СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ Российский патент 1994 года по МПК F16H1/14 

Описание патента на изобретение RU2010137C1

Изобретение относится к машиностроению, а именно к автомобилестроению, тракторостроению, станкостроению.

В промышленности при производстве автомобилей о качестве сборки гипоидной передачи обычно судят по величине бокового зазора в зацеплении и положению пятна контакта [1] , соответствие которых номиналу добиваются подбором прокладок в опорах шестерни и колеса, что требует больших временных затрат и не имеет необходимой точности.

Известен способ сборки гипоидных передач, заключающийся в компенсации погрешностей изготовления корпуса передачи подбором толщины регулировочных прокладок.

Недостатком этого способа является то, что определение величины последних требует большого индивидуального опыта сборщика, т. е. качество сборки зависит от квалификации сборщика и является трудоемкой операцией.

Целью изобретения является повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости сборки.

Это достигается тем, что в способе сборки, заключающемся в компенсации погрешностей изготовления корпуса передачи подбором толщины регулировочных прокладок, с целью повышения кинематической точности передачи, снижения ее шума, вибрации и трудоемкости сборки, предварительно измеряют отклонение величины бокового зазора в зацеплении ΔS от номинального значения и величину смещения центра пятна контакта от средней точки боковой поверхности зуба по его длине -хо и высоте yо при последовательном изменении осевых смещений шестерни Δ хш и колеса Δхки отклонений гипоидного ΔE и углового Δ δ смещений осей колеса и шестерни, составляют систему уравнений вида:
(1), измеряют виброактивность и кинематическую точность при последовательном изменении ΔS, хо, yо, после чего по величине допусков на виброактивность и кинематическую точность устанавливают допуски на отклонение величины бокового зазора [ δS] и смещение центра пятна контакта [ δ xo] , [ δyo] , по которым из уравнения [I] определяют параметры ΔХш, Δ Хk, удовлетворяющие условиям ΔS ≅ [ δS] , Xo ≅ [ δ xo] , yo ≅ [ δ yo] , а регулировочные прокладки устанавливают толщиной, равной Δхш Δ хk.

Таким образом по известным значениям погрешностей изготовления корпуса передачи (ΔЕ и Δ δ ) необходимо подобрать величины прокладок Δхш и Δ хk, обеспечивающих компенсацию этих погрешностей.

При замере виброактивности и кинематической точности используют известные методы и аппаратуру. Изменение ΔSo, xo и yo в ходе этих замеров обеспечивается теми же прокладками, что были использованы при составлении системы уравнений (1).

Достижение положительного эффекта обусловлено тем, что допуска на отклонение бокового зазора и смещение пятна контакта обеспечивают минимальную виброактивность и высокую кинематическую точность.

Способ эффективен при серийном производстве.

Сущность способа поясняется на примере сборки главной передачи заднего моста автомобиля ГАЗ-2410.

Выполненное исследование чувствительности главной передачи к погрешностям взаимного положения зубчатых колес позволили составить (искомую) систему линейных уравнений
(1) где ΔS - отклонение зазора от номинального значения S = 0,35 мм измерено на радиусе R = 60 мм шестерни; ΔЕ - отклонение гипоидного расстояния от номинального значения Е = 42 мм; Δ δ - отклонение угла между осями колес ( в минутах) от номинального значения δ = 90о, Δхш( Δ хk) - осевое смещение шестерни (колеса).

Величины погрешностей Δхш, Δ хk,Δ Е и Δ δ обусловлены как погрешностями изготовления, так и упругими деформациями элементов передачи, поэтому сказанное ниже относится к компенсации как технологических (погрешности изготовления), так и эксплуатационных (упругие и тепловые деформации) параметров.

Очевидно, что из четырех указанных погрешностей при сборке главной передачи можно воздействовать лишь на две - Δхш и Δхk, поэтому система уравнений (1) не имеет однозначного решения и приходится идти на компромисс при назначении величин Δ хш и Δ хk.

Например, если потребовать обеспечить равенство Δ S= xo = 0, то, решая систему первых двух уравнений с двумя неизвестными из общей системы (1), найдем Δхш и Δхk, но при этом третье уравнение системы (1) может дать неприемлемое значение yo.

Аналогичный вывод получим и относительно любой другой пары точностных параметров.

Проведенные исследования точностных и виброакустических характеристик позволили определить предельные значения [ δS] ≅0,2 мм, [ δ yo] ≅ 1,2 мм и [δ xo] ≅ 3,6 мм.

Осевое и радиальное смещения пятна контакта могут быть выражены через ΔS и приняты равными хш = -Кх ΔS и yo = Ky Δ S. Коэффициент Kx взят с противоположным K ΔS и Ky знаком. Это связано с тем, что допускается смещение пятна контакта и малому модулю (-Kx) и на вершину зуба (Ky), а отклонение зазора в зацеплении допустимо только "в плюс".

С учетом принятых обозначений система уравнений (1) приводится к виду:
0 -3 (2)
Система (2) имеет однозначное решение
ΔS = (3)
Δхk = (0,0313Кх + 0,6415) Δ S = (0,0655 ΔЕ + 0,0586 Δ δ ') (4)
Δ хш = 0.909 Δ S - 1,973 Δ xk + (1,82 ΔE - 0,03 Δ δ ') (5)
Положим в (3) = = 3, и δS = 0,1 мм для замеренных ΔЕ = 0,06 мм и δ ' = 2, найдем Kх= = 30 Кy = 10.

При этом хо = -3 мм yo = 1,08 мм
Δ хш = -0,037 мм
Δ хk = 0,202 мм
Положив Δ S = 0,2 мм, получим вдвое меньшие смещения пятна контакта от номинала. В данном случае замеренные величины ΔЕ и δ ' позволяют сравнительно легко удовлетворить требованиям точности и виброакустики передачи, допуская различные сочетания отклонения бокового зазора и пятна контакта от номинала. (56) Калашников С. Н. и Калашников А. С. Контроль производства конических зубчатых колес. М. : Машиностроение, 1976, с. 152.

Похожие патенты RU2010137C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Апархов В.И.
  • Ковалевский В.И.
  • Калачанова И.В.
  • Мельникова Т.Н.
  • Мухитдинов А.С.
RU2010136C1
СПОСОБ СБОРКИ ПРЯМОЗУБОЙ КОНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Апархов В.И.
  • Ковалевский В.И.
  • Ковалевский С.В.
  • Мельникова Т.Н.
RU2012832C1
СПОСОБ СБОРКИ КОНИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ 1991
  • Айрапетов Э.Л.
  • Ковалевский В.И.
  • Ковалевский С.В.
  • Калачанова И.В.
  • Мельникова Т.Н.
RU2012831C1
СПОСОБ ЗАПРЕССОВКИ ДЕТАЛЕЙ НА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОМ ПРЕССЕ 1994
  • Николаев В.А.
  • Воронин А.А.
  • Янин О.В.
RU2102215C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ЗУБЧАТЫХ РЕДУКТОРОВ 1993
  • Алешин А.К.
  • Барсуков И.Б.
  • Кульбачная М.О.
RU2035714C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАКОНЕЧНИКА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ГОЛОВКИ РОБОТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1990
  • Гейшерик В.С.
RU2009881C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАКОНЕЧНИКА ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ГОЛОВКИ РОБОТА 1990
  • Гейшерик В.С.
RU2009882C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОКОНТАКТНОГО НАГРЕВА ЗАГОТОВОК 1992
  • Сташенко В.И.
  • Моисеенко М.М.
RU2044781C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ГЕОЦЕНТРИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ 1991
  • Бармас В.Ю.
RU2024957C1
СПОСОБ КАЛИБРОВКИ ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ ГОЛОВКИ 1991
  • Модестов М.Б.
  • Чудов В.А.
RU2011153C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ

Использование относится к области машиностроения (станкостроения, автомобилестроения и т. п. ). Цель изобретения: повышение кинематической точности передачи, снижение ее шума и вибрации, а также снижение трудоемкости сборки передачи. Новым является то, что регулировочные прокладки (кольца, шайбы) устанавливают толщиной, вычисленной по предложенной зависимости. Использование данного способа позволяет выполнить сборку передачи согласно поставленной цели и без необходимости последующей переборки.

Формула изобретения RU 2 010 137 C1

СПОСОБ СБОРКИ ГИПОИДНОЙ ПЕРЕДАЧИ , заключающийся в компенсации погpешностей изготовления коpпуса пеpедачи подбоpом толщины pегулиpовочных пpокладок, отличающийся тем, что, с целью повышения кинематической точности пеpедачи, снижения ее шума, вибpации и тpудоемкости сбоpки, пpедваpительно измеpяют отклонение величины бокового зазоpа в зацеплении ΔS от номинального значения и величину смещения центpа пятна контакта от сpедней точки боковой повеpхности зуба по его длине X0 и высоте Y0 пpи последовательном изменении осевых смещений шестеpни ΔXш и колеса ΔXк и отклонений гипоидного ΔE и углового Δδ смещений осей колес и шестеpни, составляют систему уpавнений вида
(1),
измеpяют вибpоактивность и кинематическую точность пpи последовательном изменении ΔS , Xo , Yo , после чего по величине допусков на вибpоактивность и кинематическую точность устанавливают допуски на отклонение величины бокового зазоpа [δS] и смещение центpа пятна контакта [δXo] , [δYo] , по котоpым из уpавнения (1) опpеделяют паpаметpы ΔXш , ΔXк , удовлетвоpяющие условиям ΔS ≅ [δS] , Xo ≅ [δXo] , Yo ≅ [δYo] , а pегулиpовочные пpокладки устанавливают толщиной, pавной ΔXш , ΔXк .

RU 2 010 137 C1

Авторы

Айрапетов Э.Л.

Апархов В.И.

Ковалевский В.И.

Калачанова И.В.

Мельникова Т.Н.

Мухитдинов А.С.

Даты

1994-03-30Публикация

1991-06-20Подача