(54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ШАРИКОВАЯ МУФТА Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкции предохранительных муфт. Известна предохранительная шариковая муфта, содержаш.ая подпружиненные веду щую и ведомую фланцевые полумуфты, сое диненные шариками, а также упругий элемент, поджатый резьбовым элементом к свободному торцу фланца одной из полумуфт (1. Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому эффек ту является предохранительная шариковая муфта, содержащая соосно установленные и подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, соединенные шариками, а также демпфирующее устройство, один из упругих элементов которого установлен между обращенными друг к другу торцами полумуфт (2. Недостатками указанных муфт являются низкая нагрузочная способность, обусловленная значительной эластичностью уп ругих элементов демпфирующих устройств, и недолговечность из-за недостаточности гашения ударных нагрузок при срабатывании муфт. Цель изобретения - повышение нагрузочной способности и долговечности. Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной шариковой муфте, содержащей соосно установленные и подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, соединенные посредством шариков, а также демпфирующее устройство, последнее выполнено в виде кольцевых секторов с коническими боковыми поверхностями и смонтированными на них фрикционными накладками и охватывающей секторы кольцевой змеевидной пружины, ширина которой больше ширины сектора с фрикционными накладками, а на обращенных один к другому торцах полумуфт выполнены одинаковые конические канавки, при этом демпфирующее устройство размещено в полости, образованной канавками, на торцах полумуфт. На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - змеевидная пружина; на фиг. 4 - взаимодействие основных элементов демпфирующего устройства. Муфта содержит ведущую полумуфту, выполненную в виде диска 1, установлениого подвижно в осевом направлении на втулке 2. Ведущая полумуфта через шарики 3, закрепленные в сепараторе 4, соединена с ведомой полумуфтой, состоящей из диска 5 и жестко соединенного с ним фланца 6 карданной вилки. На дисках 1 и 5 выполнены лунки под шарики 3. Ведомая полумуфта установлена на втулке 2 с возможностью вращения, для чего предусмотрены шарики 7.
На обращенных один к другому торцах дисков 1 и 5 выполнены конические канавки 8 с цилиндрическим дном 9, образующие полость 10, в. которой размешено демпфирующее устройство.
Демпфирующее устройство выполнено в виде кольцевых секторов 11 с коническими боковыми поверхностями и закрепленными на них фрикционными н.акладками 12 и кольцевой змеевидной пружины 13, ширина которой hj больше ширины секторов 11 с фрикционными накладками 12. Кольцевая змеевидная пружина 13 охва. тывает секторы 11. Поджатие ведущей полу.муфты к ведомой, а вместе с ней и демпфирующего устройства обеспечивается пружиной 14, гайкой 15 с фиксатором 16.
Муфта защищена кожухом 17 с войлочным кольцом 18. Работа муфты осуществляется следующим образом.
При нормальном режиме ведущая полумуфта через диск 1, шарики 3, фрикционные накладки 12 передает вращение на диск 5 ведомой полумуфты.
При перегрузке, останове ведомой полумуфты шарики 3 выходят из лунок дисков 1 и 5, отжимая ведущую полумуфту, при этом кольцевая змеевидная пружина 13 сжимается, секторы 11 смещаются к втулке 2, зазор S уменьщается. При сжатии ширина з.меевидной пружины 13 становится больше ширины секторов 11 с фрикционными накладкхзми 12 на величину hj - h.j. Но мере вхождения шариков в лунки происходит сжатие .змеевидной пружины 13 до величины hj, что гасит ударные нагрузки.
и вытеснение секторов 11 за счет конусности канавок.
Плавность вхождения в контакт обеспечивается силами, возникающими между фрикционными Накладками 12 и конусностью канавок дисков 1 и 5, а также за счет усилия змеевидной пружины при растяжении ее в диаметральной плоскости.
Увеличивая степень сжатия змеевидной пружины и секторов с фрикционными накладками, можно увеличить передаваемый крутящий момент муфты.
При простоте изготовления и сборки муфта обеспечивает безударное срабатывание при перегрузках, повышая долговечность и нагрузочную способность.
Формула изобретения
Предохранительная шариковая муфта, содержашая соосно установленные и подпружиненные одна к другой ведущую и ведомую полумуфты, соединенные посредством щариков, а также де.мпфирующее устройство, отличающаяся тем, что, с целью гювыщения нагрузочной способности и долговечности, демпфирующее устройство выполнено в виде кольцевых секторов с коническими боковыми поверхностями и смонтированными на них фрикционными накладками и охватывающей секторы кольцевой змеевидной пружины, ширина кбторой больше ширины сектора с фрикционными накладками, а на обращенных один к другому торцах полумуфт выполнены одинаковые конические канавки, при этом демпфирующее устройство размещено в полости, образованной канавками на торцах полумуфт. Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 670753, кл. F 16 D 7/06, 1978.
2.Авторское свидетельство СССР
№ 868171, кл. F 16 D 7/06, 1979 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная фрикционная муфта | 1978 |
|
SU987227A1 |
Двухпоточная предохранительная муфта | 1985 |
|
SU1428861A1 |
Шариковая предохранительная муфта | 1981 |
|
SU985504A1 |
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU898163A1 |
Фрикционная муфта | 1980 |
|
SU905529A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU700714A2 |
Фрикционно-шариковая предохранительная муфта | 1978 |
|
SU767427A1 |
Шариковая предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1051342A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Шариковая предохранительная муфта | 1979 |
|
SU868171A1 |
15
fej
hihz.
/J
N
58 Ш
Фиг. If
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1981-01-06—Подача