(54) ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к транспортным средствам на гусеничном ходу.. Известна ходовая часть гусеничного транспортного средства, содержащая ведущее и натяжное колеса и опорные катки, охваченные гусеничным обводом, и упругую подвеску опорных катков, выполненную в виде пластинчатой пружины 1. Недостатком указанной ходовой части является то, что связь опорного катка с пластинчатой пружиной не обеспечивает достаточной надежности подвески. Известна также ходовая часть гусеничного транспортного средства, с9Держащая ведущее и натяжное колеса, опорные катки, установенный вокруг них гусеничный обвод, выпуклую в сторону грунта продольную листовую рессору, несущую опорные катки и связанную с корпусом транспортного средства двумя опорами, одна из которых расположена на одном из концов рессоры 2. Однако подвеска не обеспечивает автоматического изменения опорной поверхносСРЕДСТВАти и величины натяжения гусеничного обвода, так как рессора не связана с натяжным колесом. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем автоматического изменения опорной поверхности и натяжения гусеницы в зависимости от нагрузки. Цель достигается тем, что натяжное колесо установлено на втором конце рессоры, оси опорных катков и натяжного колеса прикреплены к рессоре непосредственно, а вторая опора рессоры размещена между натяжным колесом и опорными катками, причем рессора к данной опоре прикреплена с возможностью продольного перемещения. На фиг. 1 показана ходовая часть, вид сбоку; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. 5- разрез Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 1; на фиг. 7 - разрез Е-Е на фиг. 1. Ходовая часть содержит однолистовую или малолистовую рессору 1, расположенную вдоль направления прямолинейного движения транспортного средства и изогнутую в вертикальной плоскости по дуге с постоянной или переменной кривизной одного знака, обращенную выпуклой стороной к опорной плоскости. Рессора одиим концом прикреплена к кронштейну 2 корпуса 3 транспортного средства посредством шарнира 4, который расположен между направляющими дисками 5 ведущего колеса 6, ось 7 которого прикреплена к корпусу транспортного средства. Вблизи второго конца рессора установлена на цилиндрической поверхности 8 второго кронштейна 9 корпуса транспортного средства, образующая которой горизонтальна и перпендикулярна направлению движения. Кронштейн 9 содержит упоры-ограничители 10 и 11 соответственно поперечных и вертикальных перг-мсчиений этого конца рессоры. На выстуг ающем из кронштейна 9 конце 12 рессоры прикреплен П1а1)нир 13, в которо.м установлена ось 14 натяжного колеса 15. На участке рессоры, расположенном между цили1 дрической поверхностью 8 и щарниро.м 4, кренлени-я рессоры к кронн1тейну корпуса, к рессоре прикреплены шарниры 16, в которых установлены оси 17 опо)ных колес 18. Шарниры 13 и 16 могут крепиться к рессоре, например, с помощью заклепок 19 и прижимной планки 20 или с по.мощью общеизвестных стремянок. Для однозначной ориентации осей колес, нрикрепленпых к рессоре, между собой и относительно закрегменпой па корпусе оси несущего и направляющего колеса, на корпусах П1арннров 16 и на прижимных планках 20 выполнены назы, в которые вставляется при монтаже рессора. Несущие направ,;1яющие колеса и опорно-направляющие катки охватываются гусеницей 21, которая может быть выполнена в виде цепи или гибкой ленты. В целях защиты поверхности рессоры от коррозионного абразивного воздействия среды она покрыта, прочно соединенным с ней, слоем 22 эластичного материала, например привулканизированной резины или капрона, толщина которого в местах контакта рессоры с цилиндрической новерхностью 8 кронндтейна 9 и упора.ми-ограничителями 10 и 11 увеличена. Натяжной механизм с его упругим элементом образуется самой рессорой, изогнутой в вертикальной плоскости и скользящей опорой одного конца рессоры, которая образуется цилиндрической поверхностью 8 кронштейна 9 корпуса, и установкой на выступающем из кронштейна 9 конце 12 рессоры шарнира 13, в котором вращается ось 14 натяжного колеса 15. Монтажное натяжение гусеницы осуществляется за счет предварительного упругого изгиба рессоры в вертикальной плоскости и замыкания в это.м положении рессоры гусеничного обвода. Рабочее натяжение гусеницы достигается автоматически ри загрузке подвески, приходяцдейся на нее долей веса транспортного средства. При этом характеристики подвески и натяжного механизма гусеницы оказываются взаимосвязанными. Предлагаемая подвеска работает следующим образом. При начале загрузки подвески происходит выпрямление рессоры и уменьшение стрелы провисания гусеницы, а при дальнейшем нагружении стрела провисания гусеницы достигает значения, после которого выпрямление рессоры в средней части приводит к дополнительному изгибу ее в периферийных областях. Если загрузка подвески происходит на жестком основании, то передача веса транспортного средства происходит сначала через одно опорнонаправляюп;ее колесо, потом через два, три и т.д., что приводит к нелинейности характеристик как подвески, так и натяжного механизма, в силу изменения длины рессоры за счет «выключения ее центрального участка. При выпрямлении рессоры она одновременно нерекатывается со скольжением по поверхности 8 кронштейна 9, что также вызывает изменение ее длины между шарниром 4 крепления ее к кронштейну 2 корпуса и .местом касания ею поверхности 8 длины выступающего из кронштейна 9 конца 12 рессоры, на котором установлено натяжное колесо 15. При этом натяжное колесо оказывается подрессоренным, поскольку при наезде им на препятствие оно может за счет упругости выступающего из кронштейна 9 конца рессоры упруго смещаться как в вертикальном, так и продольном направлении. Ве,1ичина пятна контакта гусеницы с опорной плоскостью при этом оказывается прямо пропорциональной нагрузке на подвеску. Степень дискретности изменения жесткости упругих эле.ментов подвески и натяжного механизма гусеницы, а также величина пятна контакта зависит от податливости грунта и числа колес и те.м .меньше, че.м податливее грунт и чем больше опорнонаправляющих колес. При наезде гусеничного отвода на дорожную неровность близлежащие катки движутся вверх-вниз, что приводит к изменению кри.визны рессоры на данном участке. При этом наблюдается балансирный эффект, т. е. при подъеме одних катков, происходит опускание или подъем других. Это приводит к тому, что при переезде через неровности длина пятна контакта гусеницы изменяется, поскольку при этом, в силу инертности корпуса транспортного средства, изменяется нагрузка на подвеску. Эти процессы сопровождаются нелинейным, но пропорциональным изменением усилия натяжения гусеницы и усилия, развиваемого
подвеской. Натяжение же гусеницы изменяется автоматически при переезде через неровности дороги. Кроме того, предыдущее опорно-направляющее колесо, наезжая на препятствие, автоматически приподнимает последующее, а при съезде с препятствия, последующее колесо поддерживает предыдущее.
Благодаря достигнутой с помощью подвески формы гусеничного обвода происходит перегиб на меньшие углы дернового покрова и, в силу этого, более равномерное распределение растягивающих нагрузок в дерне при движении по болотам с развитым дерновым покровом на жидком основании. На разжиженных грунтах на относительно твердом основании, например рисовом поле, за счет стремления гусеничного обвода принять наиболее выпуклую форму, продавливается верхний жидкий слой и гусеница взаимодействует с относительно твердым основанием. На грунтах с относительно равномерным распределителем влажности по -высоте и на твердых грунтах дви жение гусеничного обаода с предложенной подвеской можно уподобить качению упругого обвода или пневматической щины с радиусом, равным наименьшему радиусу кривизны рессоры, но с большим пятном контакта, расположенным вдоль направления движения.
Для более эффективного гашения колебания корпуса в подвеску могут быть включены телескопические или рычажные амортизаторы.
Указанная ходовая часть обеспечивает расширение ее функциональных возможностей и компактность конструкции.
Формула изобретения
Ходовая часть гусеничного транспортного средства, содержащая ведущее и натяжное колеса, опорные катки, установленный вокруг них гусеничный обвод, выпуклую в сторону грунта продольную листовую рессору, несущую опорные катки и связанную с корпусом транспортного средства двумя опорами, одна из которых расположена на одном из концов рессоры, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем автоматического изменения опорной поверхности и натяжения гусеницы в зависимости от нагрузки, натяжное колесо установлено на втором конце рессоры, оси опорных катков и натяжного колеса прикреплены к рессоре непосредственно, а вторая опора рессоры размещена между натяжным колесом и опорными катками, причем рессора к данной опоре прикреплена с возможностью продольного перемещения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Патент СССР № 298110, кл В 62 D 55/16, 1967. 2. Патент США № 2277855, кл. 180-9.46, 1942 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гусеничный движитель | 1980 |
|
SU882811A1 |
ПОДВЕСКА ГУСЕНИЧНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2025378C1 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ГУСЕНИЧНЫХ ЛЕНТ НА СТЕНДЕ (ВАРИАНТЫ) | 2010 |
|
RU2423681C1 |
ХОДОВАЯ СИСТЕМА ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА С ИЗМЕНЯЕМЫМ КЛИРЕНСОМ | 1991 |
|
RU2025376C1 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНИЧНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2354579C2 |
Стенд для испытания гусеничного движителя | 1990 |
|
SU1755091A1 |
Ходовая часть гусеничного транспортного средства | 1986 |
|
SU1409515A1 |
Ходовая часть транспортного средства | 1991 |
|
SU1784519A1 |
БОЕВАЯ МАШИНА ДЕСАНТА | 2001 |
|
RU2223460C2 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652171A1 |
Вид/
15МЮ
.1
вид Б
В-В повернуто
фиг.З
ФигЛ
f повернуто
повернуто
Фиг. 6
Фиг,. 7
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1979-04-09—Подача