ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F16C32/06 F16C21/00 

Описание патента на изобретение RU2011049C1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гибридных опор скольжения.

Известна гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы, вала и неподвижный элемент в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением.

Недостаток известной опоры заключается в том, что при необходимости отключения подачи смазки в гидростатический карман происходит уменьшение подъемной силы, создаваемой только за счет гидродинамического эффекта, что ведет к уменьшению несущей способности опоры.

Цель изобретения - повышение несущей способности опоры после отключения подачи смазки в гидростатический несущий карман.

Это достигается тем, что гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.

Сущность изобретения поясняется чертежом (пунктиром показаны шторки в открытом положении).

Гибридная опора скольжения содержит цапфу 1 вала и корпус 2 с гидростатическим несущим карманом 3, сообщающимся через дроссель 4 с источником подачи смазки под давлением. В несущем кармане 3 смонтировано средство его перекрытия в виде шторок 5 из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали 6, изолированной от корпуса 2 теплоизолятором 7.

Гибридная опора скольжения работает следующим образом.

Перед пуском опоры включается электрическая спираль 6. Шторки 5 нагреваются до температуры проявления эффекта "памяти формы" материала.

В результате этого шторки 5 складываются, максимально открывая гидростатический карман (в этом положении шторки показаны пунктиром). После этого включается подача смазки в гидростатический карман 3 и осуществляется пуск опоры (разгон цапфы 1). Затем после пуска отключают питание электрической спирали 6 и подачу смазки. Шторки 5, охлаждаясь, принимают первоначальную форму и перекрывают несущий карман 3. Управляя моментами отключения питания электрической спирали и подачи смазки в гидростатический карман, можно обеспечить плавный перевод опоры с гидростатического в гидродинамический режим работы. Количество и конфигурация шторок могут быть любыми в зависимости от формы гидростатического кармана в плоскости развертки его несущей поверхности.

Предлагаемая конструкция гибридной опоры скольжения позволяет повысить при прочих равных условиях несущую способность опоры в гидродинамическом режиме, увеличить площадь гидростатического кармана корпуса и тем самым увеличить гидростатическую составляющую и полную несущую способность опоры в гидростатодинамическом режиме работы, что обеспечивает пониженный износ подшипника в режиме пуска-остановок, а следовательно, повышение долговечности опоры.

Использование предлагаемой конструкции опоры позволяет увеличить дополнительный положительный эффект - при пуске нагретые шторки способствуют подогреву смазки, поступающей в гидростатический карман, что улучшает условия смазки опоры. (56) Тодер И. А. "Крупногабаритные гидростатодинамические подшипники", М. ; Маш-ние, 1976, с. 18.

Похожие патенты RU2011049C1

название год авторы номер документа
Способ подготовки к работе гибридной опоры скольжения с поворотным вкладышем 1978
  • Гуня Анатолий Павлович
  • Снеговский Федор Павлович
SU985496A1
Гидростатодинамическая опора 1978
  • Трифонов Олег Николаевич
  • Гуль Ежи
SU794268A1
Гидростатодинамическая опора 1980
  • Полидоров Анатолий Васильевич
  • Лебедь Владимир Тимофеевич
  • Маневич Владимир Александрович
  • Мишин Василий Иванович
  • Косинов Георгий Антонович
  • Носанев Александр Григорьевич
SU969995A1
Гидростатодинамический подшипник 1990
  • Першин Александр Васильевич
SU1754952A1
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юриевич
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2346192C1
Гидростатодинамический подшипникдля ВАлКОВ пРОКАТНыХ CTAHOB 1979
  • Тарабаев Геннадий Иванович
  • Тодер Илья Александрович
  • Кудрявцев Николай Александрович
  • Пономарев Виктор Иванович
SU810315A1
Крупногабаритный подшипник скольжения жидкостного трения 1983
  • Заключнов Олег Васильевич
  • Радченко Владимир Иванович
  • Гутченко Александр Петрович
  • Рокотян Сергей Евгеньевич
SU1146488A1
Гидростатодинамический подшипник для прокатных валков 1990
  • Кудрявцев Сергей Николаевич
SU1724402A1
Гидростатодинамический подшипник 1987
  • Квитницкий Евгений Иванович
  • Столбовой Анатолий Сергеевич
  • Борисенко Сергей Иванович
  • Першин Александр Васильевич
SU1474348A1
КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Степанов Юрий Сергеевич
  • Савин Леонид Алексеевич
  • Корнеев Андрей Юрьевич
  • Стручков Александр Александрович
  • Поляков Роман Николаевич
  • Афанасьев Борис Иванович
RU2336441C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 049 C1

Реферат патента 1994 года ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: в машиностроении для гибридных опор скольжения. Сущность изобретения: гидростатический несущий карман перекрывается после пуска опоры и отключения подачи смазки в карман управляемыми шторками, выполненными из термочувствительного материала с "памятью формы" алюминиевой бронзы. Для управления шторками предусмотрен нагреватель в виде электрической спирали. Это обеспечивает снижение износа подшипника в режиме пуска-остановок и повышение долговечности. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 011 049 C1

ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, отличающаяся тем, что она снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.

RU 2 011 049 C1

Авторы

Абрамов Борис Николаевич

Денисов Юрий Викторович

Даты

1994-04-15Публикация

1991-12-02Подача