МАТЕРИАЛ НАДРОТОРНОГО УПЛОТНЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1995 года по МПК F01D11/08 F16J15/453 

Описание патента на изобретение RU2027863C1

Изобретение относится к материалам, применяемым в газотурбинных двигателях (ГТД), а именно к материалам для изготовления надроторного уплотнения ГТД.

Известно сотовое надроторное уплотнение из материала на основе металла, хорошо проводящего тепло и имеющего меньшую твердость и прочность, чем материал лопатки ротора. Хорошая срабатываемость в таких материалах обеспечивается тем, что уплотнение имеют тонкие стенки сот, а, следовательно, небольшую поверхность контакта с ротором [1].

Недостатком этого типа уплотнений является то, что рабочая температура ограничена температурой плавления металла, а также необходимость использования различных систем отвода тепла.

Известны металло-керамические композиционные материалы [2], состоящие из несущего металлического каркаса и различных наполняющих добавок. Каждая из составляющих выполняет свои функции. Несущий каркас, который формируется из металла, воспринимает на себя в процессе работы динамические, статические, термические и другие нагрузки. Наполняющие добавки придают композиционному материалу требуемые специфические свойства, такие как коэффициент трения, срабатываемость, термоокислительная стойкость. В качестве таких добавок используются порошки нитрида бора, карбида кремния, графита.

Для получения металлического каркаса по мере роста рабочей температуры от 300 до 1100оС используют такие металлы, как алюминий, сплавы алюминия с добавками кадмия и магния, медь с добавками никеля, а также никель и сплавы на его основе. От уровня жаростойкости и прочности материала несущего каркаса во многом зависят прочность и жаростойкость уплотнения.

Недостатком данного типа надроторных уплотнений является то, что из-за физико-химических свойств используемых металлов уровень температур рабочего тела не превышает 1100оС.

Данный недостаток устраняется тем, что в надроторном уплотнении несущий каркас выполнен из углерод-керамического материала на основе графитированных волокон и карбидо-кремниевой матрицы.

Преимущество предложенного материала надроторного уплотнения заключается в том, что отсутствуют ограничения рабочих температур, связанные с присутствием металла, керамический материал несущего каркаса по своим физико-химическим свойствам позволяет использовать его при температурах рабочего газа 1300-1400оС.

Применение углерод-керамических материалов в элементах современных и перспективных газотурбинных двигателей известно. Однако для надроторного уплотнения (в монолите) они непригодны из-за высокой твердости и прочности, опасности разрушения рабочих лопаток.

В предложенном материале данный недостаток устраняется присутствием во всем объеме материала уплотнения тонкодисперсного нитрида бора, который обеспечивает легкую прирабатываемость, низкий коэффициент трения в паре с материалом рабочей лопатки, выполняемой из твердых жаростойких сплавов. В качестве наполняющей добавки может кроме нитрида бора применяться какой-либо другой материал, например карбид кремния, графит, в зависимости от конкретных требований к материалу надроторного уплотнения. В качестве наполнителя для углерод-керамического материала несущего каркаса целесообразно использовать изотропный графитированный волокнистый наполнитель.

Наиболее эффективно применение данного материала в газотурбинных двигателях, работающих при температурах 1300-1400оС. При выполнении стенки корпуса камеры сгорания или выходного устройства из подобного материала (с близким коэффициентом термического расширения) становится возможным изготовление надроторного уплотнения не только в виде сегментов, но и в виде цельной обечайки.

Данный материал может быть получен по различным технологиям, но наиболее перспективно использование препреговой технологии, так как это упрощает формование изделий. Удобна эта технология и при выполнении надроторного уплотнения. Она включает следующие стадии: получение препрега, формование углепластиковой заготовки, карбонизация и высокотемпературная обработка.

По названной технологии получен материал надроторного уплотнения, содержащий графитированный войлок (10-20%), карбидо-кремниевый остаток поликарбосилана (10-30%) и тонкодисперсный порошок нитрида бора (50-80%).

Похожие патенты RU2027863C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВОГО КОМПОЗИЦИОННОГО МАТЕРИАЛА И УГЛЕРОД-КАРБИДОКРЕМНИЕВЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 1992
  • Костиков В.И.
  • Демин А.В.
  • Колесников С.А.
  • Конокотин В.В.
  • Понкратова Р.Н.
RU2084425C1
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ УГЛЕРОДНОГО САМОСМАЗЫВАЮЩЕГОСЯ МАТЕРИАЛА 1993
  • Телегин В.Д.
  • Кондратьев И.А.
  • Лаврухин С.П.
  • Российский В.А.
RU2084469C1
ВКЛАДЫШ КРИСТАЛЛИЗАТОРА ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РАЗЛИВКИ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ 1991
  • Бубненков И.А.
  • Кондрашенкова Л.А.
  • Шевяков В.П.
  • Шипков Н.Н.
RU2015818C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ НА МАТЕРИАЛАХ И ИЗДЕЛИЯХ С УГЛЕРОДСОДЕРЖАЩЕЙ ОСНОВОЙ 1992
  • Родионова В.В.
  • Кравецкий Г.А.
  • Шестакова Н.М.
  • Кузнецов А.В.
  • Костиков В.И.
  • Демин А.В.
RU2082694C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ИЗ КАРБИДА КРЕМНИЯ 1992
  • Балаклиенко Ю.М.
  • Гланц Б.А.
  • Никольская И.Ф.
  • Рохлина А.Л.
RU2034814C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ УГЛЕРОДНЫХ ВОЛОКОН 1991
  • Килин В.С.
  • Костиков В.И.
  • Демин А.В.
  • Кузьмин А.Г.
  • Морозов В.П.
RU2012696C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ НА ФРИКЦИОННЫХ УГЛЕРОДНЫХ ИЗДЕЛИЯХ 1991
  • Кулаков В.В.
  • Орлов А.Ю.
  • Жак И.В.
  • Костиков В.И.
RU2013423C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЩЕТОК 1994
RU2088007C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГРАФИТАЦИИ УГЛЕРОДНЫХ ЗАГОТОВОК 1995
  • Перевезенцев В.П.
RU2140392C1
СОСТАВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАЩИТНОГО АНТИОКИСЛИТЕЛЬНОГО ПОКРЫТИЯ НА УГЛЕРОДНЫХ МАТЕРИАЛАХ 1991
  • Орлов А.Ю.
  • Стеценко А.П.
  • Кулаков В.В.
  • Демин А.В.
RU2012553C1

Реферат патента 1995 года МАТЕРИАЛ НАДРОТОРНОГО УПЛОТНЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Использование: в газотурбинных двигателях, в конструкциях узлов уплотнений, допускающих контакт с рабочими лопатками. Цель - создание материала надроторного уплотнения газотурбинного двигателя, который бы обеспечивал надежную работу уплотнения при использовании в двигателях с температурами рабочего газа 1300-1400°С. Материал надроторного уплотнения состоит из несущего каркаса из углеродкерамического материала на основе графитированных волокон и карбидокремниевой матрицы, а также различных тонкодисперсных добавок в зависимости от конкретных требований к материалу (например, нитрид бора).

Формула изобретения RU 2 027 863 C1

МАТЕРИАЛ НАДРОТОРНОГО УПЛОТНЕНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, содержащий несущий каркас и наполнитель, отличающийся тем, что несущий каркас выполнен из углерод-керамического материала на основе графитированных волокон и карбидокремниевой матрицы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2027863C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент ФРГ N 3708956, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

RU 2 027 863 C1

Авторы

Костиков В.И.

Черненко Н.М.

Сидоров И.И.

Даты

1995-01-27Публикация

1992-07-23Подача