Изобретение относится к вертолетост- оению и может использоваться при создаии вертолетов, обладающих улучшенными ункциональными свойствами.
Известны вертолеты, предназначенные ля решения народно-хозяйственных и ных задач. Они содержат корпус с несущим рулевым винтами, силовую установку, топивную систему, хвостовую балку с трансмиссией, кабину для экипажа, шасси, целевые и обеспечивающие системы.
Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик.
На фиг.1 и 2 изображен внешний вид ЛА боку и спереди; на фиг.З - заправочная схема ; на фиг.4 - переход члена экипажа на нависающий объект; на фиг.5 - схема крепления хвостовой балки; на фиг.6,7- подъем (зависание) и полет Л А при опускании хвостовой балки; на фиг.8 - аварийная посадка ЛА на парашютах.
Л А содержит корпус 1, несущий винт 2, силовую установку 3, хвостовую балку 4 с трансмиссией 5 и рулевым винтом 6, бак 7 с заправочной 8 и дренажной 9 магистралями и горловинным фиксатором 10, силовой каркас с шасси и парашюты 11с выбрасывателями 12 (пружинными, пневматическими или др.).
Корпус 1 имеет форму цилиндра и снабжен креслами 13 и 14 пилотов (возможны варианты, когда в зависимости от целей полета пилот находится в кресле 13, а пассажир - в кресле 14 или в обоих креслах находятся пилоты) с системой их катапультирования, направляющей 15, люками 16; 17 и силовым кольцом 18, в котором находится парашютная система. Силовой каркас Л А содержит фиксаторы 19 для крепления контейнера 20 с грузом.
На кольце 18 на подшипниках закреплено кольцо-втулка 21, к которому крепятся лопасти винта 2 с автоматом перекоса, который может быть выполнен в виде двух - подвижного 22 и неподвижного 23 колец. Кольцо 23 крепится к консолям 24 посредством шарнира 25 силового каркаса ЛА и снабжено приводом 26, связанным с пультом управления, а подвижное 22 - тягами 27, связанными с лопастями винта 2.
Балка 4 крепится шарнирно к силовому каркасу Л А посредством тяги с приводом 28, также связанным с пультом управления, а трансмиссия 5 содержит кардан 29 на оси
поворота балки 4. Кольцо 21 с зубьями 30 содержит кольцевые ребра жесткости 31, 32 и кольцевую выемку 33 в нижней части со смазочным маслом. В варианте исполнения, когда силовой установкой 3 является высокооборотная турбина, крутящий момент от нее к кольцу 21 передается через редуктор 34, а при использовании низкооборотного поршневого двигателя редуктор 34 может отсутствовать.
ЛА функционирует следующим образом. После размещения экипажа в креслах 13, 14, заправки бака 7 и установки контейнера 20 производится взлет. Горизонтальный полет осуществляется путем наклона
колец 22, 23 приводом 26 и создания горизонтальной составляющей вектора тяги (см. фиг.7). Для ускорения этого процесса с помощью привода 28 может опускаться хвостовая балка. Возможен вариант, когда
кольца 22 и 23 вообще не наклоняются, а опускается лишь балка 4.
В ходе полета масло из выемки 33 под действием центробежных сил выдавливается к зубьям 30, обеспечивая смазку. При
остановке винта 2 оно вновь стекает в выемку 33.
Управление, ЛА может осуществлять, в одном варианте, нижний пилот, а верхний - вест наблюдение, проводить какие-либо
работы или просто быть пассажиром. В другом варианте верхний пилот управляет полетом, а нижний ведет наблюдение и т.п.
При необходимости провести дозаправку в полете может быть использовано известное устройство, для чего магистраль заправщика улавливается фиксатором 10. после чего открываются вентили магистралей 8 и 9, и бак 7 наполняется топливом (информация об уровне топлива в баке 7
выдается на приборные доски пилотов). По наполнении бака 7 пилоты сообщают об этом на заправщик, и после прекращения подачи топлива фиксатор 10 отпускает подающую магистраль, а вентили магистралей 9
и 9 закрываются (см. фиг.З).
При необходимости осуществить переход верхний пилот открывает люк 16 и по веревочной лестнице может подняться на находящийся выше обьект, а оттуда другой человек может спуститься на верхнее крес- ло 14 (см, фиг.4),
При возникновении аварийной ситуации пилоты могут мгновенно покинуть ЛА, для чего открывается люк 16, и кресла 13,14 с пилотами катапультируются по направля- гощей 15, после чего эти кресла разводятся в стороны находящимися на них реактивными двигателями, раскрываются парашюты, и пилоты благополучно приземляются обычным порядком. Парашюты 11с помощью выбрасывателей 12 также раскрываются и обеспечивают мягкое приземление ЛА (см. фиг.8). Этот вариант наиболее эффективен, когда повреждения таковы, что посадка с помощью авторотации невозможна. После посадки пилоты могут сами или с помощью вызванной бригады отремонтировать ЛА и продолжить полет.
Формула изобретения
1. Летательный аппарат, содержащий корпус, хвостовую балку, несущий винт с
автоматом перекоса, силовую установку, рулевой винт с трансмиссией, топливную систему, отличающейся тем, что, с целью повышения эксплуатационных характеристик кабина экипажа снабжена наклонной направляющей с катапультируемыми креслами членов экипажа, размещенными одно над другим и снабженными двигателями разведения с разных сторон каждого кресла, прозрачным люком в верхней части и горизонтальным силовым кольцом, охватывающим кабину экипажа, связанным с кольцом-втулкой, к которому крепится лопасти несущего винта.
2.Аппарат по п. 1,отличающийся тем. что кольцо-втулка снабжена зубьями закрепления с ведущей шестерней силовой установки.
3.Аппарат по п.1,отличающийся тем, что хвостовая балка шарнирно крепится к корпусу, снабжена приводом ее поворота, а трансмиссионный вал снабжен карданом.
4.Аппарат по п.1,отличающийся тем, чтосиловоехольцо снабжено парашютной системой с выбрасывателями.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПИЛОТИРУЕМЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ВОДОРОДНЫМ МОДУЛЕМ | 2014 |
|
RU2571153C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АВТОЖИР | 2013 |
|
RU2543471C2 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2100257C1 |
ВЕРТОЛЕТ | 1992 |
|
RU2009078C1 |
ПОЖАРНЫЙ ГИДРОВЕРТОЛЕТ-КРАН | 2022 |
|
RU2797539C1 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2142897C1 |
Многоцелевой вертолет и топливная система вертолета | 2020 |
|
RU2752810C1 |
ФЮЗЕЛЯЖ ВЕРТОЛЕТА | 1993 |
|
RU2090450C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
БЕСПИЛОТНЫЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ, ДЕСАНТИРУЕМЫЙ С САМОЛЕТА-НОСИТЕЛЯ | 2016 |
|
RU2627975C2 |
Изобретение относится к вертолетост- роению и может использоваться при создании вертолетов, обладающих улучшенными функциональными свойствами. Целью изобретения является повышение эксплуатационных характеристик. Летательный аппарат содержит корпус 1, несущий винт 2, силовую установку 3, хвостовую балку 4 с трансмиссией 5 и рулевым винтом 6, бак 7 с заправочной и дренажной магистралями 8 и 9 и горловинным фиксатором 10. шасси и парашюты 1 с выбрасывателями 12. Корпус 1 снабжен креслами 13 и 14 членов экипажа, направляющей 15, люками 16, 17, силовым кольцом 18, фиксаторами 19 для крепления контейнера 20 с грузом. На кольце 18 на подшипниках установлено кольцо-втулка 21
р&а2
JL
(ре/е.З
(pct&b
////
////
(pvzS
фаьб
ф&&7
pvzff
Политехнический словарь | |||
СЭ, М., 1976, с | |||
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию | 0 |
|
SU73A1 |
Изаксон A.M | |||
Советское вертолетостро- ение, М.: Машиностроение, 1981, с | |||
Приспособление для градации давления в воздухопроводе воздушных тормозов | 1921 |
|
SU193A1 |
Авторы
Даты
1993-07-15—Публикация
1989-12-20—Подача