Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гибридных опор скольжения.
Известна гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы, вала и неподвижный элемент в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением.
Недостаток известной опоры заключается в том, что при необходимости отключения подачи смазки в гидростатический карман происходит уменьшение подъемной силы, создаваемой только за счет гидродинамического эффекта, что ведет к уменьшению несущей способности опоры.
Цель изобретения - повышение несущей способности опоры после отключения подачи смазки в гидростатический несущий карман.
Это достигается тем, что гибридная опора скольжения, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.
Сущность изобретения поясняется чертежом (пунктиром показаны шторки в открытом положении).
Гибридная опора скольжения содержит цапфу 1 вала и корпус 2 с гидростатическим несущим карманом 3, сообщающимся через дроссель 4 с источником подачи смазки под давлением. В несущем кармане 3 смонтировано средство его перекрытия в виде шторок 5 из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали 6, изолированной от корпуса 2 теплоизолятором 7.
Гибридная опора скольжения работает следующим образом.
Перед пуском опоры включается электрическая спираль 6. Шторки 5 нагреваются до температуры проявления эффекта "памяти формы" материала.
В результате этого шторки 5 складываются, максимально открывая гидростатический карман (в этом положении шторки показаны пунктиром). После этого включается подача смазки в гидростатический карман 3 и осуществляется пуск опоры (разгон цапфы 1). Затем после пуска отключают питание электрической спирали 6 и подачу смазки. Шторки 5, охлаждаясь, принимают первоначальную форму и перекрывают несущий карман 3. Управляя моментами отключения питания электрической спирали и подачи смазки в гидростатический карман, можно обеспечить плавный перевод опоры с гидростатического в гидродинамический режим работы. Количество и конфигурация шторок могут быть любыми в зависимости от формы гидростатического кармана в плоскости развертки его несущей поверхности.
Предлагаемая конструкция гибридной опоры скольжения позволяет повысить при прочих равных условиях несущую способность опоры в гидродинамическом режиме, увеличить площадь гидростатического кармана корпуса и тем самым увеличить гидростатическую составляющую и полную несущую способность опоры в гидростатодинамическом режиме работы, что обеспечивает пониженный износ подшипника в режиме пуска-остановок, а следовательно, повышение долговечности опоры.
Использование предлагаемой конструкции опоры позволяет увеличить дополнительный положительный эффект - при пуске нагретые шторки способствуют подогреву смазки, поступающей в гидростатический карман, что улучшает условия смазки опоры. (56) Тодер И. А. "Крупногабаритные гидростатодинамические подшипники", М. ; Маш-ние, 1976, с. 18.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ подготовки к работе гибридной опоры скольжения с поворотным вкладышем | 1978 |
|
SU985496A1 |
Гидростатодинамическая опора | 1978 |
|
SU794268A1 |
Гидростатодинамическая опора | 1980 |
|
SU969995A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА | 2007 |
|
RU2346192C1 |
Гидростатодинамический подшипникдля ВАлКОВ пРОКАТНыХ CTAHOB | 1979 |
|
SU810315A1 |
Крупногабаритный подшипник скольжения жидкостного трения | 1983 |
|
SU1146488A1 |
Гидростатодинамический подшипник для прокатных валков | 1990 |
|
SU1724402A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1987 |
|
SU1474348A1 |
КОНИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2007 |
|
RU2336441C1 |
Использование: в машиностроении для гибридных опор скольжения. Сущность изобретения: гидростатический несущий карман перекрывается после пуска опоры и отключения подачи смазки в карман управляемыми шторками, выполненными из термочувствительного материала с "памятью формы" алюминиевой бронзы. Для управления шторками предусмотрен нагреватель в виде электрической спирали. Это обеспечивает снижение износа подшипника в режиме пуска-остановок и повышение долговечности. 1 ил.
ГИБРИДНАЯ ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащая подвижный элемент в виде цапфы вала и неподвижный в виде корпуса с гидростатическим несущим карманом, сообщающимся через дроссель с источником подачи смазки под давлением, отличающаяся тем, что она снабжена средством перекрытия гидростатического несущего кармана в виде шторок из термочувствительного материала с памятью формы алюминиевой бронзы и контактирующего с ними нагревателя в виде электрической спирали.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1991-12-02—Подача