СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ Российский патент 1994 года по МПК C10G45/08 C10G65/04 

Описание патента на изобретение RU2024583C1

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций.

Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель - и алюмокобальтмолибденовых катализаторов (1).

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ гидроочистки дизельного топлива при повышенных температуре и давлении в присутствии алюмокобальтмолибденового катализатора (2).

Недостатком способа (2) является низкая степень гидрообессеривания получаемых при гидроочистке дизельных топлив.

Целью изобретения является снижение содержания серы в стабильном гидрогенизате до 0,04 мас.%. Поставленная цель достигается способом гидроочистки дизельных фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии первого слоя сульфидного алюмокобальтмолибденового катализатора в смеси с элементарной серой, полученный продукт дополнительно контактируют последовательно со вторым слоем окисного алюмокобальтмолибденового катализатора и с третьим слоем окисного алюмоникельмолибденового катализатора при массовом соотношении первого, второго и третьего слоев, равном 1 : 1 : (0,5-8) соответственно, с использованием фиксированных с помощью добавки слоев катализаторов, поверхности раздела которых выполнены в форме конуса с углом между образующими 50-150о и процесс проводят с предварительным осернением слоев катализатора в среде водородсодер- жащего газа при 350-400оС.

Отличительным признаком изобретения являются проведение гидроочистки в присутствии пакета последовательно расположенных слоев сульфидных и окисных алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, взятых в указанных соотношениях и загруженных в определенной конфигурациии.

Применение в технологии изобретения пакета из сульфидных и окисных алюмокобальтмолибденовых катализаторов и окисного алюмоникельмолибденового катализатора в указанных соотношениях позволяет повысить каталитическую активность системы. Описанная конфигурация загрузки слоев катализатора позволяет изменить гидродинамический режим потока внутри реактора путем перераспределения перепада давления по высоте слоев катализатора. При загрузке среднего слоя в виде конуса вершиной вверх и вниз он "работает" как дополнительный рассеиватель жидкофазного потока, поскольку жидкая фаза протекает по пути минимального сопротивления слоев катализаторов. Увеличение пути жидкофазного потока позволяет увеличить время контакта и активность слоев катализатора в целом. Кроме того, придание поверхности раздела слоев катализаторов формы конуса обеспечивает более равномерное распределение жидкофазного потока по объему реактора. Сохранение описанной конфигурации пакета катализаторов в процессе эксплуатации способа невозможно без применения фиксатора. Используемая в данном случае технология активации пакета катализаторов в оптимальном режиме с получением максимальной каталитической активности системы в целом. В существующих способах получение малосернистого дизельного топлива с применением описанной технологии неизвестно. Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие".

П р и м е р ы. В качестве сырья используют дизельныую фракцию 180-360оС при общем содержании серы в сырье 1,6 мас.%. В качестве сульфидного алюмокобальтмолибденового катализатора использован катализатор с содержанием МохSу 14-20% , СоiSj = 1-6 мас.%. В качестве окисного алюмокобальтмолибденового катализатора катализатор с содержанием МоО3 < 18 мас.%, СоО < 5 мас. %, алюмоникельмолибденовый катализатор с содержанием МоО3, 15-18 мас.%, NiO - 4-6 мас.%.

Исходное сырье подвергают гидроочистке. В реактор по ходу сырья загружают слои катализатора, поверхности раздела которых имеют форму конуса с углом между образующими 50-150о, в следующей последовательности; нижний-окисный алюмоникельмолибденовый, средний - окисный алюмокобальтмолибденовый, верхний - сульфидный алюмокобальтмолибденовый в смеси с элементарной серой. Содержание серы в верхнем слое составляет 10% от общей массы алюмокобальтмолибденовых катализаторов. Процесс проводят с предварительным осернением слоев катализаторов в среде водородсодержащего газа при 350-400оС. Условия процесса гидроочистки по примерам 1-6, данные по содержанию серы в сырье и конечном продукте приведены в таблице. В этой же таблице приведены аналогичные данные по проведению процесса известным способом. Видно, что проведение описываемого процесса позволяет снизить содержание серы в гидроочищенном дизельном топливе с 1,6 до 0,04 мас.%. Нарушения в загрузке катализаторе и технологическом режиме ведения процесса приводит к снижению степени очистки при заданной температуре.

Похожие патенты RU2024583C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1991
  • Подлесный В.Н.
  • Мунд С.Л.
  • Насиров Р.К.
  • Гусейнов М.М.
  • Талисман Е.Л.
RU2024587C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1991
  • Талисман Е.Л.
  • Сергиенко С.А.
  • Насиров Р.К.
  • Подлесный В.Н.
RU2005765C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Насиров Р.К.
  • Мунд С.Л.
RU2054028C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ И ПРОДУКТОВ 1994
  • Мунд С.Л.
  • Насиров Р.К.
  • Дианов В.Ф.
  • Талисман Е.Л.
RU2074878C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 1994
  • Насиров Р.К.
  • Талисман Е.Л.
  • Ковальчук Н.А.
RU2074877C1
СПОСОБ ОБЕССЕРИВАНИЯ НЕФТИ 1994
  • Насиров Р.К.
  • Мунд С.Л.
RU2074881C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОНДИЦИОННОГО СЫРЬЯ ИЗ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1994
  • Талисман Е.Л.
  • Насиров Р.К.
RU2063416C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Насиров Р.К.
  • Бичурин Р.Ч.
RU2103324C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСОКООКТАНОВОГО БЕНЗИНА 1992
  • Мотов М.В.
  • Талисман Е.Л.
  • Подлесный В.Н.
RU2005768C1
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОТБЕНЗИНЕННОЙ НЕФТИ 1994
  • Мунд С.Л.
  • Насиров Р.К.
RU2074879C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 024 583 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ

Использование: нефтехимия. Сущность: дизельные фракции подвергают гидроочистке контактированием с первым слоем катализатора - сульфидным алюмокобальтмолибденовым, затем со вторым слоем катализатора - окисным алюмокобальтмолибденовым и третьим слоем окисного алюмокобальтмолибденового катализатора. Массовое соотношение слоев катализатора составляет 1 : 1 : (0,5 - 8) соответственно. Используют фиксированные с помощью добавки слои, поверхности раздела которых выполнены в виде конуса с углом между образующими 50 - 150°. Процесс проводят с предварительным осернением слоев катализатора в среде водородсодержащего газа при 350 - 400°С. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 024 583 C1

СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ при повышенных температуре и давлении в присутствии первого слоя алюмокобальтмолибденового катализатора, отличающийся тем, что в качестве катализатора первого слоя используют сульфидный алюмокобальтмолибденовый катализатор в смеси с элементарной серой, полученный продукт дополнительно контактируют последовательно с вторым слоем окисного алюмокобальтмолибденового катализатора и с третьим слоем окисного алюмоникельмолибденового катализатора при массовом соотношении первого, второго и третьего слоев, 1 : 1 : 0,5 - 8 соответственно с использованием фиксированных с помощью добавки слоев катализаторов, поверхности раздела которых выполнены в форме конуса с углом между образующими 50-150o, и процесс проводят с предварительным осернением слоев катализатора в среде водородсодержащего газа при температуре 350-400oС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2024583C1

Способ гидроочистки дизельного топлива 1984
  • Смирнов Николай Петрович
  • Сафин Раис Юмагалиевич
  • Шекунов Владимир Михайлович
  • Мамаева Клара Николаевна
  • Теляшев Гумер Гарифович
  • Обухов Андрей Семенович
  • Кузнецов Виктор Павлович
SU1227651A1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 024 583 C1

Авторы

Насиров Р.К.

Подлесный В.Н.

Мунд С.Л.

Столоногов И.И.

Мовсумзаде Э.М.

Талисман Е.Л.

Даты

1994-12-15Публикация

1991-11-13Подача