Изобретение относится к строительству, в частности к сооружению дорожного полотна на слабых грунтах, болотах и устройству берегоукрепления, откосов, выполненных из отходов шинной и резинотехнической промышленности.
Известна конструкция дорожного мата, в состав которого входят усиливающие элементы, выполненные из бортовых колец утилизированных автопокрышек, скрепленных между собой [1].
Согласно изобретению, часть покрышек разрезают по направлению одного из радиусов кольца и соединяют в дорожное полотно путем заведения неразрезанных колец в прорези разрезанных колец.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является мат, выполненный из скрепленных между собой бортовых колец изношенных автопокрышек, где каждое кольцо верхнего яруса частично перекрывает два кольца нижнего яруса с образованием межкольцевого пространства [2]. Кольца между собой скреплены при помощи соединительных звеньев в виде металлических скоб или стальных звеньев цепи, которые крепятся в предварительно просверленных отверстиях бортовых колец.
Напряжения растяжения, создаваемые в отверстиях бортовых колец при эксплуатации таких матов, приводят к разрушению дорожного мата прежде всего в месте просверленной дырки. Нарушается сплошность мата.
Кроме того, в болотах крепежные скобы подвергаются интенсивной коррозии, что приводит к уменьшению срока службы мата. Стоимость таких матов очень высока, несмотря на использование вторичного сырья, из-за высокой трудоемкости сверления отверстий в бортовых кольцах, изготовлении металлических скоб и монтажа мата.
Целью изобретения является повышение несущей способности, долговечности и снижение стоимости дорожного мата.
Цель достигается тем, что дорожный мат, выполненный из скрепленных между собой бортовых колец изношенных автопокрышек, где каждое кольцо верхнего яруса частично перекрывает два кольца нижнего яруса с образованием межкольцевого пространства, бортовые кольца скреплены гибкими эластичными лентами, пропущенными через межкольцевые пространства во взаимно перпендикулярном направлении с образованием пространственной объемной структуры.
В зависимости от несущей способности грунта, на который укладываются дорожные маты, они могут быть одно-, двух- и более слойными, скрепленными между собой соответствующим количеством гибких эластичных лент. Несущая способность матов повышается с увеличением слойности бортовых колец, скрепленных эластичными гибкими резинотканевыми лентами. В точках пересечения гибкие ленты армируют слабонесущий грунт, улучшая качество проезжей части.
Коэффициент сплошности пространственной структуры больше или равен 0,5. Коэффициент равен соотношению S1/S2, где S1 - площадь опоры мата, S - общая площадь мата, т.е. определяет несущую способность мата и зависит от площади опоры мата (уменьшения дырчатости мата за счет крепежных гибких лент, заполняющих пространство внутри бортовых колец).
С целью снижения напряжения растяжения дорожного мата гибкие ленты пропущены под углом к продольной стороне мата с периодическим изменением направления на 90о.
На фиг. 1 схематично изображен мат; на фиг. 2 - дорожный мат с косым плетением.
Дорожный мат выполнен из скрепленных между собой бортовых колец, где каждое кольцо 1 верхнего яруса перекрывает два кольца 2 нижнего яруса с образованием межкольцевого пространства. Уложенные кольца скреплены гибкими эластичными резинотканевыми лентами 3 и 4, пропущенными через межкольцевые пространства во взаимно перпендикулярных направлениях с образованием пространственной структуры.
В качестве соединяющей бортовые кольца ленты применяются отходы производства транспортерных лент. Это - композиционный материал, армированный 5-6 слоями капроновой ткани общей толщиной до 14 мм. Такая резинотканевая лента выдерживает напряжение растяжения более 400 МПа, относительное удлинение при этом не превышает 3-5%. Ширина гибкой эластичной ленты составляет 60-120 мм. Диаметр бортовых колец, применяемых для матов, может быть любым. При различных комбинациях размеров колец и лент коэффициент сплошности пространственной структуры должен быть больше или равен 0,5.
Мат функционирует следующим образом.
С помощью крана маты укладывают на слабый грунт, например болото. При проезде транспортных средств - автомобилей, трубоукладчика, болотного трактора - мат подвергается механическим, главным образом растягивающим, напряжениям. Благодаря соединению бортовых колец протяженной гибкой лентой создаваемые напряжения растяжения релаксируют из-за гибкости и податливости соединяемой ленты, а высокий модуль упругости бортовых колец, армированных стальной проволокой, придает конструкции полотна необходимую жесткость.
При сооружении дорог маты укладывают с образованием нахлеста или без него, соединяя в последнем случае маты между собой гибкой эластичной лентой. Уложенные маты после их утрамбования засыпают слоем щебня или другого грунта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ устройства армирующего слоя дорожной одежды | 1991 |
|
SU1808040A3 |
Перекрытие реки или оврага | 1989 |
|
SU1705477A1 |
Мостовой переход через речку или овраг | 1990 |
|
SU1823888A3 |
Дорожная насыпь | 1990 |
|
SU1782257A3 |
ГРУНТОВЫЙ МОДУЛЬ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2600426C1 |
ПОКРЫТИЕ АНТИЭРОЗИОННОЕ | 2001 |
|
RU2223360C2 |
Устройство для защиты от механических повреждений подземных трубопроводов в скальных грунтах | 1988 |
|
SU1686248A1 |
Защитное покрытие откосов | 1990 |
|
SU1733554A1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ДОРОЖНОГО ПОЛОТНА | 1992 |
|
RU2043455C1 |
СТАЦИОНАРНОЕ БОНОВОЕ ЗАГРАЖДЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПЛАВУЧЕСТИ | 2003 |
|
RU2247809C2 |
Использование: строительство дорог на слабых грунтах. Сущность изобретения: мат для дорог и берегоукреплений выполнен из скрепленных между собой бортовых колец изношенных автопокрышек. Каждое кольцо верхнего яруса перекрывает два кольца нижнего яруса с образованием межкольцевого пространства. Бортовые кольца скреплены гибкими лентами, пропущенными через межкольцевое пространство во взаимно перпендикулярных направлениях с образованием пространственной структуры. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Зеркально-линзовая телескопическая концентрическая система | 1985 |
|
SU1282047A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-02-27—Публикация
1991-02-01—Подача