Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций.
Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель- или алюмокобальтмолибденовых катализаторов.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения малосернистого дизельного топлива при повышенных температуре и давлении в присутствии слоя окисного алюмокобальтмолибденового катализатора с диаметром гранул 3,2-4,0 мм в смеси с элементарной серой, затем в присутствии последовательно расположенных слоев окисного цеолитсодержащего катализатора с диаметром гранул 2,0-3,0 мм и окисного алюмоникельмолибденового катализатора, взятых в массовом соотношении 1:1:(1,3-8). Слои катализаторов предварительно активируют в среде водородсодержащего газа при 350-400оС.
Недостатком этого способа является недостаточная степень гидрообессеривания и деароматизации получаемых при гидроочистке дизельных топлив.
Целью изобретения является снижение содержания серы и ароматических углеводородов в получаемом топливе до 0,005 мас. и 20 об. соответственно.
Поставленная цель достигается способом получения городского дизельного топлива с содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0,05 мас. и 20 об. соответственно путем гидроочистки дизельных фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализатора, предварительно активированных в среде водородсодержащего газа при температуре 350-400оС, причем соотношение слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов зависит от соотношения содержания серы и ароматических углеводородов в сырье и определяется формулой 1+15хS/A, где S содержание серы в сырье, мас. A содержание ароматических углеводородов в сырье, об.
Отличительным признаком изобретения является определение соотношения слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в зависимости от содержания серы и ароматических углеводородов в сырье.
Загрузка слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в соотношении, рассчитанном по формуле 1+15хS/A способствует получению на поверхности катализатора оптимального количества активных центров, ответственных за протекание реакций гидрообессеривания и деароматизации дизельных фракций.
В известных способах получение малосернистого дизельного топлива с применением описанных технологий неизвестно.
Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие".
П р и м е р ы. Испытания предполагаемого изобретения проведены на трех видах сырья: дизельная фракция 170-350оС с содержанием серы 1,4 мас. ароматических углеводородов 28 об. дизельная фракция 180-360оС с содержанием серы 2,0 мас. и ароматических углеводородов 27 об. дизельная фракция 170-300оС с содеpжанием серы 1,0 мас. и ароматических углеводородов 17 об.
Испытанию подвергались два образца катализатора. Содержание оксида молибдена в алюмоникельмолибденовом катализаторе (АНМ) составляло 18,0 мас. содержание NiO составляло 6,0 мас. оксид алюминия остальное. Содержание молибдена в алюмокобальтмолибденовом катализаторе (АКМ) составляло 16,0 мас. содержание СoO составляло 4,8 мас.
Соотношение слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов (АКМ/АНМ), рассчитывается по приведенным формулам в зависимости от типа перерабатываемого сырья. Процесс гидроочистки проводили при 360оС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1.
Непосредственные данные по соотношению слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовом катализаторах по примерам 1-5 приведены в таблице. В этой же таблице приведены содержание серы и ароматических углеводородов в получаемом продукте, а также аналогичные данные по проведению процесса известным способом (пример 6).
Примеры 1, 4, 5 выполнены в соответствии с предлагаемой формулой изобретения для разного вида сырья. Примеры 2 и 3 приведены как запредельные.
Из данных таблицы видно, что реализация предлагаемого способа позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не выше 0,005 мас. и ароматических углеводородов не более 20 об. Реализация прототипа на том же виде сырья таких результатов не дает.
Из этих данных также следует, несоблюдение расчетного соотношения слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в соответствии с расчетом по предлагаемой формуле, приводит к снижению степени очистки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2024587C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ | 1991 |
|
RU2024583C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2103324C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА МАЛОСЕРНИСТОГО ПЕЧНОГО ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2112011C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ И ПРОДУКТОВ | 1994 |
|
RU2074878C1 |
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ | 1995 |
|
RU2084492C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2005765C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ | 1994 |
|
RU2074877C1 |
СПОСОБ ОБЕССЕРИВАНИЯ НЕФТИ | 1994 |
|
RU2074881C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ | 1995 |
|
RU2100406C1 |
Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: дизельные фракции подвергают гидроочистке в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализаторов. Соотношение слоев катализаторов определяют по ф - ле 1 + 15 S/A, где S-содержание серы в сырье, мас.%; A-содержание ароматических углеводоров в сырье, об.%. 1 табл.
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА с содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0,005 мас.% и 20 об.% соответственно путем гидроочистки дизельных фракций при повышенных температурах и давлении в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализаторов, предварительно активированных в среде водородсодержащего газа при 30 - 400oС, отличающийся тем, что процесс проводят с использованием загрузки катализатора с соотношением слоев алюмокобальтмолибденового и алюмоникельмолибденового катализаторов, расчитываемым по формуле
1 + 15 • S / A,
где S - содержание серы в сырье, мас.%;
А - содержание ароматических углеводородов в сырье, об.%.
Суханов В.П | |||
Каталитические процессы в нефтепереработке, М.: Химия, 1979, с.235-247 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 1991 |
|
RU2005765C1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1996-02-10—Публикация
1994-09-20—Подача