Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в узлах крепления насосов в топливных баках летательных аппаратов для обеспечения возможности установки и съема насоса без слива топлива из баков.
Известны внутрибаковые насосные узлы по патенту США N 3000543, кл. 222-333, опубл. 1961 и по патенту Великобритании N 2060070, кл. F 04 D 29/60, опубл. 1981, содержащие закрепленный на днище бака кожух с окнами на его боковой поверхности, расположенную внутри кожуха и уплотненную относительно него гильзу, а также средство перемещения и фиксации гильзы в ее нижнем положении, при котором она перекрывает доступ топлива к внутренним полостям кожуха.
Недостатками этих устройств является то, что средства фиксации гильзы не обеспечивают исключение случайного, несанкционированного слива топлива при снятии насоса, так как они расположены с внешней стороны бака в зоне перемещения корпуса насоса при его выводе из бака. Кроме того, расположение гильзы внутри кожуха не позволяет минимизировать невырабатываемый остаток топлива и увеличить время полета при отрицательных перегрузках вследствие малого внутреннего объема полости, питающей насос.
Известен внутрибаковый насосный узел по авт.св. СССР N 317572, кл. B 64 D 37/00, опубл. 1971, частично устраняющий последние из указанных выше недостатков вследствие внешнего расположения гильзы и принятый в качестве прототипа. Данный насосный узел содержит закрепленный на днище бака кожух с окнами на его боковой поверхности, расположенный внутри кожуха насос, средства крепления насоса к кожуху, гильзу, охватывающую кожух, установленную с возможностью перемещения вдоль кожуха и подпружиненную относительно него, средство перемещения гильзы, уплотнение между корпусом насоса и кожухом, расположенное в верхней части корпуса насоса, уплотнение между гильзой и кожухом, уплотнение торцовой части гильзы, сетчатый фильтр и сливную пробку в нижней части корпуса насоса. При этом средство перемещения гильзы выполнено в виде шарнирно укрепленного на кожухе вильчатого рычага второго рода, взаимодействующего со смонтированными на гильзе цапфами, и винтового толкателя, установленного в сквозном резьбовом отверстии днища бака. Однако наличие в днище бака отверстия для винтового толкателя требует дополнительного уплотнения, что снижает надежность герметизации бака в целом. Кроме того, выполнение средства перемещения гильзы в виде рычажного механизма усложняет конструкцию узла, увеличивает его массу и не исключает случайный, несанкционированный слив топлива при монтаже или демонтаже насоса.
Цель изобретения - повышение надежности узла, упрощение конструкции, снижение его массы и исключение случайного, несанкционированного слива топлива при монтаже и демонтаже насоса.
Цель достигается тем, что внутрибаковый насосный узел, содержащий закрепленный на днище бака кожух с окнами на его боковой поверхности, расположенный внутри кожуха насос, средства крепления насоса к кожуху, гильзу, охватывающую кожух, установленную с возможностью перемещения вдоль кожуха и подпружиненную относительно него, средство перемещения гильзы, уплотнение между корпусом насоса и кожухом, расположенное в верхней части корпуса насоса, уплотнение между гильзой и кожухом, уплотнение торцовой части гильзы, сетчатый фильтр и сливную пробку в нижней части корпуса насоса, снабжен дополнительным уплотнением между корпусом насоса и кожухом, расположенным в нижней части корпуса насоса, при этом в кожухе выполнены продольные прорези, в корпусе насоса выполнены фигурные пазы в виде ломаной линии, состоящей из одного центрального горизонтального участка и двух крайних - нижнего глухого и верхнего открытого вертикальных участков, в кожухе закреплены пальцы, своими концами расположенные в упомянутых фигурных пазах, на корпусе насоса выполнены выступы, образующие горизонтально расположенные сквозные каналы, а средство перемещения гильзы выполнено в виде штырей, закрепленных в ней, проходящих через упомянутые продольные прорези и своими концами расположенных в упомянутых сквозных пазах.
Такое выполнение узла позволяет исключить механизм перемещения гильзы за счет обеспечения непосредственного воздействия корпуса насоса на гильзу в процессе монтажа или демонтажа насоса в баке, а также избавиться от дополнительного отверстия в баке для воздействия на механизм перемещения гильзы. При этом исключается случайный, несанкционированный слив топлива при монтаже или демонтаже насоса. Это обеспечено за счет разделения этапов перемещения корпуса насоса - до касания торцом гильзы днища бака и после этого и однозначно определено безальтернативной последовательностью операций.
Кроме того, гильза в узле выполнена чашеобразной, причем ее нижняя часть имеет больший диаметр, что позволяет обеспечить бесперебойную работу насоса при отрицательных перегрузках в течение большего времени вследствие увеличенного внутреннего объема гильзы, заполненного топливом; сетчатый фильтр расположен снаружи гильзы и закреплен своей верхней частью на кожухе, что способствует увеличению площади поверхности фильтра, повышая тем самым эффективность его работы; в днище бака выполнено углубление напротив торца гильзы, что позволяет снизить невырабатываемый остаток топлива.
На фиг.1 представлен внутрибаковый насосный узел в разрезе; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 показана зона контакта гильзы с днищем в увеличенном масштабе.
В днище 1 топливного бака закреплен любым известным образом кожух 2, внутри которого расположен корпус 3 насоса, закрепляемый на кожухе 2 болтами 4 (на фиг.1 изображен один болт). Снаружи кожуха 2 установлена гильза 5 чашеобразной формы, подпружиненная относительно него пружиной 6 в сторону днища 1. Напротив торца гильзы 5 в днище 1, которое в этой зоне образовано фланцевой частью кожуха 2, выполнено углубление 7. В кожухе 2 выполнены продольные прорези 8 (например, три равномерно расположенные по окружности) и окна 9, а в корпусе 3 насоса выполнены фигурные пазы 10, имеющие форму ломаной линии с одним центральным горизонтальным участком 11 и двумя крайними - верхним открытым 12 и нижним глухим 13 вертикальными участками, параллельными оси кожуха 2 и корпуса 3 насоса, а также продольным прорезям 8. В корпусе 3 насоса установлен электродвигатель 14, уплотненный относительно корпуса 3 насоса уплотнениями 15. На корпусе 3 насоса также выполнены выступы 17 (например, три равномерно расположенные по окружности), образующие горизонтально расположенные каналы 18, а в гильзе 5 закреплены штыри 19, проходящие через продольные прорези 8 и своими концами расположенные в каналах 18. Кожух 2 и корпус 3 насоса уплотнены относительно друг друга уплотнениями 20 и 21, а гильза 5 относительно днища 1 - уплотнением 22. Снаружи кожух 2 и гильза 5 охвачены сетчатым фильтром 23, закрепленным своей верхней частью на кожухе 2. В корпусе 3 насоса расположена сливная пробка 24 и выполнено захватное приспособление 25 для подсоединения к нему специального съемника (не показан). Наднасосная полость 26 соединена с магистралью 27, в которой установлен обратный клапан 28.
Узел работает следующим образом.
В рабочем состоянии узла корпус 3 насоса закреплен болтами 4 к кожуху 2 и гильза 5 поднята над днищем 1 бака штырями 19, расположенными в каналах 18. Тем самым обеспечивается попадание топлива через зазор между уплотнением 22 и днищем 1 через окна 9 к всасывающему отверстию насоса. При необходимости замены насоса без слива топлива из бака специальный съемник фиксируется в захватном приспособлении 25, после чего отворачиваются болты 4. Корпус 3 насоса перемещается вниз в пределах длины нижнего глухого вертикального участка 13 фигурных пазов 10. При этом гильз 5 совместно с корпусом 3 насоса штырями 19, расположенными в каналах 18, также перемещается вниз. Упор пальцев 16 в горизонтальный центральный участок 11 фигурных пазов 10 свидетельствует о гарантированном контакте гильзы 5 с днищем 1, в результате чего герметизируется внутренняя полость гильзы 5 от полости бака под действием пружины 6, обеспечивающей обжатие уплотнения 22. В процессе указанного перемещения корпуса 3 насоса уплотнение 20 выходит, а уплотнение 21 не выходит из контакта с поверхностью кожуха 2, тем самым обеспечивается истечение остатка топлива из наднасосной полости 26 во внутреннюю полость корпуса 3 насоса и гильзы 5. При этом обратный клапан 28 перекрывает поток топлива из магистрали 27. В дальнейшем открывают сливную пробку 24 (или содержащийся в ней сливной клапан), через которую удаляется остаток топлива из всех внутренних полостей узла. Поворотом корпуса 3 насоса в пределах центрального горизонтального участка 11 фигурных пазов 10 штыри 19 выводятся из каналов 18. Дальнейшим осевым перемещением корпуса 3 насоса по верхнему открытому вертикальному участку 12 фигурных пазов 10 корпуса 3 насоса выводится из кожуха 2. При таком осевом перемещении исключается контакт корпуса 3 насоса со штырями 19, т.е. гильза 5 не подвергается каким-либо воздействиям со стороны оператора при демонтаже насоса и, следовательно, исключен случайный, несанк- ционированный слив топлива при демонтаже.
Монтаж узла осуществляется в обратном порядке. При этом ввод корпуса 3 насоса по верхнему открытому вертикальному участку 12 фигурных пазов 10 до упора в центральный горизонтальный участок 11 фигурных пазов 10 не сопровождается каким-либо воздействием на штыри 19 - гильза 5 продолжает контактировать с днищем 1 и подтекание топлива исключено. Упор пальцев 16 в центральный горизонтальный участок 11 фигурных пазов 10 свидетельствует о входе уплотнения 21 в контакт с кожухом 2. Поворот корпуса 3 насоса по центральному горизонтальному участку 11 фигурных пазов 10 приводит к вводу штырей 19 в канал 18, а дальнейший подъем корпуса 3 насоса по нижнему глухому вертикальному участку 13 фигурных пазов 10 обеспечивает принудительный подъем гильзы 5 и доступ топлива к всасывающему окну насоса.
Невырабатываемый остаток топлива в баке определен величиной зазора а между нижней кромкой гильзы 5 и днищем 1. Этот остаток может быть минимизирован при сохранении номинального проходного сечения в зазоре b между нижней кромкой гильзы 5 и днищем 1 за счет углубления 7 напротив торца гильзы 5.
Выполнение гильзы 5 чашеобразной формы, а также наличие зазора с между нижней кромкой гильзы 5 и торцом всасывающего окна насоса обеспечивают бесперебойную работу насоса при кратковременных отрицательных перегрузках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ШАХТНОЙ ПЕЧИ | 1998 |
|
RU2136762C1 |
Приводной механизм клапана | 1980 |
|
SU1132797A3 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАГРУЗКИ ШАХТНОЙ ПЕЧИ | 1997 |
|
RU2118372C1 |
МАШИНА ДЛЯ БЕСШВЕЙНОГО СКРЕПЛЕНИЯ КНИЖНЫХ БЛОКОВ | 1993 |
|
RU2023595C1 |
НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ | 1967 |
|
SU205563A1 |
ПОДВАГОННЫЙ АККУМУЛЯТОРНЫЙ МОДУЛЬ | 1996 |
|
RU2104182C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК ЖИДКОСТНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК РАКЕТ БОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ | 2020 |
|
RU2738247C1 |
ТОПЛИВНЫЙ БАК И ЕГО ЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 2016 |
|
RU2657137C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ НИТРОЭФИРОВ | 1997 |
|
RU2181070C2 |
ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ВЫРАБОТКИ ТОПЛИВА ИЗ ЗАДАННЫХ ТОЧЕК ПРОСТРАНСТВА | 1978 |
|
SU764290A1 |
Использование: для крепления насосов в топливных баках летательных аппаратов. Сущность изобретения: на днище бака закреплен кожух с окнами на боковой поверхности. Внутри кожуха расположен насос. Гильза, охватывающая кожух, установлена с возможностью перемещения вдоль кожуха и подпружинена относительно него. Уплотнение между корпусом насоса и кожухом расположено в верхней и нижней частях корпуса насоса. В кожухе выполнены продольные прорези. В корпусе насоса выполнены фигурные пазы в виде ломаной линии, состоящей из одного центрального горизонтального участка и двух крайних - нижнего глухого и верхнего открытого вертикальных участков. В кожухе закреплены пальцы, концами расположенные в фигурных пазах. На корпусе насоса выполнены выступы, образующие горизонтально расположенные сквозные каналы. Средство перемещения гильзы выполнено в виде штырей, закрепленных в ней, проходящих через прорези и концами расположенных в сквозных каналах. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
УСТРОЙСТВО для УПЛОТНЕНИЯ МОНТАЖНОГО ЛЮЧКАтопливного | 0 |
|
SU317572A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-03-20—Публикация
1992-01-28—Подача