1
Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в автомобилях.
По основному авт. св. № 689878 известна безопасная рулевая колонка транспортного средства, содержащая телескопический рулевой вал с соединенными при помощи шлицевой муфты частями и энергопоглощающее устройство, выполненное в виде закрепленных на одной из частей рулевого вала резцов, расположенных симметрично относительно оси вала против вершин щлицевых выступов другой части рулевого вала, причем внутренний диаметр резцов меньще наружного диаметра шлицевых выступов.
Такая рулевая колонка при столкновении обеспечивает близкое к постоянному усилие, создаваемое энергопоглощающим устройством, почти на всей длине рабочего хода, и, тем самым, способствует повышению безопасности водителя 1.
Однако в самом начале рабочего хода наблюдается значительная величина интенсивности нарастаний усилия и его заброс за величину постоянного усилия на остальной частн рабочего хода.
Целью изобретения является повышение безопасности водителя путем обеспечения плавносо нарастания усилия до заданной величины в начале рабочего хода.
Указанная цель достигается тем, что в безопасной рулевой колонке щлицевые выступы выполнены с переменным наружным диаметром, увеличивающимся на начальном участке их срезания резцамн и постоянным на остальной части.
На фиг. 1 изображена рулевая колонка,
10 вид сбоку; на фиг. 2 - энергоаоглощающий элемент; на фиг. 3 - график зависимости силы Р от перемещения S.
С кузовом 1 транспортного средства при помощи рычагов 2 и 3, образующих шар15 нирный четырехзвенник, соединен кожух 4 рулевой колонки. В кожухе 4 установлена с возможностью вращения верхняя часть 5 рулевого вала, соединенная с рулевым колесом 6. Нижняя часть 7 рулевого вала соединена при помощи муфты 8, фиксирующей
20 ее от осевого перемещения, с ведущим валом 9 рулевого механизма 10, закрепленного на раме транспортного средства.
Верхняя 5 и нижняя 7 части рулевого вала телескопически соединены при помощи шлицевой муфты 11, образованной шлицевой втулкой 12, закрепленной на нижнем конце части 5 рулевого вала, и верхним шлицевым концом части 7 рулевого вала. На нижнем конце шлицевой втулки 12 закреплена головка 13, имеющая несколько резцов И, расположенных симметрично относительно оси 15 рулевого вала против вершин шлицевых выступов 16 верхнего конца нижней части 7 рулевого вала. Головка 13 зафиксирована на втулке 12 так, что ее резцы расположены против выступов 16. Наружный диаметр шлицевых выступов 16 выполнен переменным: увеличивающимся на начальном участке а их срезания и постоянным на остальном части б. Внутренний диаметр резцов 14 меньше диаметра шлицевых выступов 16 в начале участка б. Глубина шлицевых впадин во втулке 12 соответствует наибольшей высоте выступов 16. Кожух 4 снабжен упором 17, упирающимся в рычаг 2.
Рулевая колонка работает следующим образом.
В нормальных условиях резцы 14 головки 13 прижаты к ступенькам шлицевых выступов 16 в начале участка б. При ударе водителя грудью по рулевому колесу во время столкновения транспортного средства с препятствием, если усилие удара превыщает заданную величину, верхняя часть 5 р.улеввго вала вместе с втулкой 12 и головкой 13 перемещается вниз. Резцы 14 головки 13, срезая стружку с вершин Шлицевых выступов, поглощают энергию удара.
Предлагаемое выполнение рулевой колонки позволяет иметь постоянное усилие, создаваемое энергопоглощающим элементом,
на больщей части рабочего хода при ударе и плавное нарастание усилия в начале рабочего хода (фиг. 3, сплошная линия зависимости усилия Р от перемещения S по сравнению с штрих-пунктирной линией той же зависимости для известного устройства). Большая плавность нарастания усилия повышает безопасность водителя.
Формула изобретения
Безопасная рулевая колонка транспортного средства по авт. св. № 689878, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности водителя путем обеспечения плавного нарастания усилия до заданной величины в начале рабочего хода, шлицевые выступы выполнены с переменным наружиым диаметром, увеличивающимся на начальном участке их срезания резцами и постоянным на остальной части.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 689878, кл. В 62 D 1/18, 1976 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА | 1971 |
|
SU289703A1 |
ТРАВМОБЕЗОПАСНАЯ РУЛЕВАЯ КОЛОНКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2016 |
|
RU2650309C1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1982 |
|
SU1025566A1 |
Безопасная рулевая колонка | 1972 |
|
SU447318A1 |
Энергопоглощающая рулевая колонка транспортного средства | 1976 |
|
SU574352A1 |
Безопасная рулевая колонка транспортного средства | 1979 |
|
SU889513A1 |
БЕЗОПАСНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ | 1973 |
|
SU397407A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1983 |
|
SU1131734A1 |
Травмобезопасное рулевое управление транспортного средства | 1982 |
|
SU1079522A1 |
Рулевая колонка транспортного средства | 1979 |
|
SU925725A1 |
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-09-30—Подача