Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли.
Известен способ ремонта подшипникового узла /1/, принятый за прототип, включающий его разборку, дефектовку, комплектовку и сборку.
Недостатком этого способа ремонта подшипникового узла является в большинстве случаев замена изношенного подшипника вследствие увеличенного радиального зазора и восстановление размерных характеристик отверстия корпуса в результате износа. Замена изношенного подшипника на новый или отремонтированный соответствующего типоразмера существенно повышает себестоимость ремонта, а восстановление размерных характеристик отверстия корпуса наплавкой, постановкой втулок или применением эпоксидных смол требует специального оборудования и дополнительных затрат.
Предлагаемым изобретением решается задача снижения себестоимости ремонта подшипниковых узлов.
Для достижения поставленной задачи в предлагаемом способе ремонта подшипникового узла комплектовка заключается в подборе комплекта прокладок, толщина которого определяется по выражению
где S - толщина комплекта прокладок;
DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике,
с последующей его установкой в процессе сборки подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг. 1 изображен подшипниковый узел с изношенными шариковыми подшипниками.
На фиг.2 изображен подшипниковый узел после ремонта предлагаемым способом.
На фиг. 3 представлен разрез шарикового подшипника для расчета осевой игры.
Подшипниковый узел включает вал 1, корпус 2, подшипники качения 3 и крышку 4. Между торцом наружного кольца подшипника качения 3 и крышкой 4 установлен комплект прокладок 5, толщина которого определяется по выражению
где S - толщина комплекта прокладок;
DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике.
Способ ремонта подшипникового узла осуществляется следующим образом. После его разборки производят дефектовку, т.е. измеряют радиальный зазор в изношенных подшипниках качения 3. По номеру подшипника и справочнику определяют диаметры тел качения подшипников и рассчитывают толщину комплекта прокладок 5 по вышеприведенной зависимости. Поcле этого производят сборку подшипникового узла, установив между торцом наружного кольца одного из изношенных подшипников качения 3 и крышкой 4 комплект прокладок 5.
Установка комплекта прокладок приводит к перемещению наружного кольца подшипника качения относительно внутреннего. При этом тела качения будут контактировать с боковыми поверхностями желобов, а радиальный зазор станет равным нулю. Оси наружного и внутреннего колец совпадут.
Толщина комплекта прокладок определена из условия перемещения внутреннего кольца относительно наружного (осевой игры) в изношенном подшипнике. Из фиг.3 следует, что
S1 = A•Sinγ,
где S1 - осевая игра в одном изношенном подшипнике;
А - расстояние между центрами кривизны желобов наружного и внутреннего колец;
γ - угол контакта в изношенном подшипнике, равный
где gr - радиальный зазор в изношенном подшипнике.
Подставляя, получим
.
Для радиальных шарикоподшипников расстояние между центрами кривизны желобов наружного и внутреннего колец при условии, что rN=rV=r=0,515•DT, где Dт - диаметр тела качения, равно
A=0,03•DT.
Тогда окончательно осевая игра в изношенном подшипнике определится по формуле
.
Пример расчета толщины комплекта прокладок. Пример конкретного выполнения
В результате разборки подшипникового узла, в котором были установлены шариковые однорядные подшипники качения 208, и последующей его дефектовки были получены следующие характеристики:
- радиальный зазор в первом подшипнике gR1=0,95 мм;
- радиальный зазор во втором подшипнике gR2=0,70 мм.
Диаметр тел качения в подшипнике 208 равен 12,7 мм, тогда толщина комплекта прокладок равна
.
Использование предлагаемого способа ремонта подшипникового узла позволит восстановить его работоспособность без замены изношенных подшипников и увеличить срок их службы даже если радиальный зазор в них достиг допустимого значения.
Источник информации
А. А.Моисеев, Г.Л.Гальперин. Тракторные подшипники качения. - М.: Колос, 1979, 112 с., с. 71...96 - прототип.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 2004 |
|
RU2276000C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 1998 |
|
RU2130372C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 2001 |
|
RU2189298C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2296660C1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) И СДВОЕННЫЙ КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1994 |
|
RU2127688C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ШАРНИРА ГУКА | 1997 |
|
RU2122145C1 |
АДАПТИВНЫЙ МОДУЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2022 |
|
RU2793289C1 |
ПРОХОДНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2171186C1 |
УЗЕЛ РАДИАЛЬНОГО РОЛИКОВОГО ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011901C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ГИДРАВЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2013 |
|
RU2534698C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при ремонте подшипниковых узлов в любой отрасли. Способ включает разборку подшипникового узла, дефектовку деталей, комплектовку и сборку. Комплектовку осуществляют подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению где S - толщина комплекта прокладок; DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника; DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника; gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике; gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике. Комплект прокладок устанавливают при сборке подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой. Изобретение позволит снизить себестоимость ремонта подшипниковых узлов. 3 ил.
Способ ремонта подшипникового узла, включающий его разборку, дефектовку деталей, комплектовку и сборку, отличающийся тем, что комплектовку осуществляют подбором комплекта прокладок, толщину которого определяют по выражению
где S - толщина комплекта прокладок;
DТ1 - диаметр тела качения первого изношенного подшипника;
DТ2 - диаметр тела качения второго изношенного подшипника;
gR1 - радиальный зазор в первом изношенном подшипнике;
gR2 - радиальный зазор во втором изношенном подшипнике,
с последующей его установкой при сборке подшипникового узла между торцом наружного кольца, по меньшей мере, одного из изношенных подшипников и крышкой.
МОИСЕЕВ А.А | |||
и др | |||
Тракторные подшипники качения | |||
- М.: Колос, 1979, с.71-96 | |||
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА | 1998 |
|
RU2130372C1 |
RU 2055714 C1, 10.03.1996 | |||
СПОСОБ СБОРКИ ДВУХРЯДНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 1993 |
|
RU2064616C1 |
US 5203066 A, 20.04.1993 | |||
ЧУГУН | 2009 |
|
RU2387730C1 |
Авторы
Даты
2003-11-27—Публикация
2002-02-11—Подача