СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Российский патент 1998 года по МПК C10G65/16 

Описание патента на изобретение RU2103324C1

Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к способам гидроочистки нефтяных фракций.

Известен способ гидроочистки нефтяных дистиллятов в среде водорода при повышенных температуре и давлении с применением алюмоникель- или алюмокобальтмолибденовых катализаторов [1].

Использование этого способа не дает требуемой глубины гидрообессеривания дизельных фракций и не снижает содержание ароматических углеводородов. Способ облагораживания нефтяных дистиллятов [2], позволяющий снизить на 5 мас.% содержание ароматических углеводородов в керосиновой фракции с содержанием серы 0.13 мас., не пригоден при переработке дизельных фракций с содержанием серы выше даже 0.8 мас.%, так как происходит быстрое отравление катализатора соединениями серы.

Известен также способ гидрирования ароматических углеводородов дизельных фракций [3]. Реализация этого способа возможна только на установках высокого давления, позволяющих использовать давление водородсодержащего газа 15-20 МПа, что невозможно на действующих установках гидроочистки, рабочее давление которых составляет 3-5 МПа. Кроме того, даже при работе на установках высокого давления переработка высокосернистых дизельных фракций по этому способу не дает требуемого результата. Двухстадийных процесс гидрообессеривания и гидрооблагораживания средних дистиллятов [4] позволяет получить дизельное топливо с низким содержанием ароматических углеводородов, но только на установках высокого давления (10-12 МПа) и при условии промежуточной сепарации сероводорода и углеводородов C2-C4, что значительно усложняет технологическую схему и приводит к значительным энергозатратам.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является способ гидрооблагораживания дизельного топлива в присутствии трех слоев катализатора. Первый слой по ходу сырья - окисный алюмоникельмолибденовый катализатор, содержащий серу; второй окисный алюмокобальтмолибденовый; третий окисный алюмокобальтмолибденовый катализатор со средним радиусом пор 80-370А, процесс проводят с предварительным осернением слоев катализатора в среде водородсодержащего газа при 350-400oC [5].

Недостатком этого способа является недостаточная степень деароматизации получаемых при гидроочистке дизельных топлив.

Цель изобретения - получение дизельного топлива с содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0.05 мас.% и 20 об.% соответственно.

Поставленная цель достигается способом получения экологобезопасного дизельного топлива с температурами начала кипения не ниже 170oC, конца кипения не выше 370oC, содержанием серы не более 0.05 мас.% путем гидроочистки нефтяных фракций в присутствии алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, при условии, что фракцию с температурой конца кипения не выше 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-50 мас.% алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятом в количестве 10-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-40 мас.% алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного элементарной серой, взятой в количестве 5-20 мас.% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2, с последующим компаундированием получаемых продуктов в соотношении продукт 1: продукт 2 равном 3-4:2-1.

Отличительным признаком изобретения является то, что фракцию с температурой конца кипения не выше 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-50 мас.% алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятом в количестве 10-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-40 мас.% алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного элементарной серой, взятой в количестве 5-20 мас.% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2, с последующим компаундированием получаемых продуктов в соотношении продукт 1: продукт 2 равном 3-4:2-1.

Раздельная гидроочистка указанных фракций позволяет оптимизировать технологические параметры процесса без дополнительных энергозатрат за счет разного химического состава серосодержащих соединений и ароматических углеводородов, содержащихся в этих фракциях. В состав фракции с температурой конца кипения не выше 300oC входят преимущественно моноароматические соединения, деароматизация которых при рабочих давлениях типовых установок гидроочистки 3-5 МПа невозможна. Тем не менее, степень гидрообессеривания таких фракций очень высокая. Ароматические углеводороды фракции с температурой начала кипения не ниже 300oC представлены в основном полиароматическими соединениями, которые при указанных условиях переходят в нафтеновые углеводороды, за счет чего суммарное содержание ароматических углеводородов в получаемом после компаундирования продукте значительно снижается.

Использование указанных каталитических систем и активации каталитических слоев алюмокобальтмолибденового катализатора в среде водосодержащего газа способствует получению на поверхности катализатора оптимальному количеству активных центров, ответственных за протекание реакций гидрообессеривания и деароматизации дизельных фракций.

В известных способах получение экологобезопасного дизельного топлива с применением описанных технологий неизвестно.

Примеры. Испытания изобретения проведены на нефтяных фракциях, характеристики которых приведены в табл. 1.

Испытанию подвергались два образца катализатора. В алюмокобальтмолибденовом катализаторе (АКМ) содержание оксида молибдена составляло 16.0 мас. %, содержание оксида кобальта - 4.0 мас.%, в алюмоникельмолибденовом (АНМ) содержание оксида молибдена составляло - 18.0 мас.%, оксида никеля - 6.0 мас.%.

Процесс гидроочистки фракции 175-300oC проводили при температуре 340oC, давлении 3.0 МПа, объемной скорости подачи сырья 4 ч-1. Процесс гидроочистки фракции 300-368oC проводили при 360oC, давлении 3.0 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1. Оба процесса проводят с предварительным осернением каталитических слоев в среде водородсодержащего газа при 350-400oC.

Непосредственные данные по составу каталитической системы по примерам 1-8 приведены в табл. 2. В этой же таблице приведены содержание серы и ароматических углеводородов в получаемом продукте, а также аналогичные данные по проведению процесса известным способом (пример 8). Примеры 1 и 2 выполнены в соответствии с предлагаемой формулой изобретения. Примеры 3-7 приведены как запредельные.

Из данных таблицы видно, что реализация предлагаемого способа позволяет получить дизельное топливо с содержанием серы не выше 0.05 мас.% и ароматических углеводородов не более 20 об.%. Реализация прототипа на том же виде сырья таких результатов не дает.

из этих данных также следует, что несоблюдение состава каталитической системы и соотношения получаемых продуктов 1 и 2 приводит к снижению степени очистки. Гидроочистка суммарной фракции 175-368oC, как следует из примера 5 так же не позволяет получить требуемых результатов. Раздельная гидроочистка фракций 175-300oC и 300-368oC на каталитической системе, описанной в прототипе не позволяет получить дизельное топливо с требуемым содержанием ароматических углеводородов.

Источники информации:
1. Суханов В.П. Каталитические процессы в нефтепереработке. М.: Химия, 1979, с. 235-247.

2. Авторское свидетельство ЧССР N 264515, кл. C 10 G 45/08, оп. 13.04.90.

3. Патент США N 5068025, кл. C 10 G 45/00, оп. 26.11.91.

4. Патент США N 5114562, кл. C 10 G 65/12, оп. 19.05.92.

5. Патент РФ N 2024587, кл. C 10 G 45/08, 65/04 оп. 15.12.94 Бюл. N 23.

Похожие патенты RU2103324C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОНЕНТА МАЛОСЕРНИСТОГО ПЕЧНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Насиров Р.К.
  • Бичурин Р.Ч.
RU2112011C1
СПОСОБ ГИДРООБЛАГОРАЖИВАНИЯ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 1995
  • Насиров Р.К.
RU2084492C1
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ФРАКЦИЙ 2014
  • Федущак Таина Александровна
  • Уймин Михаил Александрович
  • Ермаков Анатолий Егорович
  • Восмериков Александр Владимирович
  • Акимов Аким Семенович
  • Морозов Максим Александрович
RU2596830C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 2001
  • Логинов С.А.
  • Капустин В.М.
  • Луговской А.И.
  • Лебедев Б.Л.
  • Рудяк К.Б.
  • Курганов В.М.
RU2247140C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НЕФТЯНЫХ ТОПЛИВ С УЛУЧШЕННЫМИ ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 1995
  • Насиров Р.К.
RU2100406C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА ИЗ СЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ 1998
  • Овчинникова Т.Ф.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Лагутенко Н.М.
  • Заяшников Е.Н.
  • Князьков А.Л.
  • Есипко Е.А.
  • Овчинников В.Н.
  • Болдинов В.А.
  • Никитин А.А.
  • Митусова Т.Н.
  • Пережигина И.Я.
  • Калинина М.В.
RU2141994C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1994
  • Насиров Р.К.
  • Мунд С.Л.
RU2054028C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА 1996
  • Шуверов В.М.
  • Веселкин В.А.
  • Крылов В.А.
  • Аликин А.Г.
  • Лихачев А.И.
  • Камлык А.С.
RU2100408C1
Способ гидрооблагораживания вакуумного газойля (варианты) 2020
  • Логинова Анна Николаевна
  • Морозова Янина Владиславовна
  • Баканев Иван Александрович
  • Свидерский Сергей Александрович
  • Фадеев Вадим Владимирович
RU2753597C2
СПОСОБ ОЧИСТКИ БЕНЗИНА КАТАЛИТИЧЕСКОГО КРЕКИНГА 1997
  • Князьков А.Л.
  • Лагутенко Н.М.
  • Есипко Е.А.
  • Хвостенко Н.Н.
  • Бройтман А.З.
  • Никитин А.А.
RU2134287C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 103 324 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЭКОЛОГОБЕЗОПАСНОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА

Предложен способ получения экологобезопасного дизельного топлива с температурами начала кипения не ниже 170oC, конца кипения не выше 370oC, содержанием серы и ароматических углеводородов не более 0.05 мас.% и 20 об.% соответственно, путем гидроочистки нефтяных фракций в присутствии алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, отличающийся тем, что фракцию с температурой начала кипения не выше 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-50 мас.% алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятом в количестве 10-20% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300oC подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10-40 мас.% алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного элементарной серой, взятой в количестве 5-20 мас.% от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2, с последующим компаундированием получаемых продуктов в соотношении продукт 1: продукт 2 равном 3-4 : 2-1. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 103 324 C1

Способ получения экологобезопасного дизельного топлива с температурами начала кипения не ниже 170oС, конца кипения не выше 370oС, содержанием серы не более 0,05 мас. путем гидроочистки нефтяных фракций в присутствии алюмокобальт- и алюмоникельмолибденовых катализаторов, отличающийся тем, что фракцию с температурой конца кипения не выше 300oС подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10 50 мас. алюмоникельмолибденового катализатора, активированного этилмеркаптаном, взятым в количестве 10 20 от общей массы каталитической системы, с получением продукта 1, фракцию с температурой начала кипения не ниже 300oС подвергают гидроочистке с использованием каталитической системы, состоящей из 10 40 мас. алюмокобальтмолибденового катализатора, активированного элементарной серой, взятой в количестве 5 20 от общей массы каталитической системы, с получением продукта 2 с последующим компаундированием получаемых продуктов в соотношении продукт 1 продукт 2 соответственно 3 4 2 1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2103324C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Суханов В.П
Каталитические процессы в нефтепереработке
- М.: Химия, 1979, с.235 - 247
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
CS, авторское свидетельство, 264515, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
US, патент, 5068025, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
US, патент, 5114562, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
RU, патент, 2024587, кл
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами 1921
  • Богач В.И.
SU10A1

RU 2 103 324 C1

Авторы

Насиров Р.К.

Бичурин Р.Ч.

Даты

1998-01-27Публикация

1996-11-22Подача