СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 1996 года по МПК C10G45/08 

Описание патента на изобретение RU2054028C1

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций.

Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель- или алюмокобальтмолибденовых катализаторов.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ получения малосернистого дизельного топлива при повышенных температуре и давлении в присутствии слоя окисного алюмокобальтмолибденового катализатора с диаметром гранул 3,2-4,0 мм в смеси с элементарной серой, затем в присутствии последовательно расположенных слоев окисного цеолитсодержащего катализатора с диаметром гранул 2,0-3,0 мм и окисного алюмоникельмолибденового катализатора, взятых в массовом соотношении 1:1:(1,3-8). Слои катализаторов предварительно активируют в среде водородсодержащего газа при 350-400оС.

Недостатком этого способа является недостаточная степень гидрообессеривания и деароматизации получаемых при гидроочистке дизельных топлив.

Целью изобретения является снижение содержания серы и ароматических углеводородов в получаемом топливе до 0,005 мас. и 20 об. соответственно.

Поставленная цель достигается способом получения городского дизельного топлива с содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0,05 мас. и 20 об. соответственно путем гидроочистки дизельных фракций при повышенных температуре и давлении в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализатора, предварительно активированных в среде водородсодержащего газа при температуре 350-400оС, причем соотношение слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов зависит от соотношения содержания серы и ароматических углеводородов в сырье и определяется формулой 1+15хS/A, где S содержание серы в сырье, мас. A содержание ароматических углеводородов в сырье, об.

Отличительным признаком изобретения является определение соотношения слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в зависимости от содержания серы и ароматических углеводородов в сырье.

Загрузка слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в соотношении, рассчитанном по формуле 1+15хS/A способствует получению на поверхности катализатора оптимального количества активных центров, ответственных за протекание реакций гидрообессеривания и деароматизации дизельных фракций.

В известных способах получение малосернистого дизельного топлива с применением описанных технологий неизвестно.

Таким образом, данное техническое решение соответствует критериям "новизна" и "существенное отличие".

П р и м е р ы. Испытания предполагаемого изобретения проведены на трех видах сырья: дизельная фракция 170-350оС с содержанием серы 1,4 мас. ароматических углеводородов 28 об. дизельная фракция 180-360оС с содержанием серы 2,0 мас. и ароматических углеводородов 27 об. дизельная фракция 170-300оС с содеpжанием серы 1,0 мас. и ароматических углеводородов 17 об.

Испытанию подвергались два образца катализатора. Содержание оксида молибдена в алюмоникельмолибденовом катализаторе (АНМ) составляло 18,0 мас. содержание NiO составляло 6,0 мас. оксид алюминия остальное. Содержание молибдена в алюмокобальтмолибденовом катализаторе (АКМ) составляло 16,0 мас. содержание СoO составляло 4,8 мас.

Соотношение слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов (АКМ/АНМ), рассчитывается по приведенным формулам в зависимости от типа перерабатываемого сырья. Процесс гидроочистки проводили при 360оС, давлении 3,5 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1.

Непосредственные данные по соотношению слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовом катализаторах по примерам 1-5 приведены в таблице. В этой же таблице приведены содержание серы и ароматических углеводородов в получаемом продукте, а также аналогичные данные по проведению процесса известным способом (пример 6).

Примеры 1, 4, 5 выполнены в соответствии с предлагаемой формулой изобретения для разного вида сырья. Примеры 2 и 3 приведены как запредельные.

Из данных таблицы видно, что реализация предлагаемого способа позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не выше 0,005 мас. и ароматических углеводородов не более 20 об. Реализация прототипа на том же виде сырья таких результатов не дает.

Из этих данных также следует, несоблюдение расчетного соотношения слоев алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов в соответствии с расчетом по предлагаемой формуле, приводит к снижению степени очистки.

Похожие патенты RU2054028C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1991
  • Подлесный В.Н.
  • Мунд С.Л.
  • Насиров Р.К.
  • Гусейнов М.М.
  • Талисман Е.Л.
RU2024587C1
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 1991
  • Насиров Р.К.
  • Подлесный В.Н.
  • Мунд С.Л.
  • Столоногов И.И.
  • Мовсумзаде Э.М.
  • Талисман Е.Л.
RU2024583C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Насиров Р.К.
  • Бичурин Р.Ч.
RU2103324C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА МАЛОСЕРНИСТОГО ПЕЧНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Насиров Р.К.
  • Бичурин Р.Ч.
RU2112011C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ И ПРОДУКТОВ 1994
  • Мунд С.Л.
  • Насиров Р.К.
  • Дианов В.Ф.
  • Талисман Е.Л.
RU2074878C1
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 1995
  • Насиров Р.К.
RU2084492C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1991
  • Талисман Е.Л.
  • Сергиенко С.А.
  • Насиров Р.К.
  • Подлесный В.Н.
RU2005765C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 1994
  • Насиров Р.К.
  • Талисман Е.Л.
  • Ковальчук Н.А.
RU2074877C1
СПОСОБ ОБЕССЕРИВАНИЯ НЕФТИ 1994
  • Насиров Р.К.
  • Мунд С.Л.
RU2074881C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 1995
  • Насиров Р.К.
RU2100406C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 054 028 C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: дизельные фракции подвергают гидроочистке в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализаторов. Соотношение слоев катализаторов определяют по ф - ле 1 + 15 S/A, где S-содержание серы в сырье, мас.%; A-содержание ароматических углеводоров в сырье, об.%. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 054 028 C1

СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА с содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0,005 мас.% и 20 об.% соответственно путем гидроочистки дизельных фракций при повышенных температурах и давлении в присутствии слоев алюмокобальтмолибденового в смеси с элементарной серой и алюмоникельмолибденового катализаторов, предварительно активированных в среде водородсодержащего газа при 30 - 400oС, отличающийся тем, что процесс проводят с использованием загрузки катализатора с соотношением слоев алюмокобальтмолибденового и алюмоникельмолибденового катализаторов, расчитываемым по формуле
1 + 15 • S / A,
где S - содержание серы в сырье, мас.%;
А - содержание ароматических углеводородов в сырье, об.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2054028C1

Суханов В.П
Каталитические процессы в нефтепереработке, М.: Химия, 1979, с.235-247
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1991
  • Талисман Е.Л.
  • Сергиенко С.А.
  • Насиров Р.К.
  • Подлесный В.Н.
RU2005765C1
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 054 028 C1

Авторы

Насиров Р.К.

Мунд С.Л.

Даты

1996-02-10Публикация

1994-09-20Подача