Изобретение относится к области машиностроения.
Известно устройство для фиксации резьбового соединения для крепления колесного подшипникового узла на хвостовике оси транспортного средства, содержащее болт с фланцевой головкой, ввернутый в полый хвостовик оси до контакта своей головкой с этим узлом, и стопорный палец, запрессованный во внутренние отверстия болта и хвостовика. Гусеничные машины ГМ-569 и его модификации. Техническое описание и инструкция ТО. М.: Воен. издат. 1985, с. 216, рис. 66).
Недостаток известного устройства - большая трудоемкость, возникающая при фиксации резьбового соединения болта в хвостовике особенно при необходимости регулировок натяга колесных подшипников, в том числе для компенсации износов.
Наиболее близким решением из известных является устройство для фиксации резьбового соединения, содержащее болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимными элементами, ввернутый навылет в полую гайку-хвостовик до упора ее в эти элементы и снабженный концевым полым участком с пониженной жесткостью и внутренней конусной резьбой, резьбовой конусный стопор, ввернутый в эту резьбу и снабженный головкой под инструмент для заворачивания, причем этот стопор расположен с возможностью увеличения диаметра концевого участка болта при вворачивании этого стопора.
Недостатки устройства для фиксации резьбового соединения - недоступность заворачивания резьбового конусного стопора с противоположной стороны, а также низкая надежность фиксации болта в гайке при регулировке его положения.
Цель изобретения - повысить надежность фиксации болта в резьбовом соединении в любом его положении путем обеспечения доступа к резьбовому конусному стопору для заворачивания его со стороны фланцевой головки этого болта.
Для достижения указанной цели в устройстве для фиксации резьбового соединения, преимущественно для крепления подшипникового узла на оси транспортного средства, содержащем болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимаемыми элементами, ввернутый полый хвостовик оси с внутренней резьбой, выполненное в виде ввернутого в концевой полый с пониженной жесткостью участок болта с внутренней конусной резьбой конусного резьбового стопора с головкой под инструмент для заворачивания, обеспечивающего при его вворачивании увеличение диаметра концевого участка, болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохождения снаружи инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент которого расположена со стороны отверстия.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема устройства для фиксации резьбового соединения крепления колесного подшипникового узла на хвостовике оси транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2, 4 и 5 - разрез А-А на фиг. 3; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 2; на фиг. 6 - вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 - вид В на фиг. 4.
Устройство включает колесный подшипниковый узел 1, состоящий из колесных конических подшипников 2 и 3, на которых ступица 4 установлена на полый хвостовик 5, выполненный в виде трубы цапфы 6. Эти подшипники расположены на хвостовике 5 между шайбой 7 и цапфой 6, причем шайба 7 установлена на хвостовике подвижно в осевом направлении на лыске.
В отверстии полого хвостовика 5 выполнена резьба 8, в которую ввернут полый болт 9 со сквозным отверстием, с фланцевой головкой. Конец болта 9 выполнен с пониженной жесткостью в виде сквозного продольного паза 10. Болт 9 ввернут в хвостовик 5 до упора с заданным зазором его фланцевой головки 11 в шайбу 7.
В сквозном отверстии полого болта 9 с противоположной от фланцевой его головки стороны выполнена конусная резьба 12, в которую ввернут конусный резьбовой стопор 13, увеличивающий наружную резьбу этого болта 9 в пределах зазора в резьбовом соединении при вворачивании стопора и тем самым предотвращая выворачивание болта 9 из хвостовика 5. Причем конусность этого резьбового соединения меньше угла трения, а головка этого стопора под инструмент для его заворачивания выполнена со стороны сквозного отверстия болта 9.
Регулировка подшипников 2 и 3 колесного подшипникового узла 1 осуществляется полым болтом 9, который вворачивается в резьбу 8 отверстия полого хвостовика 5 до плотного упора фланцевой головки 11 в шайбу 7, которая упирается в нижнюю обойму подшипника 2, через ролики этого подшипника далее через ступицу 4, верхнюю обойму подшипника 3 и его ролики нижняя обойма подшипника 3 упирается в цапфу 6. Затем болт 9 за фланцевую головку следует отвернуть на заданный угол в обратную сторону, обеспечив заданный осевой зазор в подшипниках 2, 3, и зафиксировать ее в этом положении, завернув инструментом через сквозное отверстие болта 9 конический резьбовой стопор 13 в коническую резьбу 12 этого болта с наибольшим моментом до отказа.
Благодаря наличию продольного сквозного паза 10 увеличивается радиальное давление болта 9 на хвостовик 5, повышающий трение в их резьбовом соединении. Так как конусность резьбового конусного соединения стопора 13 болтом 9 меньше угла трения, обеспечивается надежность фиксации болта в любом заданном положении.
Технико-экономический эффект будет достигнут за счет повышения надежности фиксации резьбового соединения и возможности доступа к головке для заворачивания стопорного элемента с любой стороны этого соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Передняя управляемая ось транспортного средства | 1989 |
|
SU1675149A1 |
Колонка рулевого управления транспортного средства | 1990 |
|
SU1812145A1 |
Ручная лебедка | 1989 |
|
SU1698177A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УЗЕЛ ЕГО ОТКЛЮЧЕНИЯ | 2020 |
|
RU2733839C1 |
Рулевой механизм транспортного средства | 1980 |
|
SU975483A2 |
Резьбовое соединение | 1979 |
|
SU846828A1 |
СПОСОБ БЛОКИРОВАНИЯ РАБОТЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА | 2014 |
|
RU2553498C1 |
Самостопорящийся болт | 1980 |
|
SU962686A1 |
Патрон для фрезы с коническим хвостовиком | 1982 |
|
SU1085690A1 |
Крюковая подвеска | 2022 |
|
RU2792074C1 |
Использование: для крепления подшипникового колесного узла при регулировке подшипников на оси транспортного средства путем обеспечения доступа к стопорному элементу для заворачивания с любой стороны этого соединения. Сущность изобретения: в устройстве, содержащем болт, фланцевой головкой контактирующей с поджимаемыми элементами в виде колесного подшипникового узла, гайку в виде полого хвостовика, в который ввернут этот болт, выполненный с концевым полым участком с пониженной жесткостью и конической внутренней резьбой, конический резьбовой стопор, ввернутый в коническую резьбу с возможностью увеличения наружного диаметра болта на его концевом участке, новым является то, что болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохождения инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент у которого расположена со стороны отверстия. 7 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗЬБОВОГО СОЕДИНЕНИЯ, преимущественно для крепления колесного подшипникового узла на оси транспортного средства, содержащего болт, фланцевой головкой контактирующий с поджимаемыми элементами, ввернутый в полый хвостовик оси с внутренней резьбой, выполненное в виде ввернутого в концевой полый с пониженной жесткостью участок болта с внутренней конусной резьбой конусного резьбового стопора с головкой под инструмент для заворачивания, обеспечивающего при его вворачивании увеличение диаметра концевого участка, отличающееся тем, что болт с фланцевой головкой выполнен со сквозным отверстием для прохода снаружи инструмента для вворачивания стопора, головка под инструмент которого расположена со стороны указанного отверстия.
Патент США N 1945325, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1994-10-30—Публикация
1989-12-22—Подача