ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1995 года по МПК H02K41/03 

Описание патента на изобретение RU2030080C1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к линейным шаговым электродвигателям, которые находят применение в гибких производственных комплексах в машиностроении, приборостроении и других отраслях промышленности.

Известны линейные шаговые электродвигатели, содержащие активный якорь с зубчатыми полюсами, постоянными магнитами (обмотками возбуждения) и фазными обмотками [1].

Однако конструкция этих двигателей нетехнологична, требуется большой расход материалов при необходимости достижения длинноходовых перемещений с высокой точностью.

Для достижения таких перемещений конструкция должна включать в себя индуктор большой протяженности с нарезкой либо со сформированным иным способом протяженным слоем.

На большой протяженности (от единиц до десятков метров) выдержать точный шаг по зубцам затруднительно. При этом затрачивается значительное количество материалов.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является линейный шаговый электродвигатель, содержащий зубчатый индуктор и якорь с постоянным магнитом и двумя прилегающими к нему П-образными сердечниками, на средней части которых расположено по обмотке, а крайние части образуют полюса, снабженные одинаковыми зубцами с зубцовым делением, равным зубцовому делению зубцов индуктора, причем зубцы полюсов каждого сердечника сдвинуты между собой на 180 эл.град, а сдвиг зубцов на полюсах разных сердечников составляет 90 эл.град [2].

Недостатком этого двигателя является то, что он не обеспечивает достаточной точности перемещения и имеет нетехнологичную конструкцию.

Цель изобретения - повышение точности перемещения и повышение технологичности.

Для этого линейный шаговый электродвигатель снабжен магнитомягким беззубцовым гладким ярмом, а индуктор выполнен в виде замкнутой ленты с зубцами в виде магнитопроводных и немагнитных участков, все элементы якоря размещены внутри замкнутого индуктора, при этом якорь с индуктором установлены на магнитопроводящем ярме, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого хода двигателя, причем якорь выполнен в виде секций, соединенных шарнирно с возможностью перемещения секций вокруг осей, параллельных нарезке зубцов.

На фиг. 1 показан предлагаемый двигатель; на фиг. 2 - модификация двигателя на аэростатических опорах; на фиг. 3 - узел I на фиг. 2 (модуль двигателя); на фиг. 4 - модификация двигателя на опорах качения; на фиг. 5 - модификация двигателя с секционированным якорем.

Двигатель имеет активный якорь 1 с зубчатыми полюсами 2, магнитами возбуждения 3 и фазными обмотками 4, расположенными с зазором δ внутри замкнутого ленточного индуктора 5, в котором магнитомягкие зубцы 66 перемежаются с немагнитными промежутками 7. С наружной стороны индуктора 5 против рабочей поверхности якоря без зазора расположено протяженное беззубцовое гладкое магнитомягкое ярмо 8, длина Lя которого больше Lд двигателя на величину требуемого хода двигателя Lх.

В качестве опор якоря (фиг. 2, 3) может быть использована традиционная для высокоточных линейных шаговых электродвигателей аэростатическая опора. Тогда рабочая поверхность якоря 9 и внутренняя поверхность индуктора 10 должны быть гладкими и не пропускающими воздух, например, залиты пластмассами. Направляющие 11 для ленточного индуктора также должны содержать аэростатическую опору.

Двигатель может быть выполнен и с катящимиcя опорами (фиг. 4). При этом якорь с зазором δ опирается на внутреннюю поверхность индуктора 10 с помощью опор качения 12, а направляющие выполнены в виде роликов качения.

Для реализации перемещений по неплоским поверхностям (фиг. 5) якорь 1 выполняется из отдельных секций 13, связанных шарнирами 14 с осью вращения, параллельной нарезке зубцов 6.

Линейный шаговый электродвигатель работает следующим образом.

За счет наличия постоянных магнитов возбуждения или обмоток возбуждения, независимо от токового состояния фазных обмоток, двигатель развивает силу нормального притяжения к ярму индуктора, на порядок превышающую тангенциальное тяговое усилие. В результате обеспечивается надежное сцепление двигателя с ярмом, выполняющим одновременно роль гладкой направляющей движения. Это сцепление обеспечивается при любом положении двигателя и ярма в пространстве. Опоры и направляющие для охвата ленточным индуктором якоря обеспечивают гарантированные рабочие зазоры и свободное движение ленты вокруг якоря. При коммутации фазных обмоток, как и в известных технических решениях, возникает тяговое усилие между якорем и индуктором, и двигатель перемещается вдоль ярма подобно танку без проскальзывания, неся на себе ограниченной длины зубцовую зону индуктора. Ограниченность длины зубцовой зоны индуктора позволяет выполнить ее с высокой точностью расположения зубцов, что обеспечивает высокую точность длинноходовых перемещений.

При наличии изгибов ярма - направляющей движения - двигатель может их огибать, если якорь секционирован и секции связаны шарнирами с осью, параллельной зубцам.

При движении двигателя подобно гусенице якорь огибает неровности ярма, причем неравномерность рабочего зазора под каждой секцией оказывается невелика, и двигатель практически не ухудшает своих характеристик.

По сравнению с известными двигателями предлагаемый линейный шаговый электродвигатель создает возможность реализации линейных однокоординатных перемещений без необходимости выполнения длинномерной нарезки зубцовой зоны индукторов, что особенно важно при перемещениях от единиц до десятков метров.

В результате при наличии короткой ленты, где выдержать точный зубцовый шаг не представляет трудностей, и надежном сцеплении ленты индуктора с ярмом за счет использования больших сил одностороннего притяжения обеспечивается высокая точность перемещения, повышается технологичность конструкции, экономится материал, затрачиваемый обычно на формирование протяженных зубцовых структур индуктора.

Похожие патенты RU2030080C1

название год авторы номер документа
ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Ивоботенко Б.А.
  • Луценко В.Е.
  • Белявский Е.И.
  • Кобалия М.И.
RU2030079C1
Линейный шаговый электродвигатель 1978
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Белявский Евгений Иванович
SU752656A1
Двухкоординатный шаговый электродвигатель 1983
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Велиев Олег Исмаилович
  • Лашхаури Николай Робертович
  • Прудникова Юлия Ивановна
SU1201971A1
Линейный шаговый электродвигатель 1981
  • Сапожников Борис Иванович
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Доброслов Владимир Григорьевич
SU1001348A1
Линейный шаговый электродвигатель 1972
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
SU504278A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437203C1
Двухкоординатный шаговый электродвигатель 1977
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Баль Владимир Борисович
  • Гониашвили Элисбар Семенович
  • Копылов Игорь Петрович
SU657539A1
Многокоординатный шаговый электродвигатель 1983
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Сапожников Борис Иванович
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Прудникова Юлия Ивановна
  • Велиев Олег Исмаилович
  • Ляшук Юрий Федорович
SU1119131A1
БЕСКОНТАКТНАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАГНИТОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416860C1
Многофазный линейный шаговый двигатель 1981
  • Баль Владимир Борисович
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Добромыслин Виктор Моисеевич
  • Савостин Евгений Иванович
  • Фомин Леонид Иванович
SU1001349A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 030 080 C1

Реферат патента 1995 года ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ

Использование: в гибких производственных комплексах в машиностроении, приборостроении и других отраслях промышленности. Сущность изобретения: двигатель имеет активный якорь 1 с зубчатыми полюсами 2, магнитами возбуждения 3 и фазными обмотками 4, расположенными с зазором внутри замкнутого ленточного индуктора 5, в котором магнитомягкие зубцы 6 чередуются с немагнитными промежутками 7. С наружной стороны индуктора 5 против рабочей поверхности якоря без зазора расположено протяженное беззубцовое гладкое магнитомягкое ярмо 8, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого хода двигателя. Опоры и направляющие для охвата ленточным индуктором якоря обеспечивают гарантированные рабочие зазоры и свободное движение ленточного индуктора вокруг якоря. Ограниченность длины зубцовой зоны индуктора позволяет выполнить ее с высокой точностью, что повышает точность перемещения. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения RU 2 030 080 C1

1. ЛИНЕЙНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий якорь с зубчатыми полюсами, обмотками управления, системой возбуждения и зубчатый индуктор, отличающийся тем, что, с целью повышения точности перемещения и технологичности, он снабжен магнитопроводящим гладким ярмом, а индуктор выполнен в виде замкнутой ленты с зубцами в виде магнитопроводных и немагнитных участков, все элементы якоря размещены внутри замкнутого индуктора, при этом якорь с индуктором установлены на магнитопроводящем ярме, длина которого больше длины двигателя на величину требуемого его хода. 2. Электродвигатель по п.1, отличающийся тем, что якорь выполнен в виде секций, соединенных шарнирно с возможностью их перемещения вокруг осей, параллельных нарезке зубцов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2030080C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Линейный шаговый электродвигатель 1981
  • Баль Владимир Борисович
  • Ивоботенко Борис Алексеевич
  • Луценко Виктор Евгеньевич
  • Ануров Владимир Ильич
  • Алексеев Валентин Александрович
SU989699A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 030 080 C1

Авторы

Ивоботенко Б.А.

Луценко В.Е.

Пауков Ю.Н.

Велиев О.И.

Даты

1995-02-27Публикация

1989-12-29Подача