ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СМАЗКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60K17/00 

Описание патента на изобретение RU2013221C1

Изобретение относится к транспорту, а более конкретно к гидросистемам трансмиссий и предназначено для использования на транспортных средствах.

Известны гидросистемы трансмиссий, содержащие главный и откачивающий насосы, расходные баки, клапаны смазки и главного давления, фильтр, радиатор и отличающиеся местом установки радиатора.

Известно техническое решение, в котором выключение (разгрузки) насоса осуществляется электромагнитным двухходовым распределителем (байпасом), соединяющим нагнетательную полость насоса с всасывающей, что обеспечивает снижение нагрузки на двигатель в момент запуска.

Однако при использовании данного решения на откачивающем насосе не устраняется прокачивание холодного масла через радиатор, а также резкий скачок давления перед радиатором, могущий перерасти на определенных режимах работы насоса в гидравлический удар при отключении байпаса. Кроме того, баком, из которого откачивающий насос подпитывает главный, а также местом установки обоих насосов, является картер коробки трансмиссии, в связи с чем возникает необходимость его осушения для облегчения запуска двигателя, а байпас в этом случае не позволит решить данную задачу.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению является вариант гидросистемы, принятый за прототип, в котором радиатор установлен в контуре откачивающего насоса, что позволяет разгрузить радиатор от дополнительного давления, создаваемого системой смазки.

Недостатком такого варианта гидросистемы является то, что главный и откачивающий насосы не отключаются от двигателя в момент его пуска. Это создает на валу двигателя значительное дополнительное сопротивление и особенно сильно cказывается во время холодного запуска двигателя при температурах -20оС. . . -30оС и ниже, поскольку масла, применяемые в гидросистемах, при таких температурах значительно повышают свою вязкость, что затрудняет работу насосов и соответственно увеличивает нагрузку не двигатель. Кроме того, откачивающему насосу приходится прокачивать все масло через радиатор, имеющий на холодном масле очень высокое гидравлическое сопротивление, а радиатору работать при переменном рабочем давлении, зависящем от оборотов двигателя и связанного с ним насоса, т. е. работать в режимах, отличающихся от расчетного.

Цель изобретения - повышение надежности запуска двигателя, особенно в холодных условиях, а также предохранение при этом радиатора от перегрузок и стабилизация рабочего давления на входе в радиатор.

Указанная цель достигается тем, что в гидросистеме управления и смазки транспортного средства, содержащей главный и откачивающий насосы, соединенные между cобой перепуcкной клапан, радиатор и маcляный бак и с контурами управления и смазки через устройство формирования давления, перепускной клапан выполнен нормально открытым, управляемым разностью давлений в контуре управления и в контуре перед радиатором и соединяет этот контур с баком.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая гидросистема управления и смазки транспортного средства, отличается от прототипа наличием перепускного клапана, соединяющего между собой, вместе с радиатором и масляным баком, главный и откачивающий насосы, причем перепускной клапан выполнен нормально открытым, управляемым разностью давлений в контуре управления и в контуре перед радиатором и соединяет этот контур с баком. Таким образом, заявляемая гидросистема соответствует критерию изобретения "новизна".

Известны нормально открытые клапаны, но при управлении клапаном разностью давлений в контуре управления и в контуре перед радиатором проявляются новые свойства, позволяющие, помимо стабилизации давления на входе в радиатор, откачивать масло из картера коробки в бак, минуя радиатор, предохранять двигатель и радиатор от перегрузок, особенно при холодном запуске двигателя, повысить надежность его запуска. Это позволяет сделать вывод о соответствии технического решения критерию изобретения "существенные отличия".

На чертеже изображена принципиальная схема гидросистемы.

В состав гидросистемы входят бак 1, главный 2 и откачивающий 3 насосы, расположенные в коробке трансмиссии 4, устройство формирования давления 5, имеющее клапаны смазки 6 и главного давления 7, предохранительный клапан 8, байпас 9, установленные в контуре главного насоса 2, фильтр 10, перепускной клапан 11, радиатор 12, установленные в контуре откачивающего насоса 3. Двигатель и привод к насосам не показаны.

При запуске двигателя в холодных условиях включается байпас 9, при этом главный насос 2 работает в режиме перепуска и на клапанах смазки 6 и главного давления 7 устройства формирования давления 5 отсутствует рабочее давление, а следовательно отсутствует и давление управления на перепускном клапане 11, нормально открытом под действием пружины. В то же время откачивающий насос 3 начинает забирать масло из коробки трансмиссии 4, осушая ее, и перекачивать затем через фильтр 10 и перепускной клапан 11 в бак 1, минуя при этом радиатор 12. После отключения байпаса 9 главный насос подают масло на устройство формирования давления 5. Клапан главного давления 7 и смазки 6 формируют, соответственно главное и давление смазки.

Давление управления поступает и на перепускной клапан 11, работая на его закрытие, в то время как давление масла перед радиатором 12 - на открытие, благодаря чему клапан может иметь любое рабочее положение от полностью закрытого до полностью открытого, что позволяет направлять масло в бак 1 и в насос 2 от насоса 3 либо через радиатор 12, либо, минуя его полностью или частично, автоматически, в зависимости от режимов работы главного 2 и откачивающего 3 насосов, а также от величины гидравлического сопротивления радиатора 12, определяемого, в том числе, и вязкостью масла, изменяющейся с изменением его температуры.

Применение заявляемой гидросистемы позволит повысить надежность запуска двигателя, особенно в холодных условиях, а также предохранить при этом радиатор от перегрузок и стабилизировать рабочее давление на его входе.

Похожие патенты RU2013221C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ОБОГРЕВА КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 1993
  • Ситников В.Р.
RU2090380C1
Система маслопитания и управления гидромеханической передачи 1990
  • Бобров Андрей Алексеевич
  • Лаврушкина Любовь Николаевна
  • Поддубко Сергей Николаевич
  • Царев Олег Петрович
SU1754502A1
Система поддержания заданного температурного режима в основных узлах и прицепном агрегате самоходной машины 2022
  • Иванников Алексей Борисович
  • Иванов Николай Михайлович
  • Крохта Геннадий Михайлович
  • Дусантаев Азамат Истлеуович
RU2788019C1
МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННАЯ УСТАНОВКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1988
  • Семенов В.К.
  • Григорьев Ю.П.
  • Писанко В.В.
  • Ячменников В.А.
RU2076048C1
ТРАКТОР 1991
  • Шабалин А.В.
  • Малякин Г.Н.
  • Шумилкин А.А.
  • Иванов С.В.
RU2009931C1
Трансмиссия самоходной машины 1989
  • Ворончихин Феликс Георгиевич
  • Мастеровой Валентин Михайлович
  • Дакимович Василий Васильевич
  • Довнар Олег Казимирович
  • Стецко Петр Александрович
  • Вийрок Хейкки-Эннар Эдуардович
  • Хунт Хенно Андресович
SU1676848A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1985
  • Кийко Владислав Владиславович
  • Довжик Валерий Львович
  • Колесов Юрий Егорович
  • Пестов Владимир Михайлович
  • Тарасов Владимир Леонидович
SU1299846A1
Гидросистема маслопитания и охлаждения гидромеханической передачи транспортного средства 1983
  • Нишчик Натэлла Михайловна
  • Нишчик Евгений Владимирович
  • Митяненко Анатолий Николаевич
  • Панченко Алексей Семенович
SU1085861A1
Гидрообъемная передача транспортного средства 1982
  • Назин Анатолий Иванович
  • Луговцов Михаил Иванович
  • Афанасьев Николай Иванович
  • Дьяченко Владимир Алексеевич
SU1245788A1
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МАСЛОСИСТЕМЫ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2010
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семенов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2451277C1

Реферат патента 1994 года ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СМАЗКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в системах управления и смазки трансмиссий транспортных средств. Сущность изобретения: гидросистема содержит бак 1, главный и откачивающий насосы 2 и 3, расположенные в коробке 4 трансмиссии, устройство 5 формирования давления, имеющее клапаны 6 и 7 смазки и главного насоса, перепускной клапан 11, фильтр 10, радиатор 12, установленные в контуре откачивающего насоса. Перепускной клапан 11 управляется разностью давлений на входе в радиатор и в контуре управления. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 013 221 C1

ГИДРОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И СМАЗКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая главный насос, соединенный через устройство формирования давления с контурами смазки и управления, откачивающий насос, связанный через радиатор с масляным баком, отличающаяся тем, что, с целью предохранения радиатора от перегрузок и стабилизации давления на входе в радиатор, она снабжена байпасом, вход и выход которого соединен с выходом и входом главного насоса, и управляемым перепускным нормально открытым клапаном, вход которого соединен с входом откачивающего насоса до входа в радиатор, а выход - с масляным баком, при этом устройство управления связано с одной стороны с контуром управления, а с другой - с входом радиатора.

RU 2 013 221 C1

Авторы

Богданов М.С.

Григорьев Ю.П.

Даты

1994-05-30Публикация

1991-03-05Подача