Фрикционная муфта Советский патент 1982 года по МПК F16D13/52 

Описание патента на изобретение SU898163A1

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является фрикционная муфта, содержащая подпружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками и ведущую полумуфту с фрикционными накладками и фланцем, установленным с кольцевым коническим зазором и образующим с ней камеру, соединенную с источником сжатоговоздуха 1 .

Недостатком данной муфты являются низкие эксплуатационные характеристики.,Цель изобретения - повышение эксплуатационных характеристик.

Поставленная цель достигается тем, что муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные накладки, снабжена дополнительным фланцем, закрепленным с кольцевым коническим зазором на ведомой полумуфте, а последняя выполнена с углублением, образующим совместно с дополнительным фланцем дополнительную камеру, соединенную с источником сжатого воздуха, а фрикционные накладки

выполнены секторными и расположены на торцах полумуфт концентрично.

На.фиг. 1 показана фрикционная муфта на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Муфта содержит ведущую полумуфту 1 и две ведомые полумуфты левую 2 и правую 3, при этом ведущая полумуфта 1 жестко, например с помощью шпрнки

10 4, соединена с валом 5, а обе ведомые полумуфты 2 и 3 свободно установлены на валу и подпружинены пружиной 6. С обеих сторон на торцовых поверхностях бедущей полумуфты 1 вы15полнены соосно центральному отверстию выточки, в.которых винтами 7 укреплены конические фланцы - тарелки 8 и ; 9, образующие соответственно камеры 10 и 11,кольцевые конические зазоры 12 и 13.

20

На торцовых поверхностях ведомых полумуфт 2 и 3 выполнены цилиндрические углубления - выточки большего днадиаметра, а в них установлены дополнительные конические фланцы - тарелки 14 и 15, которые образуют дополнительные камеры 16 и 17 и кольцевые конические зазоры 18 и 19. Таким образом, кольцевые зазоры ведомых полумуфт 2 и 3 выполнены охватывающими

30 кольцевые зазоры ведущей полумуфты.

Каждая из камер 10 и 11 ведущей полумуфты 1 и камер 16 и 17 ведомых полумуфт индивидуально соединена с источником сжатого воздуха. Например камера 17 соединена посредством радиального отверстия 21, отверстия 22 и паза 23, выполненного по образующим распредвала 24.

На торцовых поверхностях вежущей полумуфты 1 и ее конических тарелок 8 и 9, а также торцовых поверхностях обеих ведомых полумуфт 2 и 3 и их конических тарелок 15 и 14 концентрично размещены секторь/ые фрикционные накладки 25.

Устройство работает следующим образом.

В зависимости от величины и направления передачи крутящего момента сжатый воздух подается в кольцевы зазоры, расположенные на торцовых поверхностях полумуфт. Например,ежатый воздух от источника посредством ,канавки 23 распредвала 24 и отверсти 22 пустотелого вала 5 поступает в кольцевую выточку 21, находящуюся в постоянном контакте с этим отверстием. В дальнейшем через отверстие 20 сжатый воздух заполняет самеру 17, из которой сквозь кольцевой конический зазор 19 истекает в зазор между торцовьйми поверхностями ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, I.e, в атмосферу, в виде кольцевой конической струи. За. счет этого в зазоре появляется аэродинамический эффект притяжения, состоящий из присасывающей силы вследствие течения плоского радиального потока струи воздуха на участке торцов полумуфт 1 и 2, и силы от (вакуума) разрежения, возникающего на участке, охватываемом кольцевой струей поверхности торца тарелки 15, из-за эжекции этой струи Под аэродинамическим действием возникшей общей силы присасывания ведомая полумуфта 2, преодолевая силу сопротивленияпружины 6, притягивает ся к торцу ведущей полумуфты 1 до появления силового контакта между фрикционными накладками 25..

В случае необходимости передачи крутящего момента меньшей величины сжатый воздух подается уже в камеру 11 посредством других каналов {не показаны)) связывающих эту камеру е источником сжатого воздуха. Из камеры 11 сжатый воздух сквозь кольцевОй конический зазор 13 истекает в зазор между торцами ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт в виде кольцевой струи, под действием которой образуется аэродинамический эффект от силыпритяжения вследствие течения сплошного радиального потока на участке торцов полумуфт 1 и 2 и силы

от разрежения (вакуума) в зоне торца тарелки 9. Под действием этих сил ведомая полумуфта 2 также притягивается к торцу ведущей полумуфты 1, преодолевая при этом сопротовление пружины 6, до возникновения силового контакта между фрикционными дисками 25.

Включение кольцевых присосов большего размера, выполненных на торцовых поверхностях левой 2 и правой 3 ведомых полумуфт, приводит к увеличению аэродинамического эффекта притяжения. Происходит это за счет того что сила присасывания от возникающего на охватываемой кольцевой струей поверхности торца тарелки разрежения (вакуума) прямо пропорциональна площади торца этой тарелки, т.е. с увеличением геометрических параметров тарелки увеличивается сила от разрежения (вакуума) и наоборот, а сила притяжения от течения плоского радиального потока в зазоре остается неизменной.

С отключением подачи сжатого воздуха полумуфты 2 и 3 под действием ..своих пружин 6 отжимаются в крайнее положение, выводя тем самым из силового контакта трущиеся фрикционные пары 25, чем достигается отключение муфты.

Примене.ние муфты приводит к повышению долговечности работы муфт путем охлаждения трущихся пар сжатым воздухом, возможности регулирования величины передаваемого момента и повышению нагрузочной способности.

Формула изобретения

Фрикционная муфта, содержащая подпружиненную по оси ведомую полумуфту с фрикционными накладками и ведущую полумуфту с фрикционными накладками и фланцем, установленным с кольцевым коническим зазором и образующим с ней камеру,, соединенную с источником сжатого воздуха, отличающаяс я тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик, она снабжена дополнительным фланцем,закрепленным с кольцевым коническим заг зором на ведомой полумуфте, а последняя выполнена с углублением, образующим совместно с дополнительным фланцем дополнительную камеру, а фрикционные накладки выполнены секторньоми и расположены на торцах полумуфт концентрично.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 2828562, кл. F 16 D 13/52, 1979 (прототип).

Похожие патенты SU898163A1

название год авторы номер документа
Фрикционная муфта 1980
  • Проць Ярослав Иванович
  • Гевко Богдан Матвеевич
  • Ткачук Иосиф Матвеевич
SU905529A1
Фрикционная муфта 1979
  • Матвийчук Анатолий Васильевич
  • Проць Ярослав Иванович
SU872850A1
Фрикционная прехохранительная муфта 1975
  • Суторихин Владимир Николаевич
  • Нагорняк Степан Григорьевич
  • Ярошенко Владимир Федорович
  • Гевко Богдан Матвеевич
SU548736A1
Предохранительная муфта 1979
  • Проць Ярослав Иванович
  • Матвийчук Анатолий Васильевич
SU844847A1
Автоматическая фрикционная муфта 1976
  • Гевко Богдан Матвеевич
  • Дубик Орест Иванович
SU647482A1
ФРИКЦИОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ МУФТА 1972
  • М. А. Козловский, С. Г. Нагорнпк, А. А. Козловский И. В. Шкатула
SU346522A1
Фрикционная предохранительная муфта 1978
  • Гевко Богдан Матвеевич
  • Дубик Орест Иванович
  • Шовкун Александр Павлович
SU781434A1
Предохранительная шариковая муфта 1981
  • Флик Эдгард Павлович
  • Матвийчук Анатолий Васильевич
SU996764A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1973
  • М. А. Козловский, С. Г. Нагорнйк А. А. Козловский
SU390309A1
Фрикционная предохранительная муфта 1974
  • Гевко Богдан Матвеевич
  • Дубиняк Степан Андреевич
  • Нагорняк Степан Григорьевич
SU505833A1

Иллюстрации к изобретению SU 898 163 A1

Реферат патента 1982 года Фрикционная муфта

Формула изобретения SU 898 163 A1

SU 898 163 A1

Авторы

Проць Ярослав Иванович

Гевко Богдан Матвеевич

Ткачук Иосиф Матвеевич

Даты

1982-01-15Публикация

1980-04-02Подача