом направлении установлен щток 2, подпружиненный пружшой 3 и вза- имодействующий с резьбовым элементом 4. Причем, один торец пружины 3 упирается в корпус 1, а другой - в выступ штока 2. В корпусе 1 установлена шпонка 5, предохраг
399
няюшая резьбовой элемент 4 от вращения относительно корпуса 1, но не препятствующая его осевому перемещению. Резьбовой элемент 4 снабжен внутренней резьбой с помощью которой он соединен с резьбовым i элементом б. Резьбовой элемент 6 снабжен зубчатым колесом 7, входящим в зацепление с зубчатым колесом 8, неподвижным относительно корпуса 1. Приводной вал 9, на котором установлен резьбовой элемент 6, состойт из нескольких жестко соединенных между собой частей; приводного квадрата 10, соосного с резьбовым элементом 4, цапфы 11, с помощью которой вал 9 расположен в крышке 12, и цилиндрического участка 13, выполненного эксцентричным относительно вала 9.
На участке 13 через подшипники 14 установлен резьбовой элемент 6, ограниченный от осевого перемещения буртами 15 и 16
вала 9, который также ограничен от осевого перемещения буртами 15 и 17.
Устройство преобразования вращательного движения в поступательное работает следующим образом.
При приложении крутящего момента к приводному квадрату 10 вращение передается валу 9. Ось резьбового элемента 6, установлешюго на эксцентричном участке 13 вала 9, совершает круговое движение вокруг оси дапфы dl и резьбового элемента 4. Поскольку резьбовые элементы 4 и 6, расположенные эксцентрично, связаны резьбой и jipH эфом, резьбовой элемент 4 ограничен от возможности вращения, круговое перемещение резьбового элемента 6 вокруг оси цапфы 11 и одновременное вращательное движение резьбового элемента 6 вокруг своей оси обуславливает осевое перемещение резьбового элемента 4 и связанного с ним щтока 2.
Так как резьбовой элемент 6, посредством зубчатого колеса 7, одновременно находится
в зацеплении с зубчатым колесом 8, неподвижным относительно корпуса 1, его проскальзывание относительно резьбового элемента 4 исключается независимо от соотношения моментов (сил) сопротивления и трения. При этом частота вращения резьбового элемента 6 вокруг своей оси и частота кругового перемещения резьбового элемента 6 вокруг оси цапфы 11 оказываются связанными с соотношением диаметров делительных окружностей деталей зубчатого зацепления.
Технико-экономическая эффективность от применения устройства предлагаемой конструкции заключается в исключении взаимного проскальзывания резьбовых элементов, сокращается время перекрытия прохода арматуры, что приводит в свою очередь к экономии дорогостоящих сред (пар, вода, газ и т.д.), а также электроэнергии, потребляемой двигателем. Кроме того, снижается износ резьбовой пары, что приводит к увеличению надежности и срока службы изделия.
Формула изобретения
1. Устройство преобразования вращательного движения в поступательное по авт. св. N815368, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем исключения проскальзывания резьбовых элементов относительно друг друга, оно снабжено двумя зубчатыми колесами, одно из которых неподвижно, а другое установлено на эксцентрично расположенном резьбовом элементе с возможностью взаимодействия с первым колесом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР РР 81536 кл. F 16 Н 25/22, 1973 (прототип).
iZ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство преобразования вращательного движения в поступательное | 1983 |
|
SU1128034A2 |
Устройство преобразования вращательного движения в поступательное | 1980 |
|
SU939859A2 |
Устройство преобразования вращатель-НОгО дВижЕНия B пОСТупАТЕльНОЕ | 1973 |
|
SU815368A1 |
Приводное устройство | 1985 |
|
SU1409807A1 |
ВИНТОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ДВИЖЕНИЙ | 2007 |
|
RU2335677C1 |
Устройство для преобразованияВРАщАТЕльНОгО дВижЕНия B пОСТу-пАТЕльНОЕ | 1976 |
|
SU798389A1 |
ВИНТОВАЯ ПАРА ДЛЯ ЭКСЦЕНТРИКОВОЙ ПЕРЕДАЧИ ВИНТ-ГАЙКА | 2018 |
|
RU2695742C1 |
Приводное устройство | 1984 |
|
SU1180629A1 |
Электропривод с ручным дублером | 1986 |
|
SU1663279A1 |
ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ ДОЗИРОВОЧНЫЙ АГРЕГАТ | 2003 |
|
RU2227846C1 |
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-10-05—Подача