Изобретение относится к строительству и может быть использовано для сооружения железнодорожных путей.
Цель изобретения повышение надежности и долговечности бетонных шпал, улучшение их амортизационных свойств, упрощение и удешевление ремонтных работ.
На фиг. 1 показана шпала, вид спереди с частичным разрезом; на фиг. 2 то же, вид сверху; на фиг. 3 то же, вид сбоку; на фиг. 4 вид консоли шпалы в аксонометрии; на фиг. 5 вид шпалы с древесными вкладышами в аксонометрии.
Бетонная шпала имеет тело 1, на торцовых частях которого выполнены продольные пазы 2 для вкладышей. Каждый вкладыш состоит из нескольких слоев 3 и 4 разноплотной древесины, разделенных эластичными прокладками 5. Верхний слой 3 вкладыша выполнен из прессованной древесины плотностью 900-1100 кг/м3, а остальные слои из натуральной цельной древесины плотностью 450-650 кг/м3.
Выполнение в торцах бетонных шпал продольных пазов позволяет устанавливать в них вкладыши больших размеров (100х140-150 мм), длиной 800 мм, что достаточно для прочного крепления как самого рельса с вкладышем с помощью металлической подкладки, так и вкладыша с телом шпалы при помощи закладных болтов 6, закрепленных в днище торца шпалы.
Для лучшего сцепления шпалы с постелью пути в подошве каждого торца шпалы выполнены нижние продольные пазы 7.
Выполнение вкладышей из разноплотной древесины обеспечивает одновременное повышение их амортизационных свойств за счет применения натуральной древесины низкой или средней плотности (450-650 кг/м3) и повышение их износостойкости от истирания металлической подкладкой за счет применения прессованной древесины с высокой плотностью 900-1100 кг/м3.
Введение между древесными элементами упругих эластичных прокладок 5 дополнительно улучшает амортизационные свойства вкладыша и шпалы в целом.
В качестве эластичных упругих прокладок 5 можно использовать стандартные прокладки из прорезиненного корда.
Такая конструкция опорных вкладышей приближает бетонную шпалу по своим амортизационным свойствам к стандартной деревянной шпале, но значительно превосходит ее по надежности и сроку службы, так как вкладыши защищены высокопрочными слоями из прессованной древесины, способными выдерживать нагрузки до 20-25 МПа без заметных деформаций по толщине и ширине в замкнутом объеме. В данном случае замкнутым объемом являются продольные пазы в торцах шпалы.
Изготовление вкладышей в виде многослойных конструкций из относительно короткомерных и тонких древесных элементов позволяет отказаться от применения дефицитного крупногабаритного бруса хвойных пород, а использовать для этих целей деловые отходы (доски, горбыль) менее ценных древесных пород осины, березы, тополя и др.
Кроме того, снижаются затраты на сушку тонкомерных заготовок, повышается качество их пропитки анитисептиками и другими водозащитными веществами, повышается срок их службы.
Длина вкладыша выполнена такой, что при проведении ремонта и в случае заметного износа опорной его части, находящейся под металлической подкладкой, вкладыши разворачивают на 180о в горизонтальной плоскости и повторно используют в качестве опоры другую его часть.
Чтобы не допустить касания металлической подкладки о бетонные верхние поверхности торцов шпал, верхний слой вкладыша из прессованной древесины на 15-20 мм выше поверхности этих торцов.
Для рассредоточения подвижной нагрузки на опорную часть вкладыша выполняют ширину верхнего слоя вкладыша на 10 мм, а длину на 30 мм больше соответствующих размеров стандартной металлической подкладки.
Все древесные элементы вкладыша пропитывают известными антисептиками, а торцовые их поверхности покрывают влагозащитными полимерными смазками.
Конструктивные особенности шпалы обеспечивают:
повышенную надежность и долговечность;
высокие амортизационные свойства вкладыша и его долговечность за счет применения разноплотной древесины и упругих эластичных прокладок;
снижение шума от подвижного транспорта, уменьшение динамических нагрузок на рельсы и колесные пары и за счет этого повышение их срока службы;
упрощение и ускорение ремонта, экономию дефицитной хвойной древесины;
улучшение сушки и качества пропитки антисептиком тонкомерных и короткомерных древесных заготовок.
Приведенные производственные испытания на отдельном участке ЮВЖД в течение 7 лет эксплуатации деревянных шпал, защищенных от истирания прокладками из прессованной древесины, показали, что поверхность опорных частей шпал, находящихся непосредственно под прокладками из прессованной древесины, заметного износа не имела, а сама прокладка при ее начальной толщине 15 мм износилась всего на 2-3 мм.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННЫХ ПРОКЛАДОК ИЗ ПРЕССОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ | 1994 |
|
RU2124085C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРЕССОВАННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 1992 |
|
RU2041809C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВТУЛОК ИЗ ДРЕВЕСИНЫ | 1992 |
|
RU2041805C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ С ВКЛАДЫШАМИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2041810C1 |
Дюбель для деревянной шпалы | 1989 |
|
SU1726619A1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕРЕВЯННОЙ ШПАЛЫ | 2000 |
|
RU2185958C1 |
ДЕРЕВЯННАЯ ШПАЛА | 2009 |
|
RU2400587C1 |
БЕТОННАЯ ШПАЛА-ДЕМПФЕР | 2012 |
|
RU2486305C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА КОНСТРУКЦИИ РЕЛЬСОВОГО ПУТИ | 2004 |
|
RU2314382C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОГАНОГО ШПОНА ИЗ КОРОТКОМЕРНЫХ ОТХОДОВ ВАНЧЕСОВ | 2016 |
|
RU2624285C1 |
Использование: изобретение к строительству и может быть использовано для сооружения железнодорожных путей. Сущность изобретения: вкладыши из древесины установлены в продольных пазах, открытых со стороны торцов шпал, и выполнены из нескольких слоев разноплотной древесины, разделенных эластичными упругими прокладками 5. Верхний слой 3 вкладыша выполнен из прессованной древесины плотностью 900-1100 кг/м3, а остальные из натуральной древесины плотностью 450-650 кг/м3. Длина вкладыша более чем в два раза превышает длину металлической подкладки 5. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Строительный элемент | 1985 |
|
SU1276718A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1995-08-27—Публикация
1992-03-26—Подача