УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ Российский патент 1995 года по МПК B60M5/00 

Описание патента на изобретение RU2030308C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для использования на участках железных дорог, оборудованных рельсовыми цепями.

Известен рельсовый стыковой соединитель, выполненный из двух, например, алюминиевых, соединенных гибкой лентой втулок, запрессованных стальными вкладышами в отверстиях в шейке рельсов и стыковой накладке так, что для обеспечения наименьшего и стабильного переходного сопротивления посадочный диаметр вкладыша выполнен не менее чем на 5% больше внутреннего диаметра втулки, а отверстия в шейке рельсов и стыковой накладке выполнены не более чем на 2% больше наружного диаметра втулки.

Как показал опыт эксплуатации соединителей серийного изготовления в пути, диаметр цилиндрической части вкладышей может быть различным в зависимости от квалитета поверхности с минусовым допуском отклонения от номинального значения на посадочной длине L ≈ 50 мм, например, до 20 μ и более для квалитета h 11 при шероховатости поверхности не хуже 2,5μ . Особенно нежелательно уменьшение диаметра по длине цилиндрического участка вкладыша в направлении от плоскости совмещения заходного конца с цилиндром (обратный конус). В таком случае резко снижается надежность посадки вкладыша при запрессовке втулки. Величину допускаемого отклонения по диаметру упругопластической запрессовки вкладыша в первом приближении можно вычислить по формуле
Δl ≅ ,
(1) где σ02 - предел текучести материала втулки, кгс/см2, и составляет ≈ 0,5 σB (временное сопротивление материала);
l - толщина стенки втулки, см;
Е - модуль упругости материала втулки, кгс/см2.

Для сплавов АДI и АМЦ σ02 составляет соответственно 250 кгс/см2 и 700 кгс/см2, а Е = 4˙105 кгс/см2.

При значении l = 0,35 см в соответствии с (1) получают:
2˙10-4 < Δ l < 6˙10-4 см (2) или
2 μ < Δ l < 6 μ .

Таким образом из (2) следует, что выполнение условия надежной упругопластической запрессовки можно достигнуть традиционным методом повышения класса точности и чистоты обработки цилиндрического участка вкладыша, что приводит к резкому увеличению стоимости изделия. Отсюда следует, что существенным недостатком надежности запрессовки втулок известных соединителей является отсутствие рациональных требований к геометрической характеристике посадочного участка вкладыша.

Другой недостаток запрессовки цилиндрической части вкладыша во втулке - невозможность дополнительной подпрессовки вкладыша в процессе эксплуатации. Необходимость такого мероприятия обусловлена снижением упругости поджатия стенки втулки вкладышем к поверхности отверстия в шейке рельса вследствие многократных пиковых виброударных перегрузок (до 200g), воздействующих на стык при прохождении поездов. По причине указанных недостатков снижается стабильность переходного электрического сопротивления и отмечается возрастание его во времени, что приводит к возникновению продольной асимметрии рельсовой цепи (различное сопротивление рельсовых нитей), а затем и отказу рельсовых цепей. Особенно это проявляется в работе соединителей с втулками, наружный диаметр которых более чем в 1,2 раза превышает толщину шейки рельса.

Задача изобретения - повышение эксплуатационной надежности соединителя.

Для этого в устройстве для электрического стыкового соединения железнодорожных рельсов, содержащем две алюминиевые втулки, соединенные гибким токопроводом и запрессованные в отверстиях шейки рельсов с диаметром, не более чем на 2% превышающим наружный диаметр втулок, посредством стальных вкладышей с заходным конусом и посадочным участком, диаметр которого не менее, чем на 5% больше внутреннего диаметра втулок, посадочный участок вкладышей выполнен с коническим сужением в сторону заходного конуса в диапазоне от 1:50 до 1:200, при этом материалы вкладыша и втулки выбраны с соотношением пределов текучести не менее, чем 4,0:1, и не более чем 12,5:1.

На фиг. 1 показан соединитель втулочного типа, установленного на рельсах стыка; на фиг. 2 - зависимость усилия запрессовки конического штифта от конуса посадки; на фиг. 3 - зависимости усилия выпрессовки конического штифта от конуса посадки; на фиг. 4 - узел запрессовки в шейке рельса втулки соединителя вкладышем с конической посадочной поверхностью (сечение по горизонтальной оси рельса).

На фиг. 1 приведен соединитель, установленный в пути. Он содержит токопровод 1, например, из многожильного алюминиевого провода А120 с двумя, например, алюминиевыми втулками 2, выполненными, например, из сплава АД1, запрессованными в отверстиях шейки 3 отдающего и принимающего концов рельсов стыка, например, стальными (марка стали Ст.40) вкладышами 4 по обе стороны накладки 5. Для оценки эффекта была разработана методика и проведены исследования усилий запрессовки и выпрессовки вкладышей в виде штифтов с различным сужением посадочного конического участка в интервале
от K1= = до K2=
(3) где D - наибольший и d - наименьший диаметры посадочного конуса на заданной длине l.

На фиг. 2 приведены результаты исследований усилий запрессовки стальных вкладышей в виде штифтов (с заходным конусом) в алюминиевые втулки, а на фиг. 3 - результаты исследований усилий выпрессовки этих вкладышей с различными посадочными конусами.

Предел текучести σ02 вкладыша из Ст.40 составляет ≈ 2800 кгс/см2, а пределы текучести для алюминиевых сплавов АМЦ и АДI - соответственно ≈ 700 кгс/см2 и ≈ 250 кгс/см2. Перед запрессовкой посадочную поверхность вкладышей смазывают солидолом. При этом используют специальное приспособление, состоящее из отрезка рельса Р65, в шейке которого находится отверстие диаметром 22,0+0,2 мм для опытных образцов втулок с наружным (посадочным) диаметром 22,0-0,1 мм. Внутренний диаметр втулок 12,0+0,2 мм, а наибольший диаметр штифтов - 15-0,005 мм при заходном конусе, ограниченном заданными пределами.

Результаты исследований позволяют установить целесообразность применения для запрессовки втулок штифтов (вкладышей) с коническим сужением в пределах от 1:50 до 1:200 (на фиг. 3 пределы оптимального сужения ограничены пунктирными линиями).

На основе полученных экспериментальных результатов получают вкладыш с коническим сужением посадочного участка в сторону заходного конуса в пределах 1:50-1:200. Выявленные оптимальные пределы конической посадочной поверхности контактной пары зависят от материала вкладыша и втулки и потому заданы соотношениями пределов текучести в диапазоне 4,0:1,0-12,5:1,0.

Полученные результаты позволяют исключить необходимость повышенной точности обработки поверхности посадочного конуса вкладыша и осуществлять подпрессовку вкладыша в эксплуатации.

На фиг. 4 изображен узел запрессовки в шейке рельса втулки соединителя вкладыша с конической посадочной поверхностью 1:50-1:200. Вкладыш выполнен, например, из Ст.40, а втулка, например, из алюминиевого сплава АДI или АМЦ. Достаточная надежность контактной пары втулка-рельс, запрессованной вкладышем с такой конической посадочной поверхностью, следует из обеспечения допускаемого усилия выпрессовки вкладыша не менее чем 0,85 тс (на фиг. 2 соответствует dlgP/dlgК = 0), превышающего это наименьшее усилие запрессовки при выбранном соотношении пределов текучести материала вкладыша и втулки.

Похожие патенты RU2030308C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СТЫКОВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 1989
  • Косарев В.А.
  • Щиголев С.А.
  • Чумаченко А.И.
  • Лубенец Н.И.
  • Морозов С.Б.
RU2011570C1
Устройство для электрического стыкового соединения железнодорожных рельсов 1977
  • Оводков Лель Валентинович
  • Косарев Владимир Алексеевич
SU681483A2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО^"'СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ^^РЕЛЬСОВ 1969
SU419428A1
РЕЛЬСОВЫЙ ЭЛЕКТРОТЯГОВЫЙ СОЕДИНИТЕЛЬ 1994
  • Щиголев С.А.
  • Косарев В.А.
  • Симонов Ю.М.
  • Жога В.П.
RU2133678C1
Устройство рельсового стыкового электрического соединителя 1990
  • Самарин Николай Яковлевич
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Ромашев Лазарь Николаевич
  • Чумаченко Анатолий Иванович
  • Гранделев Виктор Алексеевич
  • Ряховский Лев Иванович
  • Наумов Анатолий Васильевич
SU1791188A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАБЕГАНИЯ КОЛЕСА ГРУЗОВОГО ВАГОНА НА РЕЛЬС 1994
RU2108251C1
РЕГУЛЯТОР СКОРОСТИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1994
  • Белобаев Г.Я.
RU2084668C1
ЗАГРАДИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ УСТРОЙСТВА ОГРАЖДЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПЕРЕЕЗДА 1998
  • Нетеса А.Г.
  • Чех Н.П.
  • Шумилов С.А.
  • Нетеса В.П.
RU2151707C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАБЕГАНИЯ КОЛЕСА ПОДВИЖНОЙ ЕДИНИЦЫ НА РЕЛЬС 1999
  • Глаголев Е.В.
  • Зыков Ю.В.
  • Колчин В.В.
RU2174083C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ТОРМОЗОМ 1994
  • Новиков О.И.
RU2093390C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 030 308 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ

Использование: железнодорожный транспорт, рельсовые цепи. Сущность изобретения: устройство содержит токопровод из многожильного, например, алюминиевого провода, две, например, алюминиевые втулки, запрессованные в отверстиях шейки отдающего и принимающего концов рельсов стыка, стальные вкладыши по обе стороны накладки. При этом вкладыш выполнен с конической посадочной поверхностью в диапазоне от 1:50 до 1:200, а соотношение пределов текучести материала вкладыша к материалу втулки находится в пределах не менее чем 4,0: 1,0 и не более чем 12,5:1,0. Конструкция соединителя исключает необходимость точной обработки посадочного конуса вкладыша и обеспечивает подпрессовку его в эксплуатации. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 030 308 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ, содержащее две алюминиевые втулки, соединенные между собой гибким токопроводом и запрессованные в отверстиях шейки рельсов с диаметром, не более чем на 2% превышающим наружный диаметр втулок, посредством стальных вкладышей с заходным конусом и посадочным участком, диаметр которого не менее чем на 5% больше внутреннего диаметра втулок, отличающееся тем, что посадочный участок вкладышей выполнен с коническим сужением в сторону заходного конуса в диапазоне от 1 : 50 до 1 : 200, при этом материалы вкладыша и втулки выбраны с соотношением пределов текучести не менее 4,0 : 1 и не более 12,5 :1.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2030308C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО^"'СТЫКОВОГО СОЕДИНЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ^^РЕЛЬСОВ 1969
SU419428A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 030 308 C1

Авторы

Щиголев С.А.

Косарев В.А.

Даты

1995-03-10Публикация

1992-05-25Подача